Организация практической работы студентов по дисциплине "Основы геодезии"
Автор: Седельникова Людмила Валентиновна Должность: преподаватель спецдисциплин Учебное заведение: ГБПОУ ИО "ИКАТ и ДС" Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Организация практической работы студентов по дисциплине "Основы геодезии" Раздел: среднее профессиональное
Организация практической работы студентов по дисциплине
«Основы геодезии»
Основной целью образования в современных условиях является не
только
формирование
профессиональных
компетенций,
но
и
умений
и
желания
учиться
всю
жизнь,
работать
в
команде,
способность
к
самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Изменение
целей
современного
образования
потребовало
новых
подходов в обучении студентов.
Метод обучения, при котором студент не получает знания в готовом
виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной
деятельности
называется деятельностным
методом. П о
м н е н и ю
А .
Дистервега,
деятельностный
метод
обучения
является
универсальным.
Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я
вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Обратимся к последней, самой
главной фразе мудрости «…я делаю – я усваиваю”. В деятельностном подходе
категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность
сама рассматривается как своего рода система. Во-первых, деятельность - это
всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.
Деятельностный
подход
в
обучении
–
это
личностное
включение
студента в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются
и
контролируются.
При
данном
способе
обучения
обеспечивается
комфортное психологическое самочувствие студента и преподавателя, резко
снижаются
конфликтные
ситуации
на
занятиях.
Создаются
благоприятные
предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.
Актуализация
деятельностного
подхода
обусловлена
тем,
что
последовательная его реализация повышает эффективность образования по
следующим показателям:
- придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их
самостоятельного движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой
структуры теоретических знаний;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.
Основными
принципами
реализации
деятельностного
подхода
являются:
- задачный принцип построения предметного содержания на основе
формирования УУД;
- организация самостоятельного и инициативного поискового действия
в образовательном процессе;
-
ориентация
на
различные
коллективные
формы
взаимодействия
обучающихся и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
- приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической
деятельности – профессиональных компетенций.
Специфическими
принципами
деятельностного
подхода
являются
следующие:
- принцип субъективности обучения;
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
- принцип учета сензитивных периодов развития;
- принцип со – трансформации;
-
принцип
преодоления
зоны
приближающегося
развития
и
организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
-
принцип
проектирования,
конструирования
и
создания
ситуации
воспитывающей деятельности;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
- принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
-
принцип
нравственного
обогащения
используемых
в
качестве
средства видов деятельности;
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными
видами деятельности.
Таким образом, отмечаем, что деятельностный подход кардинально
отличается
от
естественнонаучного
подхода.
Последний
организует
интеллект (мышление и познание) рамками субъект-объектных отношений и
основывается на принципах познавательной деятельности как идеологии и
технике интеллектуальной работы.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности
студента и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он
воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности,
направленной
на
“открытие”
им
нового
знания
и
приобретение
практического опыта деятельности.
В настоящее время важно, чтобы в результате обучения у студента
произошли
изменения,
которые
определяются
не
только
приобретенным
жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе
обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем
познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.
К основным видам учебных занятий наряду с другими (урок, лекция,
семинар,
контрольная,
лабораторная
работа,
консультация,
практика,
курсовая работа) относится практическое занятие, которое направлено на
формирование
учебных
и
профессиональных
практических
умений-
компетенций.
Практические
занятия
–
метод
репродуктивного
обучения,
обеспечивающий
связь
теории
и
практики,
содействующий
выработке
у
студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в
ходе самостоятельной работы.
Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по
решению
различных
прикладных
задач,
образцы
которых
были
даны
на
лекциях.
В
итоге
у
каждого
обучающегося
должен
быть
выработан
определенный
профессиональный
подход
к
решению
каждой
задачи
и
интуиция.
Отбирая
систему
упражнений
и
задач
для
практического
занятия,
преподаватель
должен
стремиться
к
тому,
чтобы
это
давало
целостное
представление о предмете.
В системе обучения существенную роль играет очередность лекций и
практических занятий. Лекции являются первым шагом подготовки студентов
к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом
занятии приобретают конкретное выражение и решение.
Состав и содержание практического занятия определяется его ведущей
дидактической целью:формирование практических умений:
-
профессиональных (выполнять определенные действия, операции,
необходимые в последующем в профессиональной деятельности);
-
учебных
(решать
задачи
по
математике,
физике,
химии,
информатике, другим дисциплинам), необходимых в последующей учебной
деятельности.
Состав и содержание практических занятий должны охватывать весь
круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована
данная дисциплина и вся подготовка специалиста.
В
процессе
практических
занятий
студенты
выполняют
различные
задания,
работы.
Практические
работы
могут
носить
репродуктивный,
частично - поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при
их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых
указаны:
цель
работы,
пояснения
(теория,
основные
характеристики),
оборудование,
аппаратура,
материалы
и
их
характеристики,
порядок
выполнения
работы,
таблицы,
выводы
(без
формулировок),
контрольные
вопросы, учебная и специальная литература.
Работы,
носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что
при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им
не
задан
порядок
выполнения
необходимых
действий,
от
студентов
требуется
самостоятельный
подбор
необходимого
оснащения,
выбор
способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.
