Реализация ФГОС: система работы психолога школы в условиях деятельностного подхода.
Автор: Воронина Ольга Георгиевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №1" Населённый пункт: г.Гаврилов-Ям, Ярославской области Наименование материала: Статья Тема: Реализация ФГОС: система работы психолога школы в условиях деятельностного подхода. Раздел: среднее образование
Реализация ФГОС: система работы психолога школы в условиях
деятельностного подхода.
Новые образовательные стандарты (ФГОС),– эта фраза давно на слуху у
всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной,
очень осторожно вводили в педагогическую практику, осматривались,
делились любым положительным опытом и … пришло время оценивать
«новое» в результативности работы.
Не может остаться в стороне от изменений в образовании и психолог,
поскольку новые стандарты, «особенно психологичны» и требуют при
реализации обновленной роли психолога в школе. Таким образом, основной
целью школьного психолога является: создание социально-психологических
условий для развития личности учащихся, их успешного обучения, оказание
помощи в решении экзистенциальных проблем(самопознание, достижение
личной идентичности, развитие временной перспективы, способности к
целеполаганию).Нюансы и особенности работы школьного психолога
необходимо рассматривать в совместной деятельности педагогического
коллектива, опираясь на концептуальные основы воспитательного и
образовательного процесса.
Общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» является
участником региональной инновационной площадки «ФГОС:
преемственность дошкольного, начального и основного общего образования
на основе со-бытийного подхода».
Идея со-бытийности видится в поддержке и развитии в ребенке базовых,
родовых способностей, позволяющих ему отстаивать собственную
человечность, быть не только ресурсом социального производства, но прежде
всего субъектом культуры и исторического действия, субъектом своей жизни.
Специалисты психологической службы нашего учреждения считают важным
в образовательном и воспитательном процессе создавать такие ситуации, где
ребенок находил бы благоприятные условия для раскрытия собственного
«Я», подлинного личностного самоопределения, нахождения и отстаивания
собственных смыслов, мог бы осуществить пробу собственных сил и
возможностей в авторской деятельности. Это становится возможным при
условиях наличия детско-взрослой общности. Она может возникнуть внутри
существующей социальной группы (класс, команда и пр.), в результате
эмоционального сближения, «чувства общности» в общей деятельности,
эмоциональном переживании, или в рамках новой неформальной
кратковременной общности (тренинговая группа, игровая общность,
случайная встреча и пр.). Часто она возникает в процессе ценностно-
смыслового, позиционного коллективного обсуждения и осмысления общих,
значимых для всех вопросов и событий, в групповой рефлексии. Со-
бытийная общность может быть охарактеризована как совместное бытие, как
соприкосновение жизней (бытия) нескольких людей, пересечение их в общем
эмоционально-психологическом и ценностно-смысловом пространствах. Как
1
показывает психологическая практика со-бытийная общность начинается с
эмоционального восприятия субъектом другого (других), как значимого и
интересного человека, с возникновения общего пространства взаимодействия
в котором каждый находит «себя в другом» и «другого в себе», где
происходит открытый диалог на уровне смыслов. Учитывая опыт работы,
хотелось бы заметить, что со-бытийность это качественная характеристика
малой первичной группы, как ее особого состояния, с обязательным выходом
на осознание своих ценностей и смыслов каждым участником. Осознание
смысла со-бытия происходит в процессе функционирования общности и
после, как осмысление произошедшего для себя. В психологию образования
понятие со-бытийной общности ввели В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман,
отмечавшие что проблема общности является не только социальной или
исторической, а при более глубоком рассмотрении, является глубоко
жизненной, личностно-смысловой проблемой. Со-бытие есть то, что
развивает и развивается; результат развития здесь - та или иная форма, тот
или иной уровень индивидуальной коллективной субъектности». И самое
главное, описывая опыт работы психолога, следует отметить, что в со-
бытийной общности, с одной стороны происходит формирование живых
связей, общего ценностно-смыслового пространства, взаимного интереса и
взаимопринятия; с другой стороны формируется свободная субъектная
позиция каждого участника, в совместной деятельности и общении.
