Напоминание

Традиции детского сада и внедрение Концепции по приобщению дошкольников к традициям коми народа.


Автор: Леканова Галина Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" с.Объячево
Населённый пункт: с.Объячево Прилузского района Республики Коми
Наименование материала: Статья
Тема: Традиции детского сада и внедрение Концепции по приобщению дошкольников к традициям коми народа.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Традиции детского сада и внедрение Концепции по приобщению

дошкольников к традициям коми народа.
В процессе деятельностиучреждения с годами складываются свои традиции, так или иначе связанные с жизнедеятельностью детей, а также и традиции коллектива работников ДОУ. Традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие действия и события. Поэтому мы считаем необходимым введение традиций в жизнедеятельность детского сада. Каждая традиция должна решать определенные воспитательные задачи, должна стать предметом развития и ценность традиции в том, что она объединяет вокруг себя каждого «жителя» детского сада, и взрослого и ребенка, помогает в социализации ребенка в обществе. Для достижения данных задач нами разработана Концепция концепции приобщения детей к традициям в условиях сельского детского сада. Реализация Концепции началась с анализа состояния работы по данному направлению. Наше образовательное учреждение образовалось путем слияния двух детских садов, поэтому учитывался опыт работы обоих учреждений. Путем систематизации наработанного опыта, внедрения новых форм и методов работы в течение 2 лет нами реализована программа приобщения детей к традициям от сохранения устоявшихся и внедрения новых традиций детского сада до приобщения детей и родителей к традициям коми народа, ознакомлению к традициям других народностей.
I этап. От понятия «традиция» до семейных традиций.
На образовательной деятельности по познанию детям раскрыто понятие традиция, рассмотрены традиции групп. Семьями реализованы проекты «Традиции моей семьи». На родительских собраниях с участием детей по темам «Моя семья», «Герб моей семьи» и «Вся семья вместе и душа на месте!» с целью сконцентрирования внимания детей и взрослых на основных ценностях семьи были представлены: генеалогическое дерево и гербы семей. Родители рассказали об увлечениях, ценностях и традициях своей семьи.
II этап. От семейных традиций до традиций детского сада
1.В каждой группе в первый же год работы появляется свой символ группы, свое название группы, которое придумывают дети вместе с родителями и педагогами, что способствует развитию чувства принадлежности к коллективу, способствует социализации детей. Детском саду функционируют группы «Звездочки», «Солнышко», «Лучики», «Радуга», «Самоцветы», «Дружные ладошки». 2. В начале учебного года традиционно устраивается фотовыставка «Как я провел лето». Экспонаты выставки очень воодушевленно обсуждаются между детьми, составляются небольшие рассказы об отдыхе на образовательной деятельности. Педагогам такие выставки помогают развивать в воспитанниках коммуникативность, способность к сопереживанию радостных событий, взывают положительные эмоции, подчеркивают значимость каждого ребенка в группе.
3.Осенью ежегодно устраивается выставка «Чудо – овощи», на которой выставляются поделки из овощей, изготовленные воспитанниками и их родителями. Удивительно, но участие в этом конкурсе принимают практически все. Фантазии родителей можно только позавидовать! Поделки получаются самые забавные: корабли, машины, зверушки, куклы, необычные композиции, герои сказок. Мы не устаем удивляться и восхищаться теми шедеврами, которые дети приносят из дома. Настолько богат творческий потенциал детей и родителей, настолько оригинальны и интересны работы, что просто диву даешься! Все работы представляем на выставку в фойе. Ребятишки, приходя по утрам в сад, с удовольствием разглядывают поделки и хвалятся друг перед другом: «Это сделал я с мамой!» Нельзя не заметить радость в детских глазах, еще бы, ведь в этом есть и их маленькая заслуга. Эти выставки часто заканчиваются награждениями победителей, что доставляет радость детям, вызывает чувство гордости за свою семью.
