Напоминание

Реализация ФГОС: система работы психолога школы в условиях деятельностного подхода.


Автор: Воронина Ольга Георгиевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №1"
Населённый пункт: г.Гаврилов-Ям, Ярославской области
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация ФГОС: система работы психолога школы в условиях деятельностного подхода.
Раздел: среднее образование





Назад





Реализация ФГОС: система работы психолога школы в условиях

деятельностного подхода.
Новые образовательные стандарты (ФГОС),– эта фраза давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, очень осторожно вводили в педагогическую практику, осматривались, делились любым положительным опытом и … пришло время оценивать «новое» в результативности работы. Не может остаться в стороне от изменений в образовании и психолог, поскольку новые стандарты, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе. Таким образом, основной целью школьного психолога является: создание социально-психологических условий для развития личности учащихся, их успешного обучения, оказание помощи в решении экзистенциальных проблем(самопознание, достижение личной идентичности, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию).Нюансы и особенности работы школьного психолога необходимо рассматривать в совместной деятельности педагогического коллектива, опираясь на концептуальные основы воспитательного и образовательного процесса. Общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» является участником региональной инновационной площадки «ФГОС: преемственность дошкольного, начального и основного общего образования на основе со-бытийного подхода». Идея со-бытийности видится в поддержке и развитии в ребенке базовых, родовых способностей, позволяющих ему отстаивать собственную человечность, быть не только ресурсом социального производства, но прежде всего субъектом культуры и исторического действия, субъектом своей жизни. Специалисты психологической службы нашего учреждения считают важным в образовательном и воспитательном процессе создавать такие ситуации, где ребенок находил бы благоприятные условия для раскрытия собственного «Я», подлинного личностного самоопределения, нахождения и отстаивания собственных смыслов, мог бы осуществить пробу собственных сил и возможностей в авторской деятельности. Это становится возможным при условиях наличия детско-взрослой общности. Она может возникнуть внутри существующей социальной группы (класс, команда и пр.), в результате эмоционального сближения, «чувства общности» в общей деятельности, эмоциональном переживании, или в рамках новой неформальной кратковременной общности (тренинговая группа, игровая общность, случайная встреча и пр.). Часто она возникает в процессе ценностно- смыслового, позиционного коллективного обсуждения и осмысления общих, значимых для всех вопросов и событий, в групповой рефлексии. Со- бытийная общность может быть охарактеризована как совместное бытие, как соприкосновение жизней (бытия) нескольких людей, пересечение их в общем эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах. Как 1
показывает психологическая практика со-бытийная общность начинается с эмоционального восприятия субъектом другого (других), как значимого и интересного человека, с возникновения общего пространства взаимодействия в котором каждый находит «себя в другом» и «другого в себе», где происходит открытый диалог на уровне смыслов. Учитывая опыт работы, хотелось бы заметить, что со-бытийность это качественная характеристика малой первичной группы, как ее особого состояния, с обязательным выходом на осознание своих ценностей и смыслов каждым участником. Осознание смысла со-бытия происходит в процессе функционирования общности и после, как осмысление произошедшего для себя. В психологию образования понятие со-бытийной общности ввели В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман, отмечавшие что проблема общности является не только социальной или исторической, а при более глубоком рассмотрении, является глубоко жизненной, личностно-смысловой проблемой. Со-бытие есть то, что развивает и развивается; результат развития здесь - та или иная форма, тот или иной уровень индивидуальной коллективной субъектности». И самое главное, описывая опыт работы психолога, следует отметить, что в со- бытийной общности, с одной стороны происходит формирование живых связей, общего ценностно-смыслового пространства, взаимного интереса и взаимопринятия; с другой стороны формируется свободная субъектная позиция каждого участника, в совместной деятельности и общении. Соответственно задачами педагога и психолога в моделировании и реализации условий по проявлению детско-взрослой общности в работе с детьми являются:  обеспечивать свободу, добровольность выбора участия (не участия) в коллективной деятельности, возможность выбора детьми направлений и способов деятельности, позиции;  выстраивать и поддерживать детско-взрослую общность, отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения;  создавать в общности условия для межпозиционного взаимодействия, стимулировать проявление и осознание участниками своей позиции, способности уважать и понимать позицию другого;  направлять функционирование детско-взрослой общности, при этом взрослый должен учитывать тот опыт, который ребенок в ней получит, опыт деятельности, опыт отношений, предусматривать новый опыт творческой самореализации в деятельности и общении, который стимулирует проявление субъектных качеств;  стимулировать в жизни детско-взрослой общности рефлексивные процессы, уделять им достаточно большое время, выводя взаимодействие участников в общности на осознанный уровень;  понимать и учитывать в своей работе влияние выстраиваемых в общности отношений и рефлексии на формирование единого ценностно-смыслового пространства внутри общности. 2