Соответственно задачами педагога и психолога в моделировании и
реализации условий по проявлению детско-взрослой общности в работе с
детьми являются:
обеспечивать свободу, добровольность выбора участия (не участия) в
коллективной деятельности, возможность выбора детьми направлений
и способов деятельности, позиции;
выстраивать и поддерживать детско-взрослую общность, отношения
равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения;
создавать в общности условия для межпозиционного взаимодействия,
стимулировать проявление и осознание участниками своей позиции,
способности уважать и понимать позицию другого;
направлять функционирование детско-взрослой общности, при этом
взрослый должен учитывать тот опыт, который ребенок в ней получит,
опыт деятельности, опыт отношений, предусматривать новый опыт
творческой самореализации в деятельности и общении, который
стимулирует проявление субъектных качеств;
стимулировать в жизни детско-взрослой общности рефлексивные
процессы, уделять им достаточно большое время, выводя
взаимодействие участников в общности на осознанный уровень;
понимать и учитывать в своей работе влияние выстраиваемых в
общности отношений и рефлексии на формирование единого
ценностно-смыслового пространства внутри общности.
2
Поэтому проектируя как воспитательный, так и образовательный процесс
психологической службой в школе, необходимо помнить, что общность это
живое образование, она формируется самими участниками в свободном
общении равных субъектов, здесь нет предписанных норм и правил, они
формируются самими участниками в открытом межпозиционном диалоге, в
интересной «захватившей» всех деятельности. Общность рождается вместе с
субъектами ее образующими, остается в их внутреннем мире.
Таким образом, основным смыслом деятельности психолога в нашей школе
является создание общности детей и взрослых на всех направлениях, видах и
формах работы. Исходя из ООП школы, где прописаны психолого-
педагогические условия реализации образовательной программы и в
соответствии с профессиональным стандартами педагога-психолога
возможно построить и организовать работу по сопровождению участников
образовательной деятельности по традиционным, на первый взгляд
психологическим направлениям:
1.
психологическое сопровождение учебной деятельности;
2.
психолого-педагогическое сопровождение перехода на новый
образовательный уровень;
3.
психолого-педагогическое сопровождение воспитательной
деятельности, развития личности обучающихся, их социализации;
4.
участие в деятельности по сохранению и укреплению здоровья
обучающихся;
5.
психологическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья (при наличии таковых);
6.
психологическое сопровождение одаренных обучающихся;
7.
психологическое сопровождение профессионального самоопределения,
предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся;
и основными видами психолого-педагогического сопровождения,
которыми являются: консультирование, диагностика, развивающая и
коррекционная работа, психопрофилактика, экспертиза, просвещение.
Таким образом, планирование работы школьного психолога может быть
выстроено в виде таблицы:
№
п.п.
Направление
Цель
Содержание работы
Во II разделе данной таблицы, следует учесть все вышеперечисленные
направления работы, затем сформулировать цели по каждому направлению и
расписать содержание работы, например:
№
п.п.
Направление
Цель
Содержание работы
3.
Психолого-
педагогическое
сопровождение
Формирование и
развитие личностных
качеств; социальных,
- развитие рефлексии,
адекватной самооценки,
личностной автономии,
3
воспитательной
деятельности,
развития личности
обучающихся, их
социализации
нравственных и
эстетических
ценностей
обучающихся
коммуникативных
компетенций, навыков
саморегуляции,
позитивной социальной
позиции, социальных
умений, способности к
самоопределению и
активному поиску своего
места в обществе;
- формирование
коммуникативных навыков
обучающихся в
разновозрастной среде и
среди сверстников;
- предупреждение и
коррекция девиантного
поведения обучающихся.
Опираясь на важность создания детско-взрослой общности, необходимо
спроектировать в данном направлении, уже упомянутые выше, основные
виды и формы работы. Например: первый вид психологической деятельности
- диагностика, где прописаны ожидаемые результаты, формы и темы работы.
Ожидаемый результат:
"банк данных"динамики развития мотивационной, познавательной и
эмоционально-волевой сфер обучающихся;
сборник описания проблем для дальнейшего индивидуализированного
развития участников образовательного процесса, построение
образовательного маршрута.
Форма и тема работы: диагностика мотивации и адаптации обучения в
среднем звене ( уч-ся 5 кл, сентябрь); анкетирование учащихся для изучения
самооценки(4-11 кл., сентябрь); диагностика изучения интересов,
склонностей и способностей (1-9 кл, октябрь); изучение произвольности
познавательной сферы (1, 5, 7 кл., январь); диагностика школьной
тревожности (по запросу); диагностика нравственных качеств учащихся (5-9
кл. январь).