4.
Добрая традиция, закрепившаяся в детском саду, - чествование юбиляров, ветеранов. Международный день пожилых людей- 1 октября стал хорошим поводом для организации теплого и сердечного праздника. В этот день мы выражаем особую признательность сотрудникам вышедшим на заслуженный отдых. Дети готовят ветеранам открытки, учат песни и стихи со словами благодарности. Ежегодно также готовится поздравление для пожилых людей, проживающих в Доме Ветеранов села Объячево. Наши дети вместе с педагогами приезжают в гости к ветеранам с концертными номерами и самыми тёплыми пожеланиями здоровья и долгих лет жизни. Эти поездки оставляют сильные впечатления у детей и способствуют воспитанию внимательного отношения к людям старшего поколения, а также помогает бережнее относиться друг к другу, дарить радость, выявлять скрытые таланты. Позволяют вызвать у детей гордость за свою страну и свой народ, воспитывают патриотические чувства у ч а с т и е в ко н ц е рт н ы х п р о г р а м ма х и а к ц и я х ко Д н ю П о б е д ы . 5.Совершенствование работы взаимодействия с родителями является ежегодно одной из задач нашего коллектива. Традицией стало для нас проведение Дней открытых дверей для родителей воспитанников детского сада. К этому дню готовится весь коллектив, заранее пишутся объявления с приглашением родителей, с краткой информацией о том, что они могут посетить в этот день: образовательную деятельность, режимные моменты, консультации. И, если еще несколько лет назад родителей мы видели в этот день единицы, то с каждым годом их количество увеличивается. 6.Ежегодно к Дню 8 Марта и ко Дню матери воспитатели старших и подготовительных групп вместе со своими воспитанниками готовят традиционную стенгазету о мамах, в которой представлены фотографии родительниц или нарисованные детьми портреты и высказывания детей о своих неповторимых, любимых, самых замечательных мамах! 7.Коллектив детского сада придает важное значение организации физического воспитания, укреплению и сохранению здоровья наших воспитанников, в связи с этим у нас сложились с л е д у ю щ и е т р а д и ц и и :
- Непременной традицией нашего коллектива является проведение недели здоровья. Для этой недели заранее составляются специальные сценарии в каждой группе ДОУ, приглашаются родители. Устраиваются совместные с детьми спортивные праздники, ведется образовательная деятельность по закреплению культурно-гигиенических навыков в младших группах, в старших группах даются знания о пользе витаминов, о полезных и вредных бактериях, о способах обезопасить себя от болезней, а также об элементарных правилах дорожного движения и жизнедеятельности и пользе физкультуры и с п о рт а . - П е р и о д и ч е с к и у с т р а и в а ю т с я к о н к у р с ы и л и с м о т р ы физкультурного оборудования изготовленного руками детей, родителей и педагогов. - И воспитанники, и педагоги детского сада участвуют в муниципальных спортивных мероприятиях, таких, как «Рубеж», «Лыжня России», «Кросс наций» и д р у г и е , и ч а с т о з а н и м а ю т п р и з о в ы е м е с т а . -Ежегодно проводятся субботники по благоустройству площадки детского сада, ремонту и постройке спортивных сооружений, озеленению участка. -В зимнее время и дети, и воспитатели, и родители с удовольствием строят с о о р у ж е н и я д л я з и м н и х з а б а в д е т е й и з с н е г а . – Ежегодными стали зимние и летние каникулы, которые приурочены к неделям зимних и летних игр и забав. 8.