Поэтому проектируя как воспитательный, так и образовательный процесс психологической службой в школе, необходимо помнить, что общность это живое образование, она формируется самими участниками в свободном общении равных субъектов, здесь нет предписанных норм и правил, они формируются самими участниками в открытом межпозиционном диалоге, в интересной «захватившей» всех деятельности. Общность рождается вместе с субъектами ее образующими, остается в их внутреннем мире. Таким образом, основным смыслом деятельности психолога в нашей школе является создание общности детей и взрослых на всех направлениях, видах и формах работы. Исходя из ООП школы, где прописаны психолого- педагогические условия реализации образовательной программы и в соответствии с профессиональным стандартами педагога-психолога возможно построить и организовать работу по сопровождению участников образовательной деятельности по традиционным, на первый взгляд психологическим направлениям: 1. психологическое сопровождение учебной деятельности; 2. психолого-педагогическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень; 3. психолого-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся, их социализации; 4. участие в деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся; 5. психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (при наличии таковых); 6. психологическое сопровождение одаренных обучающихся; 7. психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся; и основными видами психолого-педагогического сопровождения, которыми являются: консультирование, диагностика, развивающая и коррекционная работа, психопрофилактика, экспертиза, просвещение. Таким образом, планирование работы школьного психолога может быть выстроено в виде таблицы: № п.п. Направление Цель Содержание работы Во II разделе данной таблицы, следует учесть все вышеперечисленные направления работы, затем сформулировать цели по каждому направлению и расписать содержание работы, например: № п.п. Направление Цель Содержание работы 3. Психолого- педагогическое сопровождение Формирование и развитие личностных качеств; социальных, - развитие рефлексии, адекватной самооценки, личностной автономии, 3
воспитательной деятельности, развития личности обучающихся, их социализации нравственных и эстетических ценностей обучающихся коммуникативных компетенций, навыков саморегуляции, позитивной социальной позиции, социальных умений, способности к самоопределению и активному поиску своего места в обществе; - формирование коммуникативных навыков обучающихся в разновозрастной среде и среди сверстников; - предупреждение и коррекция девиантного поведения обучающихся. Опираясь на важность создания детско-взрослой общности, необходимо спроектировать в данном направлении, уже упомянутые выше, основные виды и формы работы. Например: первый вид психологической деятельности - диагностика, где прописаны ожидаемые результаты, формы и темы работы. Ожидаемый результат:  "банк данных"динамики развития мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер обучающихся;  сборник описания проблем для дальнейшего индивидуализированного развития участников образовательного процесса, построение образовательного маршрута. Форма и тема работы: диагностика мотивации и адаптации обучения в среднем звене ( уч-ся 5 кл, сентябрь); анкетирование учащихся для изучения самооценки(4-11 кл., сентябрь); диагностика изучения интересов, склонностей и способностей (1-9 кл, октябрь); изучение произвольности познавательной сферы (1, 5, 7 кл., январь); диагностика школьной тревожности (по запросу); диагностика нравственных качеств учащихся (5-9 кл. январь). Второй вид - психологическое просвещение. Ожидаемый результат:  мастер-классы по преемственности содержания и форм образовательной деятельности и особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;  проекты образовательных со-бытий (уроки, занятия по внеурочной деятельности;  тематический план 5-го класса с учетом организации со-бытийной общности; 4
 копилка методических материалов, выступлений, презентаций, статей по формированию и развитию у детей личностных, социальных, нравственных и эстетических качеств. Основные формы работы: создание взрослой общности среди педагогов и родителей, выступая на педагогических советах, консилиумах, семинарах, м/о классных руководителей и учителей начальных классов, психологов района, а так же родительских собраниях, организованных психологом на класс или параллель. Одним из самых важных видов психологической деятельности, скорее всего является: развитие и коррекция. Ожидаемый результат:  положительная динамика достижения образовательных результатов: личностных, метапредметных, предметных;  индивидуально-образовательные маршруты учащихся;  снижение уровня школьной тревожности, нарушений межличностных отношений в классных коллективах; повышение уровня позитивного самоотношения;  развивающие программы по внеурочной деятельности. Данный вид психологической деятельности в большей мере ориентирован на учащихся, а следовательно, любые формы работы с детьми будут направлены на создание общности детей и взрослых, проектирование и организацию образовательных со-бытий. Формы работы: курс занятий внеурочной деятельности для учащихся начальной школы по развитию творческого мышления и управляемого воображения "Учимся фантазировать" (пример занятия в приложении1); курс занятий в основной школе для 5-6 классов по самосовершенствоавнию "Самопознание" и "Самовоспитание"; курс занятий для учащихся 9 классов по профориентации "Профессиональное самоопределение". Кроме проведения курсов в данном виде психологической деятельности планируются организация "Недели психологии" (январь); классные часы с психологом (в соответствии с планом классного руководителя: пример в приложении 2), тренинговые занятия по работе с одаренными детьми и детьми, имеющими правонарушения. Далее планирование работы школьного психолога выстраивается в таком же стиле, описывая все остальные виды психологической деятельности. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что организация со- бытийной детско-взрослой общности хорошо вписывается в работу школьного психолога и является неотъемлемой частью работы всего педагогического коллектива. Кроме того, выстраивая работу в условиях со- бытийности психолог соответствует требованиям профстандарта и ФГОС, а самое главное, осуществляется поддержка и развитие ребенка, всех его базовых способностей. Со-бытия вбирают в себя благоприятные условия для личностного самоопределения каждого ребенка в любом детском коллективе, 5
нахождение и отстаивание собственных смыслов учения и даже осуществлять пробу своих сил и возможностей в деятельности и общении.
Приложение 1.

