Напоминание

Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии


Автор: Шуткина Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "Лицей №6"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии
Раздел: дошкольное образование





Назад





Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего

возраста посредством метода песочной терапии
В дошкольном возрасте педагоги сталкиваются со следующими проблемами: • сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, воспитателями, учителями и сверстниками) • психосоматические заболевания • различные формы нарушений поведения • сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации: развод, появление младшего ребенка, потери и т.д. • повышенная тревожность • страхи • адаптация в школе и детском саду • неврозы. Решение этих проблем в основном ложится на плечи педагогов и то, какими способами они будут решаться, будет отражено в дальнейшем развитии каждого ребенка. Педагоги выбирают свои подходы и методы, мы же считаем, что наиболее действенно в данном возрасте будет работать песочная терапия. Песочная терапия для ребенка – возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать словами. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности. Пескотерапия это, по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. Если рассматривать песочная терапию как метод терапевтического воздействия на ребенка то это:  Один из лучших методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психотерапии.  Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.  Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Принцип «терапии песком» был предложен Г.К. Юнгом – швейцарским психоаналитиком, основателем аналитической терапии. Теоретико- методологическую основу представила его ученица Д. Каллф в 1950-х г.г. разработала терапевтический метод Sandplay для работы с детьми и взрослыми. Современные авторы изучающие феномен песочной терапии это
такие ученые как: Н.А. Сакович, Ю.С. Шиманович, Д.Т. Зинкевич- Евстигнеева, Т.М. Грабенко. На основе данного метода мы разработали цикл занятий. Целью занятий стало: повышение адаптационных возможностей детей раннего возраста через использование метода песочной терапии Задачи, решаемые нами: • усиление самостоятельности ребенка. • развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики. • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление), а так же речь и моторика. Песочная терапия требует определенные условия для своей реализации: • организация предметно-развивающей среды в ДОУ, • осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, • создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей; • включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком. Н о е с л и д а н н ы й ме тод п р и ме н я т ь с и с т е мат и ч е с к и , в с е вышеперечисленные условия выполнимы достаточно просто. Песочная терапия как и всякий подход делится на определенные методы и приемы. А именно: исследовательская, практическая деятельность - включает в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения. Игровая деятельность - это обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации). Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки). И наглядные методы включает в себя: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование. При использовании в нашей работе пескотерапии были получены следующие результаты: У детей: • повысился общий эмоциональный фон; • снизился уровень тревожности; • повысилась познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками У родителей: • проявился интерес к вопросам воспитания и развития детей, помогающим ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ; • повысилась психолого-педагогическая культура.
Работа с песком приносит радость и спокойствие, проверти на себе эффект песочной терапии и вы не разочаруетесь.


В раздел образования