Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии
Автор: Шуткина Любовь Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ "Лицей №6" Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии Раздел: дошкольное образование
Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего
возраста посредством метода песочной терапии
В
дошкольном
возрасте
педагоги
сталкиваются
со
следующими
проблемами:
• сложности
во
взаимоотношениях
с
взрослыми
(родителями,
воспитателями, учителями и сверстниками)
• психосоматические заболевания
• различные формы нарушений поведения
• сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации: развод,
появление младшего ребенка, потери и т.д.
• повышенная тревожность
• страхи
• адаптация в школе и детском саду
• неврозы.
Решение этих проблем в основном ложится на плечи педагогов и то,
какими
способами
они
будут
решаться,
будет
отражено
в
дальнейшем
развитии каждого ребенка. Педагоги выбирают свои подходы и методы, мы
же
считаем,
что
наиболее
действенно
в
данном
возрасте
будет
работать
песочная терапия.
Песочная терапия для ребенка –
возможность его
самовыражения.
Вода, песок, фигурки
животных и людей,
предметы способны помочь
малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно
передать
словами.
Пескотерапия
способна
помочь
ребенку
разобраться
в
себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом
сеансы песочной
терапии
дают ощущение полной свободы и защищенности. Пескотерапия
это,
по
сути
игра.
Игра,
которая
помогает
ребенку
научиться
строить
отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и
чувства.
Если
рассматривать
песочная
терапию
как
метод
терапевтического
воздействия на ребенка то это:
Один
из
лучших
методов
психотерапии,
возникший
в
рамках
аналитической психотерапии.
Это
способ
общения
с
миром
и
самим
собой;
способ
снятия
внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом
уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Песочная
терапия
дает
возможность
прикоснуться
к
глубинному,
подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой
уникальный образ, картину мира.
Терапевтический
эффект
игры
с
песком
впервые
был
замечен
швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Принцип
«терапии
песком»
был
предложен
Г.К.
Юнгом
–
швейцарским
психоаналитиком,
основателем
аналитической
терапии.
Теоретико-
методологическую основу представила его ученица Д. Каллф в 1950-х г.г.
разработала
терапевтический
метод
Sandplay
для
работы
с
детьми
и
взрослыми. Современные авторы изучающие феномен песочной терапии это
такие
ученые
как:
Н.А.
Сакович,
Ю.С.
Шиманович,
Д.Т.
Зинкевич-
Евстигнеева, Т.М. Грабенко.
На основе данного метода мы разработали цикл занятий.
Целью занятий стало: повышение адаптационных возможностей детей
раннего возраста через использование метода песочной терапии
Задачи, решаемые нами:
• усиление самостоятельности ребенка.
• развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
• более
гармонично
и
интенсивно
развиваются
все
познавательные
функции
(восприятие, внимание, память и мышление), а так же речь и моторика.
Песочная терапия требует определенные условия для своей реализации:
• организация предметно-развивающей среды в ДОУ,
• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений
дошкольников с взрослыми и сверстниками,
• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и
родителей
на
основе
понимания
сущности
проблемы,
форм
и
методов
обеспечения
социальной
успешности,
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей;
• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и
методов работы с песком.
Н о
е с л и
д а н н ы й
ме тод
п р и ме н я т ь
с и с т е мат и ч е с к и ,
в с е
вышеперечисленные условия выполнимы достаточно просто.
Песочная терапия как и всякий подход делится на определенные методы
и
приемы.
А
именно:
исследовательская,
практическая
деятельность
-
включает
в
себя
работу
с
раздаточным
материалом
(совочки,
формочки,
кисточки),
элементы
экспериментирования,
наблюдения.
Игровая
деятельность
- это обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной
дождь»,
инсценировка,
элементы
театрализации).
Словесные
методы
–
беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки),
использование фольклорного жанра (потешки,
прибаутки). И наглядные
методы
включает
в
себя:
показ
игрушек,
рассматривание
картин
и
иллюстраций, моделирование.
При
использовании
в
нашей
работе
пескотерапии
были
получены
следующие результаты:
У детей:
• повысился общий эмоциональный фон;
• снизился уровень тревожности;
• повысилась
познавательная
и
игровая
активность,
уровень
взаимодействия со взрослыми и сверстниками
У родителей:
• проявился
интерес
к
вопросам
воспитания
и
развития
детей,
помогающим ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ;
• повысилась психолого-педагогическая культура.
Работа с песком приносит радость и спокойствие, проверти на себе
эффект песочной терапии и вы не разочаруетесь.