Тема занятия:
Придумываем ассоциативные загадки. (в рамках курса внеурочной деятельности в начальной школе по развитию творческого мышления и управляемого воображения "Учимся фантазировать")
Предполагаемые результаты:
Метапредметные: - составляют алгоритм и формулируют правила для составления ассоциативных загадок; - вырабатываю критерии оценки ; - коллективно планируют деятельность для последующей работы в группе; - сочиняют ассоциативные загадки, используя алгоритм и правила; Личностные: - общаются со сверстниками, аргументируя свою точку зрения; - адекватно оценивают свою работу и работы одноклассников, в соответствии с выработанными критериями; - преодолевают психологическую инерцию, стремятся к новизне.
Цель:
обучение навыкам придумывания ассоциативных загадок, используя совместно составленный алгоритм и совместно сформулированные правила. Проект деятельности: Этап деятельности Возможные методы и приемы создания общности Дидактические средства и оборудование Потребность 1. Презентация своего д/з. Ученики поочередно показывают классу свои рисунки, предлагая отгадать на что они похожи. 2. Взаимооценка ответов детей по совместно-выработанным критериям: - правильно; - оригинально. 3. игра "Отгадай-ка" Рисунки-загадки детей "Что это такое? (например, мексиканец на велосипеде) Образ желаемого результата Беседа "Как научиться придумывать загадки, описывая, на что похож предмет?" (алгоритм - схема для составления ассоциативных загадок). Мотив 1. Игра "Ассоциации" 6
2. Рассуждения детей "Где могут пригодиться ассоциативные умения?" Целеполагани е 1.Беседа : "Кто составляет ассоциативные задки? 2. Деление на группы. Планирование 1.Коллективное составление последовательности работы на доске (алгоритм) 2. Совместное формулирование одного из правил: - Схема-таблица; - Карточки со словами для постепенного заполнения таблицы. 1. Чтобы загадки были интересными, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения Деятельность Работа в группе по сочинению загадок. (Если группа быстро и успешно справляется с заданием, можно предложить самим придумать объект и составить загадку). Каждая группа получает начерченную таблицу и объект для загадки. ( например: пуговица, кнопка, лампочка, гитара, варежка, кольцо, гвоздь, щетка, шляпа..... Анализ результатов 1.Презентация загадок от каждой группы. 2.Взаимооценка по совместно выработанным критериям: правильно, оригинально. 3. Совместное формулирование правил (2 и 3-его): 4. д/з пользуясь алгоритмом и правилами, придумать загадку про любой предмет. 5. Подведение итогов урока. Работы детей 2. Чтобы было понятно, о каком объекте идет речь, можно "отстраиваться" от неправильного ответа. 3. Можно в загадку вставлять дополнительные признаки, характерные для предмета и отличающие его от других такой же формы. Составьте слово из букв, которые похожи на три кольца, плюс с наклоном, расческа, флажок (хорошо).