Второй вид - психологическое просвещение.
Ожидаемый результат:
мастер-классы по преемственности содержания и форм
образовательной деятельности и особенностей перехода из младшего
школьного возраста в подростковый;
проекты образовательных со-бытий (уроки, занятия по внеурочной
деятельности;
тематический план 5-го класса с учетом организации со-бытийной
общности;
4
копилка методических материалов, выступлений, презентаций, статей
по формированию и развитию у детей личностных, социальных,
нравственных и эстетических качеств.
Основные формы работы: создание взрослой общности среди педагогов и
родителей, выступая на педагогических советах, консилиумах, семинарах,
м/о классных руководителей и учителей начальных классов, психологов
района, а так же родительских собраниях, организованных психологом на
класс или параллель.
Одним из самых важных видов психологической деятельности, скорее всего
является: развитие и коррекция.
Ожидаемый результат:
положительная динамика достижения образовательных результатов:
личностных, метапредметных, предметных;
индивидуально-образовательные маршруты учащихся;
снижение уровня школьной тревожности, нарушений межличностных
отношений в классных коллективах; повышение уровня позитивного
самоотношения;
развивающие программы по внеурочной деятельности.
Данный вид психологической деятельности в большей мере ориентирован
на учащихся, а следовательно, любые формы работы с детьми будут
направлены на создание общности детей и взрослых, проектирование и
организацию образовательных со-бытий.
Формы работы: курс занятий внеурочной деятельности для учащихся
начальной школы по развитию творческого мышления и управляемого
воображения "Учимся фантазировать" (пример занятия в приложении1);
курс занятий в основной школе для 5-6 классов по самосовершенствоавнию
"Самопознание" и "Самовоспитание"; курс занятий для учащихся 9 классов
по профориентации "Профессиональное самоопределение".
Кроме проведения курсов в данном виде психологической деятельности
планируются организация "Недели психологии" (январь); классные часы с
психологом (в соответствии с планом классного руководителя: пример в
приложении 2), тренинговые занятия по работе с одаренными детьми и
детьми, имеющими правонарушения.
Далее планирование работы школьного психолога выстраивается в таком
же стиле, описывая все остальные виды психологической деятельности.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что организация со-
бытийной детско-взрослой общности хорошо вписывается в работу
школьного психолога и является неотъемлемой частью работы всего
педагогического коллектива. Кроме того, выстраивая работу в условиях со-
бытийности психолог соответствует требованиям профстандарта и ФГОС, а
самое главное, осуществляется поддержка и развитие ребенка, всех его
базовых способностей. Со-бытия вбирают в себя благоприятные условия для
личностного самоопределения каждого ребенка в любом детском коллективе,
5
нахождение и отстаивание собственных смыслов учения и даже
осуществлять пробу своих сил и возможностей в деятельности и общении.
Приложение 1.
Тема занятия: Придумываем ассоциативные загадки.
(в рамках курса внеурочной деятельности в начальной школе по развитию
творческого мышления и управляемого воображения "Учимся
фантазировать")
Предполагаемые результаты:
Метапредметные:
- составляют алгоритм и формулируют правила для составления
ассоциативных загадок;
- вырабатываю критерии оценки ;
- коллективно планируют деятельность для последующей работы в группе;
- сочиняют ассоциативные загадки, используя алгоритм и правила;
Личностные:
- общаются со сверстниками, аргументируя свою точку зрения;
- адекватно оценивают свою работу и работы одноклассников, в соответствии
с выработанными критериями;
- преодолевают психологическую инерцию, стремятся к новизне.
Цель: обучение навыкам придумывания ассоциативных загадок, используя
совместно составленный алгоритм и совместно сформулированные правила.
Проект деятельности:
Этап
деятельности
Возможные методы и приемы
создания общности
Дидактические средства
и оборудование
Потребность
1. Презентация своего д/з. Ученики
поочередно показывают классу свои
рисунки, предлагая отгадать на что
они похожи.
2. Взаимооценка ответов детей по
совместно-выработанным критериям:
- правильно;
- оригинально.
3. игра "Отгадай-ка"
Рисунки-загадки детей
"Что это такое?
(например, мексиканец
на велосипеде)
Образ
желаемого
результата
Беседа "Как научиться придумывать
загадки, описывая, на что похож
предмет?" (алгоритм - схема для
составления ассоциативных загадок).