Такие традиции, как проведение ежегодных акций «Береги елочку», «Помоги птицам», наверное, существуют не только у нас, а в каждом детском саду. В большинстве групп эти акции проходят в форме проектов. В рамках акции «Береги елочку» ходим с детьми на зимнюю прогулку в лес совместно с родителями, чтобы украсить живую елочку. А в детском саду и домой рекомендуем ставить искусственную елку. Зимующих птиц подкармливаем с начала заморозков. Вывешиваем кормушки, сделанные руками детей и родителей. Всю зиму на площадке к моменту выхода детей на прогулку собирается стая птиц, ждущих своего обеда. В текущем году группы детского сада участвовали в республиканских акциях «Не руби ель» и «Покормим птиц зимой» и были отмечены грамотами и дипломами печорского филиала ФГБУ «НП Югыд ва». Несомненно, подобные акции вызывают чувство сопричастности к родной природе и желание беречь ее. Запланировано в нашей программе и ежегодное проведение экологической недели, в рамках которой воплощаются в жизнь проекты, проводятся различные опыты, экскурсии, праздники экологического характера («В гости к Лесовичку», «На цветущем лугу» и др.) По итогам ежегодного районного конкурса станции юннатов «Мы юные друзья природы» наши воспитанники неизменно выходят победителями и призерами. 9.Поскольку одним из важных направлений развития является создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, традиционно каждый год мы проводим смотр- конкурс детских талантов в рамках недели книги и дня театра - это еще одно не менее увлекательное событие в жизни нашего сада. Детям предоставлена возможность исполнить песню, танец, прочитать стихотворение. Проводим это мероприятие с целью привития детям культуры
чтения книг, расширения кругозора, воспитания любви и бережного отношения к книгам, выявления актерских талантов, развития сценических навыков. Самые яркие «звездочки» этого конкурса участвуют в аналогичных районных мероприятиях, таких, как «Надежды Прилузья». После выпуска из детского сада, многие из них продолжают заниматься пением и танцами в музыкальной школе и танцевальных группах, созданных на базе районного дома культуры. 10.В каждой группе принято поздравлять именинников. Организуются музыкальные поздравления, пожелания и подарки от детей. Именинники в ответ готовят угощение. Эта традиция носит воспитательный характер: учит детей находить хорошее в каждом человеке, подбирать (изготовлять) подарки, дарить и принимать их. Благодаря этой традиции дети учатся принимать и занимать гостей, усваивают правила этикета. 11.Общекультурными традициямижизни детского сада являются следующие формы: выход с детьми за пределы детского сада на мероприятия краеведческого музея, дома культуры, станции юннатов, дет ской библиотеки; показ детям кукольных спектаклей силами педагогов, родителей, профессиональных исполнителей (в соответствии с возможностями учреждения); организация музыкальных концертов, литературных вечеров, художественных творческих мастер-классов с приглашением специалистов (в соответствии с возможностями учреждения).
Традиционными общими праздниками являются:
-«День знаний» (1 сентября) -«Осенины» -«День воспитателя» (27 сентября) -«День народного единства» (4 октября) -«День матери» (27 ноября) -«Новый год» -«Святки» -«День защитника Отечества» (23 февраля) -«Масленица» - «Международный женский день 8 марта» -«Международный день птиц» (1 апреля) -«День смеха» (1 апреля) -«День космонавтики» (12 апреля) -« Пасха» -«День Победы» (9 мая) -«Международный день защиты детей» -«День России» (12 июня). Для детей старшего дошкольного возраста также предлагаются различные международные праздники социальной направленности (Всемирный день улыбки, Всемирный день «спасибо» и т. п.) — по выбору педагогов. Планируются также совместные досуговые события с родителями: концерты, выставки семейных коллекций, конкурсы семейного творчества,