Приложение 2.

Тема занятия:
Создание абстрактного образа горы под названием Счастье. 7
(организация классного часа с психологом в рамках акции "Наша жизнь - в наших руках", возраст детей - 10кл.)
Предполагаемые результаты:
Метапредметные:  создают абстрактный образ под названием "Гора Счастья";  передают эмоциональные впечатления, оказанных в ходе прочтения сказки "Пять ступеней счастья", используя кукол;  выбирают и выполняют возможные роли в совместной деятельности;  анализируют текст сказки для совместного составления плана и выполнения деятельности в группе;  высказывают и обосновывают свое мнение (суждение). Личностные:  демонстрируют уважение, доброжелательность к традициям и семейным ценностям жителей "страны чувств";  рассуждают о счастье и внутреннем мире людей;  пытаются описать жизненные ценности и жизненные ресурсы человека;  договариваются в группе, высказывая свое мнение и учитывая мнение одноклассников;  размышляют вслух о собственном понимании счастья.
Цель:
формирование представлений о жизненных идеалах посредством создания абстрактного образа "Гора Счастья" в группах. Проект деятельности: Этап деятельности Возможные методы и приемы создания общности Дидактические средства и оборудование Потребность  Рассказ учителя о существовании волшебной страны чувств;  Кукольная инсценировка для первичного восприятия сказки "Пять ступенек счастья".  Презентация (сл. 1.2) Презентация (сл. ), куклы (мать, отец, их дочери - 5кукол, добрый молодец; карта местности. Образ желаемого результата - Обсуждение вопроса: какое изображение стерто на карте, можно ли придумать образ "Горы Счастья? Презентация (сл.) Мотив - Беседа, какой опыт данной сказки можно взять в реальную жизнь? 8
Целеполагани е - Метод "мозгового штурма": Как можно создать образ "горы Счастья"; - деление на группы. Планирование  Чтение сказки в группе;  составление схемы и описание пяти уровней счастья;  создание образа " Гора Счастья";  формулирование определения "счастье - это...";  презентация групповой работы.  Совместное составление плана на доске.  Тексты сказки "Пять ступенек счастья". Деятельность Работа в группах. Помощь взрослого по запросу. Бумага (А4), краски, карандаши, фломастеры. Анализ результатов  Презентация групповых работ и сравнение их с образцом. - Рефлексия "Подарок жителей страны чувств - подкова счастья" Передавая подкову из рук в руки, размышление вслух каждого участника, от чего именно он становиться счастлив? Презентация (Образ "горы Счастья", жители волшебной страны чувств? Подкова. 9


В раздел образования