Мотив
1. Игра "Ассоциации"
6
2. Рассуждения детей "Где могут
пригодиться ассоциативные умения?"
Целеполагани
е
1.Беседа : "Кто составляет
ассоциативные задки?
2. Деление на группы.
Планирование
1.Коллективное составление
последовательности работы на доске
(алгоритм)
2. Совместное формулирование
одного из правил:
- Схема-таблица;
- Карточки со словами
для постепенного
заполнения таблицы.
1. Чтобы загадки были
интересными, надо
подбирать
оригинальные,
необычные сравнения
Деятельность
Работа в группе по сочинению
загадок.
(Если группа быстро и успешно
справляется с заданием, можно
предложить самим придумать объект
и составить загадку).
Каждая группа
получает начерченную
таблицу и объект для
загадки.
( например: пуговица,
кнопка, лампочка,
гитара, варежка, кольцо,
гвоздь, щетка, шляпа.....
Анализ
результатов
1.Презентация загадок от каждой
группы.
2.Взаимооценка по совместно
выработанным критериям:
правильно, оригинально.
3. Совместное формулирование
правил (2 и 3-его):
4. д/з пользуясь алгоритмом и
правилами, придумать загадку про
любой предмет.
5. Подведение итогов урока.
Работы детей
2. Чтобы было понятно,
о каком объекте идет
речь, можно
"отстраиваться" от
неправильного ответа.
3. Можно в загадку
вставлять
дополнительные
признаки, характерные
для предмета и
отличающие его от
других такой же формы.
Составьте слово из
букв, которые похожи
на три кольца, плюс с
наклоном, расческа,
флажок (хорошо).
Приложение 2.
Тема занятия: Создание абстрактного образа горы под названием Счастье.
7
(организация классного часа с психологом в рамках акции "Наша жизнь - в
наших руках", возраст детей - 10кл.)
Предполагаемые результаты:
Метапредметные:
создают абстрактный образ под названием "Гора Счастья";
передают эмоциональные впечатления, оказанных в ходе прочтения
сказки "Пять ступеней счастья", используя кукол;
выбирают и выполняют возможные роли в совместной деятельности;
анализируют текст сказки для совместного составления плана и
выполнения деятельности в группе;
высказывают и обосновывают свое мнение (суждение).
Личностные:
демонстрируют уважение, доброжелательность к традициям и
семейным ценностям жителей "страны чувств";
рассуждают о счастье и внутреннем мире людей;
пытаются описать жизненные ценности и жизненные ресурсы
человека;
договариваются в группе, высказывая свое мнение и учитывая мнение
одноклассников;
размышляют вслух о собственном понимании счастья.
Цель: формирование представлений о жизненных идеалах посредством
создания абстрактного образа "Гора Счастья" в группах.
Проект деятельности:
Этап
деятельности
Возможные методы и приемы
создания общности
Дидактические средства и
оборудование
Потребность
Рассказ учителя о
существовании
волшебной страны
чувств;
Кукольная инсценировка
для первичного
восприятия сказки "Пять
ступенек счастья".
Презентация (сл. 1.2)
Презентация (сл. ), куклы
(мать, отец, их дочери -
5кукол, добрый молодец;
карта местности.
Образ
желаемого
результата
- Обсуждение вопроса: какое
изображение стерто на карте,
можно ли придумать образ
"Горы Счастья?
Презентация (сл.)
Мотив
- Беседа, какой опыт данной
сказки можно взять в реальную
жизнь?
8
Целеполагани
е
- Метод "мозгового штурма":
Как можно создать образ "горы
Счастья";
- деление на группы.
Планирование
Чтение сказки в
группе;
составление схемы и
описание пяти
уровней счастья;
создание образа " Гора
Счастья";
формулирование
определения "счастье -
это...";
презентация
групповой работы.
Совместное
составление плана на
доске.
Тексты сказки "Пять
ступенек счастья".
Деятельность
Работа в группах.
Помощь взрослого по запросу.
Бумага (А4), краски,
карандаши, фломастеры.
Анализ
результатов
Презентация групповых
работ и сравнение их с
образцом.
- Рефлексия "Подарок
жителей страны чувств -
подкова счастья"
Передавая подкову из рук
в руки, размышление
вслух каждого участника,
от чего именно он
становиться счастлив?
Презентация (Образ "горы
Счастья", жители волшебной
страны чувств?
Подкова.
9