«Встречи с интересными людьми», спортивные праздники. Мы - участники всех мероприятий и конкурсов, проводимых на районном уровне, участники заочных республиканских и российских конкурсов. 12.После каждого праздника и конкурса мы организуем информационную фотовыставку о прошедшем мероприятии. Родители с удовольствием разглядывают фотографии, а ребятишки на них ищут себя и искренне радуются своей находке. Такие фотовыставки в детском саду тоже традиционные. Наша фотовыставка на районном фестивале творчества п е д а г о г о в « О с е н н я я ф а н т а з и я » з а н я л а 1 м е с т о . На достигнутом мы останавливаться не собираемся. В запасе у нас еще много свежих идей, которые мы постараемся воплотить и сделать их традициями. Ведь, как известно, большая семья, в которой существуют свои обычаи, порядки, традиции, более крепкая и дружная. Мы стараемся сделать интересной и насыщенной жизнь, как самих детей, так и их родителей. За время существования нашего сада в коллективе возникали различные идеи организации праздников, мероприятий для детей и их родителей. Самые удачные и интересные затеи осуществлялись, повторялись на следующий учебный год, став добрыми традициями.
III этап. От традиций детского сада до коми народных традиций.
Традиции детского сада тесно переплетаются с национальными народными традициями . Приобщение ребенка к национальным традициям очень важно, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-пат- риотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Воспитывать патриота необходимо на материале того края, в котором он живёт, и начинать это воспитание нужно как можно раньше. В настоящее время отсутствует утверждённый Министерством Образования национально-региональный компонент дошкольного образования, и каждое ДОУ самостоятельно определяет содержание и формы данного образовательного направления. Учебно- воспитательный процесс учреждения выстроен в соответствии с образовательной программой МБДОУ «Детский сад №1» с.Объячево, которая составлена с учетом национально-регионального компонента и требований ФГОС ДО. Коллектив педагогов МБДОУ с января 2014 по декабрь 2015 года работал в соответствии с принятой Концепцией приобщения детей к коми традициям. Целью данной Концепции является приобщение детей к коми национальным традициям на основе ознакомления с бытом, жизнью, присущими ему нравственными ценностями и культурой коми народа. Задачи приобщения детей к народным традициям включены в различные виды деятельности с детьми по социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому и физическому направлениям р а з в и т и я д е т е й. Воплощение цели Концепции в жизнь происходило через реализацию следующих задач: 1. Пробуждать интерес дошкольников к коми народной культуре, к коми народным традициям, истории коми народа на принципах сотворчества педагогов, родителей и детей, доступности и заинтересованности всех участников образовательного процесса. 2. Активизировать работу с родителями и социумом в данном направлении; 3. Доработать программу развития детского сада, образовательную программу. Разработать рабочие учебные программы по краеведению и обучению коми разговорной речи. 4. Внедрить в практику работы с дошкольниками технологию "эмоционального погружения в историю"; 5. Изучить эффективность внедрения технологии "погружения" с точки зрения привлечения детей дошкольного возраста к традициям народа коми. Предметом нашей работы являлись: - определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками по данной проблеме у детей; - определение умения планирования, организации работы у педагогов; -определение заинтересованности и участия родителей в реализации данной проблемы. Для достижения поставленной цели по приобщению детей к истокам национальной культуры нами были выбраны следующее содержание работы: - о з н а к о м л е н и е с б ы т о м и т р у д о м к о м и н а р о д а ; - использование коми народного фольклора во всех его проявлениях (игровым, песенным, литературным и танцевальным творчеством коми народа); - приобщение детей к истокам коми традиционных праздников; - воспитание гражданских чувств через ознакомление детей с родным краем, его природой; - ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством. При реализации задач использовались все виды детской деятельности. Работа строилась по трём направлениям: I. Организационно-педагогическая II. Работа с родителями и социумом III. Работа с детьми
Организационно-педагогическая работа.

