Опыт работы педагога-психолога по профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ
Автор: Постникова Людмила Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" Населённый пункт: с. Кинель-Черкассы, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Опыт работы педагога-психолога по профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ Раздел: среднее образование
по профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ
Постникова Людмила Владимировна
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области
В
условиях
современного
общества,
острое
социально-экономическое
значение
имеет
проблема
трудоустройства
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
В
связи
с
этим
особый
интерес
представляет
профессиональная
ориентация
детей
и
подростков
с
ограниченными
возможностями здоровья, поскольку именно в этом возрасте закономерно
поставлен вопрос выбора своего жизненного пути.
Целью
психолого-педагогического
сопровождения
ребенка
с
ОВЗ,
является
обеспечение
оптимального
развития
ребенка
и
его
успешная
интеграция в социум.
Выбор
профессии
весьма
сложный
и
порой
долгий
мотивационный
процесс. Особенно трудно он дается детям с ограниченными возможностями.
Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным
этапом не только для самих подростков, но и для их родителей.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль играет
система
организационно-методических
и
практических
мероприятий
по
профессиональной
ориентации
и
профессиональному
самоопределению
учащихся с ОВЗ, ставящая целью не только предоставление информации о
мире
профессий
и
дающая
основу
профессиональной
ориентации,
но
и
способствующая
личностному
развитию
учеников,
формированию
у
них
способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности
и возможности с требованиями профессии.
Не менее важна диагностика способностей, личностных особенностей,
интересов и склонностей, которые зависят от условий воспитания, обучения,
от
природных
задатков.
Благодаря
результатам
проводимой
диагностики
строится дальнейшая индивидуальная или групповая работа.
При
организации
работы
с
подростками,
имеющими
особенности
здоровья, учитываются следующие факторы:
• позиция родителей;
• состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
• поддержка со стороны педагогов;
•
знание
своих
личностных
особенностей,
возможностей
и
способностей;
•
информированность
о
профессии,
которая
соответствует
индивидуальным способностям.
Работа по профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ
состоит из 4 этапов:
Информационный этап. (7-8 класс) Он включает обеспечение учащихся
разнообразной
достоверной
информацией
о
современных
профессиях,
о
требованиях, предъявляемых к личности, медицинских противопоказаниях, о
том, где можно получить ту или иную профессию.
На этом этапе использую материалы специальных справочников, статьи в
СМИ,
видеоматериалы,
сайты,
содержащие
информацию
об
учебных
заведениях, описания профессий, рейтинги специальностей, обзоры рынка
труда, интернет-форумы.
Диагностический
этап.
(7-8
класс)
Целью
этой
работы
является
установление
соответствия
личностных
особенностей
ребенка
с
требованиями к профессии.
Здесь
широко
применяются
индивидуальное
собеседование
и
анкетирование, профориентационное и психологическое консультирование,
профориентационные
тесты,
оценивающие
потенциал
обследуемых
и
их
профессионально важные качества (компетенции).
Активизирующий
этап.
(9
класс)
Особенности
этого
этапа
работы
заключаются в том, чтобы путем использования элементов игры вызвать у
подростка интерес к проблематике профессионального самоопределения, по-
новому взглянуть на привычные явления, заставить задуматься о себе, о
явных и скрытых особенностях профессий, о жизненных ценностях и их
связи с предполагаемым путем профессионального развития. В этой работе
используется активизирующая профориентационная игра «На перекрестке
трех дорог», разработанная ЦПО Самарской области. Игра состоит из 3
эпизодов.
Эпизод I. Направлен на создание условий для осознания учащимися
имеющихся у них профессиональных интересов, склонностей, предпочтений
и критического осмысления их соответствия сделанному выбору.
Эпизод II. Заключается в профессиональном информировании учащихся
по
о сновным
вопро с ам
выбора
профе ссии
и
п о с л е д у ю щ е го
профессионального обучения.
Эпизод
III.
Нацелен
на
психологическую
подготовку
к
процедуре
трудоустройства. Состоит из двух этапов: подготовка к собеседованию и само
собеседование при приеме на работу.
Развивающий
этап.
(9
класс)
Работа
ведется
в
виде
тренингов,
развивающих отдельные компетенции, необходимые для успешного освоения
профессии или для оптимизации обучения; тренингов личностного роста,
повышения
учебной
и
трудовой
мотивации;
деловых
и
ролевых
игр,
позволяющих
примерить
на
себя
различные
профессиональные
роли
и
воспроизвести
ситуацию
трудовых
отношений;
психотехнических
упражнений, развивающих навыки саморегуляции; обучающих консультаций,
формирующих навыки эффективного поиска работы, составления резюме,
самопрезентации и адаптивного поведения на современном рынке труда.
В
заключении
еще
раз
хочется
подчеркнуть
необходимо сть
целенаправленной профессиональной ориентации детей с ограниченными
возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений работы.
Профориентация
–
это
комплексная,
системная
помощь
в
выборе
профессии
и
планировании
профессионального
развития
(в
построении
карьеры)
[1;
стр.
6]. Поэтому
можно
сказать,
что
главной
задачей
профориентации является всестороннее развитие личности и активизация
самих
школьников
в
процессах
определения
себя,
своего
места
в
мире
профессий.
Профессиональное
самоопределение
–
это
процесс
формирования
личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ
самореализации,
согласование
индивидуальных
и
с о ц и а л ь н о -
профессиональных
потребностей.
Профессиональное
самоопределение
жизненно необходимо для каждого человека [3; стр. 8]. И для того чтобы
профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно
развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям. Кроме
этого,
большую
роль
в
успешной
профессиональной
ориентации
играет
ф а к т о р
м а кс и м а л ь н о
а д е к в ат н о й
о ц е н к и
у ч а щ и м и с я
с в о и х
психофизиологических особенностей.
Профессиональное
ориентирование
детей
с
ОВЗ
осуществляемое
комплексно,
с
привлечением
в
этот
процесс
различных
специалистов
и
родителей, несомненно, даёт положительные результаты.
Литература:
1. Пряжников, Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация
учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования
[текст]/Н.С. Пряжников, Л.С.Румянцева. – М.: Издательский центр
«Академия», 2013. – 208 с.
2. Романова, Е.С., Коган, Б.М., Свистунова, Е.В., Ананьева, Е.В.
Специфика профориентационной работы с детьми и подростками,
имеющими ОВЗ [текст]//Е.С. Романова, Б.М. Коган, Е.В. Свистунова, Е.В.
Ананьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
3. Чистякова, С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие
[текст]/С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. – М.: Издательский центр «Академия»,
2012. – 176 с.