Работы,
носящие поисковый характер, отличаются тем, что студенты
должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них
теоретические знания.
Содержание практических занятий является решением разного рода
задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций,
решение
ситуационных
производственных
задач,
выполнение
профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений,
расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием,
аппаратурой, нормативными документами, инструктивными материалами,
справочниками, составление проектной, плановой и другой документации, в
том числе, специальных документов и др.
На
практических
занятиях
студенты
овладевают
первоначальными
профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем будут
закрепляться
в
процессе
выполнения
курсовой
работы,
прохождения
производственной (профессиональной) практики.
Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за
отведенное время студенты смогли их качественно выполнить. Вместе с тем,
оформление отчетов по выполнению практических и лабораторных работ,
подготовка к их защите осуществляется как самостоятельная работа студента.
Для
эффективности
проведения
практических
занятий
педагогом
составляются методические указания по выполнению практических работ.
Методические
указания
-
это
разновидность
учебно-методического
издания,
в
котором
отсутствует
теоретический
материал,
а
даются
конкретные
задания
для
выполнения
практических,
лабораторных
или
других работ.
Методические указания должны разрабатываться с учетом совместного
их использования с другими конкретными учебными изданиями по курсу
(учебником, учебным пособием, курсом лекций).
Структура методических указаний по выполнению практических работ
включает
следующие
элементы:
титульный
лист;
оборотную
сторону
титульного листа; содержание; введение; общие методические указания по
выполнению работ с инструкцией к выполнению студентами задач, заданий,
практических работ по каждой теме; список рекомендуемой литературы.
Инструкция
к
выполнению
студентам
задач,
заданий,
практических
работ, включает:
-
цель работы;
-
пояснения (теория, основные факторы, их характеристики, формулы
и т.п.);
-
оборудование
(аппаратура,
инструменты,
приборы,
материалы,
документы, их характеристика);
-
порядок выполнения заданий;
-
таблицы, выводы (без формулировок);
-
контрольные вопросы;
-
учебную, нормативную и специальную литературу.
Итак, практические занятия должны быть направлены на выработку у
студентов профессиональных и учебных практических умений и навыков.
Практические работы могут носить репродуктивный, частично - поисковый
характер.
Для эффективности проведения практических занятий педагогом
составляются методические указания по выполнению практических работ,
которые
представляют
собой
учебно-методическое
издание,
содержащее
конкретные
задания
для
выполнения
практических,
лабораторных
или
других работ.
Практические работы на уроках геодезии, которые являются одной из
центральных
составляющих
организации
образовательного
процесса,
предоставляют широчайшие возможности для реализации деятельностного
подхода
при
формировании
предметных
и
надпредметных
учебных
действий.
При
переходе
на
новые
стандарты
мною
в
2012-2013
году
были
разработаны методические указания
по организации практических работ по
дисциплине «Основы геодезии».
Методические указания разработаны для выполнения 14 практических
работ, 4 лабораторных работ, в том числе 5 расчетно-графических работ.
Содержат
краткие
теоретические
сведения,
индивидуальные
задания
и
примеры вычислений.
Направлены на
формирование
общих
и профессиональных
компетенций студента.
Система заданий по организации практических работ по дисциплине
представлена следующими видами заданий:
- работа с картой (чтение ситуации по карте, определение расстояний
по карте, ориентирных углов, отметок точек рельефа местности, уклонов
линий, прямоугольных координат заданных точек);
-решение
прямой
и
обратной
геодезических
задач,
задач
на
масштабы, ориентирование направлений;
-построение разреза и профиля местности;
-выполнение плана местности;
-камеральная
обработка
результатов
теодолитной
и
нивелирной
съемок;
-вынос в натуру проектных элементов;
-установка геодезических приборов в рабочее положение;
-выполнение геодезических измерений теодолитом и нивелиром.
Каждое занятие отвечает требованиям ФГОС третьего поколения, т.к.
направлено
на
организацию
самостоятельной
практической
деятельности
обучающихся.
В
работах
содержится
материал,
который
необходим
студентам
при
осуществлении
их
дальнейшей
профессиональной
деятельности.
Внедрение в учебный процесс методических указаний по дисциплине
«Основы
геодезии»
проводилось
в
Иркутском
колледже
автомобильного
транспорта и дорожного строительства в 2013, 2014 годах.
При
этом
выполнялся
сравнительный
анализ
сформированности
профессиональных
компетенций
у
студентов
предшествующего
курса
и
последующего, который изучал дисциплину с использованием методических
указаний.
С
практическими
работами
справились
все
студенты
как
предшествующего курса, так и последующего, т.е.
успеваемость составила
100 %. Качество же знаний с 52% у предшествующего курса повысилось до
63% у последующего курса. Таким образом, мы наблюдаем тенденцию роста
качества выполнения практических работ
на 11%. Это позволяет сделать
вывод,
что
используемые
в
учебном
процессе
методические
указания
способствуют повышению уровня сформированности практических умений и
навыков студентов по дисциплине «Основы геодезии», а следовательно и
повышению
эффективности
учебного
процесса
по
дисциплине
«Основы
геодезии».