1. Анкетирование педагогов. Анализ анкет и р е зул ьт ат ы специальной проверки показали: воспитатели считают себя патриотами, но не имеют достаточных знаний о национальной культуре и традициях, слабо ориентируются в программно-методическом обеспечении патриотического воспитания. 2. Создание предметно-развивающей среды и материальной базы. В группах создается развивающая среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно календарно-тематическому планированию по разделам. Первостепенным в нашей работе стало воссоздание среды коми быта, с помощью которого ребёнок как бы входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни. Собранные предметы коми обихода, образцы народного искусства и творчества мы выставляем в коми уголках, организуем выставки. К сожалению, у нас нет возможности оформить коми «избу» из-за отсутствия помещений, но мы стараемся восполнить этот недостаток частыми экскурсиями в краеведческий музей. Организована периодически действующая выставка детских работ с образцами народного творчества. Педагогами оформлены уголки патриотического воспитания с использованием геральдики родного села и района, республики, России в каждой группе. Оформлены фотоальбомы: «Край, в котором ты живёшь», «Родной свой край люби и знай», «Наш дом – Россия», «Объячево-центр Прилузья», «Москва – столица нашей Родины», «Природа родного края», «Наша столица - Сыктывкар». Приобретены аудио и видеоматериалы по приобщению детей к коми народной культуре, имеются музыкальные народные инструменты, игрушки, художественные образцы народного творчества, народные костюмы. Приобретены технические средства обучения (телевизоры, музыкальный центр, компьютер, проектор), мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы), костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр. 3. Методическая работа . Успех в воспитании патриотических чувств у детей может быть достигнут лишь в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего народа, своей страны. Педагогам необходимо хорошо владеть той информацией, которую они планируют преподнести детям. Уметь преподнести материал доходчиво, понятно. С этой целью были разработаны рабочие учебные программы по обучению коми языку и краеведению, подготовлены педсоветы «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста», «Традиции коми народа», семинар «Бабушкин сундук». Педагогами в ходе работы была подобрана методическая и художественная литература по данной теме, разработаны конспекты игр-занятий и сценариев развлечений и праздников. Некоторые педагоги брали тему приобщения к
коми традициям и обучения коми языку темами самообразования и неизменно в конце учебного года показывали открытое мероприятие по итогам. Педагогами, которые практиковали обучение коми языку, также подготовлены и проведены открытые мероприятия. Специалисты детского сада работают в тесном контакте между собой и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования (музеем, центром изобразительных искусств, детской библиотекой).
Работа с родителями .
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы. Процесс развития умственных, творческих и эмоциональных способностей дошкольника через знакомство с ценностями национальной культуры находит поддержку у родителей. Взаимодействие педагогов и родителей построено по принципу сотрудничества, что обусловливает эффективность процесса приобщения д о ш к о л ь н и к о в к н а р о д н ы м т р а д и ц и я м . Открытое проведение образовательной деятельности обогащает знания родителей по познавательному развитию, дают представления об умениях и навыках, имеющихся у детей, обучают методике работы с дидактическими и г р а м и и п о с о б и я м и . Анкетирование родителей позволяет выяснить мнение родителей по вопросам развития детей, эффективность проведения мероприятий наметить план. Театральные постановки сказок совместно с родителями - позволили раскрыть творческий потенциал детей и родителей, вызывают гордость у детей за мам и пап. Такие совместные мероприятия установили неформальную атмосферу общения между родителями и педагогами, что позволило повысить эффективность в работе с детьми по развитию коми разговорной речи. Родителей привлекли к сбору предметов коми обихода. Эта форма работы побуждает заинтересованных родителей к общению с детьми на темы о родном крае. Родители также получали сведения в виде наглядной информации и путём консультаций. Каждый тематический праздник проводится с участием родителей . Такой досуг, когда взрослые демонстрируют свои умения бегать, прыгать, соревноваться, показывать свое мастерство воспитывают в детях чувство гордости за свою семью, своих родных. А обязательными элементами любого конкурса являются задания с народной. В интегрированной образовательной деятельности «Герб семьи» родители и дети показали не только свои знания, смекалку и умения, но и рассказали о том, как появилась их семья, о семейных традициях и истории.
Итоговые мероприятия по проектам также проводятся совместно с родителями. Обязательным компонентом работы является природоохранительная деятельность детей. Ведь охранять природу – значить охранять Родину. Совместно с родителями и воспитателями дети активно участвуют в акциях: «Сохраним елочку», «Покормим птиц зимой». В неделю коми кухни родителям предлагаются рецепты коми блюд. С помощью родителей проводится мастер –класс для детей подготовительной к школе группы по изготовлению коми шанег.
Работа с детьми
Для выбора наиболее эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста необходимо выявить уровень их познавательного развития. С этой целью в начале и конце учебного проводится диагностика. Анализ полученных результатов позволяет выявить несколько подгрупп детей с разным уровнем развития представлений о человеке в истории и культуре. Путём опросов было выяснено, что дошкольники в большинстве своём не имеют достаточно отчётливых представление об истории родной республики, районе, селе, плохо знают о традициях коми народа. Поэтому, для более системной работы было решено использовать технологию «погружения» в образ, которая направлена на погружение ребенка в атмосферу изучаемой эпохи для формирования потребности в духовном развитии. Технология процесса "погружения" в образ разработана Остапенко А.А., при использовании которой содержание всей деятельности детей и педагогов в детском саду направлено на развитие одной темы в определенный отрезок времени и работает на создание единого образа, что гармонично вписывается в тематическое планирование нашего детского сада. Согласно исследованиям А.А. Остапенко, существуют различные модели "погружения". В процессе работы с дошкольниками в практике реализации задач нашли применение обе модели погружения. 1. "Погружение", как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия (активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание ребенка посредством отдаленных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций). 2. "Погружение" как модель длительного занятия одним или несколькими предметами. Сущность опыта состоит в том, что процесс воспитания и обучения строится с опорой на опыт ребенка в познании себя, истории и культуры коми народа, через процесс "погружения" ребенка в исторический образ, и н т е г р и р о в а н н ы й в р а з н ы е в и д ы д е т с ко й д е я т е л ь н о с т и . Приобщение детей к традициям коми народа осуществлялось с учетом
в о з р а с т а д е т е й : - дети младшего дошкольного возраста знакомятся с понятием «семья», с ее членами, некоторыми достопримечательностями села, получают первоначальные представления о коми традициях, первый раз посещают к р а е в е д ч е с к и й м у з е й , г д е з н а к о м я т с я с к о м и и з б о й . - детям средней группы продолжает прививаться устойчивый интерес к познанию истории и культуры коми народа, обязательно включается н е о д н о к р а т н о е п о с е щ е н и е к р а е в е д ч е с к о г о м у з е я .
-
у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к познанию изучаемой культуры и традициям, уважительное отношение к культуре других народов, познания о музее как источнике информации. "Погружение" даёт возможность изменять структуру материала в рамках одного "погружения", переходить к различным видам деятельности детей, менять нагрузку в зависимости от работоспособности. Позволяет планировать индивидуальные темпы для совместного с родителями познания материала и, при необходимости, формы работы на занятии для каждого ребенка в зависимости от особенностей его характера. Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с традициями коми народа построена на основе базового дидактического принципа - от простого к сложному. Основная цель технологии - эмоциональное погружение дошкольников в ходе восприятия и переживания культурно- исторических сведений. Развитие устойчивого интереса к познанию коми традиций и воспитание уважительного отношения к культуре других народов. В своей работе мы опираемся на принцип включения ребенка в конкретную ситуацию и освоение определенной культурной обстановки. У каждого народа существуют ценности, не утратившие своего значения и в наши дни, - любовь к Родине, почитание предков, уважение к старшим. Эти ценности легли в основу работы. С задачами приобщения детей к коми национальным традициям и содержанием работы можно ознакомиться в программе развития, образовательной программе МБДОУ и рабочих учебных программах возрастных групп. Формы организации деятельности: 1. Интеграция программного содержания занятий из данной системы работы в занятия познавательного, речевого, художественно- творческого цикла; 2. Совместная деятельность с детьми по видам детской деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, музыкально - художественная деятельность, подвижные игры, хороводы);
3. Театрализованные представления на основе познавательного материала, усвоенного детьми; 4. Дидактические игры, развивающие представления детей о культуре и быте народов мира, понимание слов, отражающих представления о коми культуре, возможность эмоционально реагировать на литературные и другие источники, пытаться частично их воспроизвести; 5. Подвижные игры с речевым содержанием, способствующие речевому развитию, вырабатывающие ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивают умение соотносить движения с текстом, умение начинать движение по сигналу; 6. Настольно-печатные игры с историческим содержанием позволяют вывести ребенка на уровень символического замещения, что способствует дальнейшему развитию речевого мышления. Моделирование, используется как на образовательной деятельности, так и в совместной деятельности: -моделирование возможной исторической ситуации по принципу "если бы". Дети создают историческую ситуацию, которой не было, но могла бы быть; -моделирование по принципу реконструкции. Дети по заданию воспитателя ставятся в позицию исследователя, когда по отрывкам из сказок, легенд, рассказов, энциклопедий, других источников им предлагают воссоздать историческую ситуацию, сделать выводы. Это создаёт атмосферу сопричастности, позволяет ребенку эмоционально пережить, воспринять знания по историческому моменту. Игровая форма организации детской деятельности способствует более эффективному решению проблемы по приобщению детей дошкольного возраста народным традициям посредством технологии "погружение" в образ.
Также

особое

значение

в

формировании

личности

дошкольника

имеет владение словом, постижение культуры своего народа через язык.

В

детском

саду

регулярно

ведется

образовательная

деятельность

по

обучению коми языку. В этом огромную помощь оказывает народный

фольклор:

сказки,

потешки,

колыбельные

песни,

поговорки,

стихи,

загадки

на

коми

и

русском

языках.

Ведь

именно

в

них

как

нигде

сохранились

особенные

черты

народного

характера,

присущие

ему

нравственные

ценности,

представления

о

доброте,

красоте,

правде,

храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, м ы

тем самым приобщаем и х к нравственным общечеловеческим


ценностям.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Для обогащения знаний и представлений детей о жизни и быте коми ежегодно организуется по несколько экскурсий для каждой группы в краеведческий музей, где дети узнают атмосферу простого и нелёгкого к р е с т ь я н с к о г о б ы т а , п р е д с т а в л я ю т о б я з а н н о с т и и
взаимоотношения
домочадцев. В «коми избе» дети могут видеть образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, прялки, ткацкий станок и другие экспонаты, открывающие особенности коми народного быта и творчества. На занятиях по продуктивным видам деятельности дети знакомились с коми народным орнаментом и учились воспроизводить его элементы. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой и вне занятий читали и анализировали коми фольклор. На сказкотерапии они перевоплощались в героев коми сказок. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Н а з а н я т и я х п о р а з д е л у : « П о з н а н и е » з н а ко м и л и с ь с достопримечательностями и природой Коми республики. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, мы, решая природоохранные задачи, знакомим с «Красной книгой республики Коми», воспитываем любовь к каждому объекту в природе. В этот же раздел входит опытно-исследовательская деятельность, которая дает ребенку познать окружающий мир через свои ощущения, делать свои открытия и выводы. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного района и села. Знакомясь с достопримечательностями села, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временный период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной культуры. Большое место в приобщении детей к народным традициям в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники . В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными
особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек. Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Осенины, Колядки, Масленица, Пасха. Праздник Колядки проходит внутри детского сада, дети ходят друг к другу в группы. А как любят дети масленицу с её разудалыми плясками, играми, хороводами, сжиганием чучела зимы и, конечно, блинами. Этот праздник мы шумно празднуем на улице, во дворе детского сада. Праздник Пасхи позволяет детям непосредственно поучаствовать в играх с использованием символа праздника – крашенного яйца, а также показать свои экспонаты в организуемой выставке. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на народных инструментах, которые дети очень любят. Они учатся играть на инструментах, узнают об их истории.
В детском саду

стало доброй традицией включать в сценарии праздников и развлечений

коми песни и танцы в исполнении детей.

В рамках недели «Народные традиции и праздники» неизменной

традицией

детского

сада

стало

проведение

недель

коми

кухни,

где

недельное меню составляется с включением коми национальных блюд.

Проводится мероприятие с элементами мастер-класса «Город мастеров»

в

ходе

которого

дети

«по

станциям»

учатся

изготавливать

коми

музыкальный

инструмент

«шур-шар»

из

бересты,

коми

куклу,

печь

шаньги.

Участвуют

в

этом

празднике

не

только

родители,

но

и

представители

Центра

изобразительных

искусств

и

прикладного

творчества.

IV этап. Ознакомление с традициями других народностей.
Национальный состав участников образовательного процесса нашего детского сада следующий: Коми -75(следует уточнить, что хотя оба родителя этих детей коми, дети разговаривают по-русски. Дома почти не звучит коми речь); Русские – 102; Армяне -5 человек(Дети знают и русский, и армянский язык. С родителями часто общаются на родном языке);
Молдаване -2(Хорошо знают русский язык). Образовательной программой детского сада предусмотрено приобщение к традициям коми и русского народа, а концепцией было предусмотрено ознакомление детей с традициями народностей, представители которых являются участниками образовательного процесса нашего учреждения. В целях ознакомления с армянской и молдавской культурой на родительских собраниях о традициях семьи родители –армяне и молдаване рассказали об основных традициях своего народа, показали традиционные костюмы армян, показали на фотографиях природу своей Родины. В повседневной жизни с детьми были просмотрены видеоролики с коми, русскими, молдавскими и армянскими танцами и песнями.
Вывод:

Итак, воспитание любви к национальным традициям способствует

обострению внимания к духовным ценностям своего народа, интереса и

уважения

к

его

прошлому

и

открывает

большие

возможности

для

развития человека как личности, способного понимать и ценить то, что

создано трудом народа.
По итогам выполнения Концепции в учреждении в январе 2016 года прошел педсовет. Основную цель концепции: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам коми национальной культуры и традициям, мы считаем выполненной. Повторное анкетирование родителей и диагностика детей показывают, что поставленные задачи выполнены. По итогам диагностики у детей повысился интерес к коми народной культуре, к коми народным традициям, истории коми народа . У дошкольников появился интерес к родному краю, селу, в котором они живут. Это отразилось в детских рисунках, рассказах, и передалось родителям. У детей стало отмечаться уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного края. Мы на собственном опыте мы убедились, что технология « погружения» в культурно- исторический образ дает возможность получить ребенку разносторонние впечатления . У наших воспитанников сформировалась система знаний о быте прошлого коми народа, народных праздниках и традициях, появился интерес к национальной культуре. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешним виде, жилище, одежде и быте представителей коми народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее. Дети научились этическим нормам общения и поведения.
Родители с удовольствием участвуют в мероприятиях детского сада, стали более заинтересованно относится к рекомендациям воспитателей о необходимости изучения коми языка. В процессе работы созданы рекомендации для родителей по приобщению дошкольников к традициям коми народа. В ознакомлении с коми культурой и традициями налажены связи с центром изобразительного искусства, детской библиотекой, станцией юннатов, домом культуры. Доработаны программа развития детского сада, образовательная программа, внесены изменения в рабочие учебные программы групп. Разработаны рабочие учебные программы по краеведению и обучению коми разговорной речи. Внедрена и активно используется педагогами в практике работы с дошкольниками технология эмоционального «погружения» в образ и историю. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной республике, как Республика Коми! В дальнейшем планируется разработка и внедрение новой концепции, которая будет отражать знакомство не только с историей и культурой коми и русского народа, но и традициями других народов и национальностей.


В раздел образования