Напоминание

Проект "Моя семья"


Автор: Фирсова Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 48
Населённый пункт: Город Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48». Фирсова Анастасия Владимировна
ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ образовательной

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
по теме «Моя семья» Красноярск, 2016
2
Оглавление
1. Портфолио проекта 3 1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Описание деятельности по реализации проекта 6 1.2.1. Вводно-мотивационный этап 6 1.2.2. Практико-деятельностный этап 8 1.2.3. Заключительный этап 10 1.3. Методическое обеспечение проекта 17 1.3.1. Планы-конспекты непосредственно-образовательной деятельности ключевых мероприятий по реализации проекта 17 1.3.2. Конспекты образовательной деятельности в режимных моментах 27 2. Рефлексивный анализ деятельности по реализации проекта 30 3. Список литературы 32 1.
Портфолио проекта

3
1.1.

Пояснительная записка
Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед педагогом ДОУ. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость и является основой образовательного процесса. Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям: - основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; - на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; - обеспечивать единство обучающих, развивающих и воспитательных, целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Планирование по своей сути, это продуктивная деятельность, которая разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Проект представляет собой модель педагогической системы, готовую для практического применения в педагогической практике. В рамках комплексно-тематического планирования организации образовательного
4 процесса в дошкольных учреждениях это тематические проекты, рассчитанные на разный срок реализации в образовательном процессе. В рамках данной работы темой проекта была выбрана
тема «Моя

семья».
Актуальность проекта заключается в социальной значимости. Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных форм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции ребенка. В идеале в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Проблема заключается в недостатке знаний у дошкольников о своей семье.
Тип проекта
: творческий, краткосрочный.
Продолжительность проекта:
6 дней.
Участники проекта:
дети старшей группы, педагоги и родители.
Цель

проекта:
обобщение и закрепление знаний детей о семье посредством создания книги о своей семье.
Задачи:
1. Образовательные: - обобщить и закрепить знания детей о семье, как о людях, живущих вместе, любящих друг друга; - привить интерес детей к семейным традициям; - построить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи. 2. Развивающие:
5 - развивать умение рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные п р едложе н и я; совершенствовать диалогическую форму речи детей; - развивать внимание в ходе составления описательных рассказов.; - развивать умение работать совместно со сверстниками и взрослыми. 3. Воспитывающие: воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним.
Предполагаемые результаты:
- дети закрепят знания о своих близких родственниках и будут знать их ФИО; - заинтересуются семейными традициями -научатся строить генеалогическое древо своей семьи.
Продукты проектной деятельности:

-
книга своими руками «Моя семья»; - комплект иллюстрация на тему «Семья»; - подборка дидактических игр по теме и комплект атрибутов для них.
6
1.2.

Описание деятельности по реализации проекта

1.2.1. Вводно-мотивационный этап
Перед началом проекта (в пятницу) детям было предложено послушать стихотворение. Мне бабушка сказку расскажет, И сделает сладкий пирог, И даст мне немножечко пряжи, Чтоб с кошкой побегать я мог! А дед мне подарит рубанок, Гвоздей принесёт, молоток, И будет готов спозаранок Скворечник у нас и совок! А папа возьмёт на рыбалку, Расскажет о травах лесных… Мы рядом, немного вразвалку пойдём мимо елей грибных. Грибов наберём на опушке, Затейливый корень найдём, В забытой лесничьей избушке Мы чаю с малиной попьём… А мама, склоняясь над кроваткой, Спокойную песню споёт, На цыпочках выйдет украдкой И добрые сны позовёт! А в окна врывается ветер, Я думаю, долго не сплю: Ну чем мне на это ответить? Я просто их очень люблю! (М. Тахистова) - Скажите ребята, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о семье). - Ребята, а у вас есть семья? - Кто вы для мамы? - У кого есть младший брат или сестра? (Называют близких членов своей семьи).
7 - А кого еще можно назвать членами вашей семьи? - О семье есть множество пословиц и поговорок. В связи с этим у меня для вас исследовательское задание, найти пословицы и поговорки о семье. - Ребята, так же предлагаю на следующем занятии рассказать о своей семье и принести фотографию или рисунок своей семьи (данное задание дублируется родителям, фото или рисунок не должен быть больше формата А5, так как в дальнейшем будет наклеиваться на обложку книги «Моя семья»).

1.2.2. Проблемно-деятельностный этап
День недели/ дата Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Понедельник НОД по теме: «Моя семья». Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое и речевое развитие. Слушанье песен о членах семьи. Разучивание стихов, на семейную тематику к итоговому мероприятию. Д/И «Домашний труд». Книжный уголок: книги для рассматривания, иллюстрации на тему «Семья». Организация сюжетно-ролевой игры «Накроем стол к обеду». Совместная работа по изготовлению основной части книги «Моя семья» (подготовка фото формата А5 всех членов семьи по видам деятельности: мама готовит обед, стирает, папа ремонтирует, ведет машину и т.д.; фото совместной деятельности где запечатлены семейные традиции). Разучивание стихов и песен, на семейную тематику к итоговому мероприятию. Подготовка сценки к итоговому мероприятию.
9 Вторник НОД по теме: «Семейные традиции». Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое, речевое, физическое развитие. Чтение Р. Миннуллин «Ох, уж эти взрослые». Д/И «Чем можно порадовать маму» Книжный уголок: книги для рассматривания, иллюстрации на тему «Семья». Организация сюжетно-ролевой игры «Чьи это вещи?» Консультация для родителей на тему: «Семейные традиции». Дано задание подготовить фотографии для генеалогического древа. А т а к ж е п р о в е с т и совместную подготовку с детьми рассказов детей о членах своей семьи по схеме. Среда Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов. Д/И «Передай свое тепло близким». Организация сюжетно-ролевой игры «Наша дружная семья». Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек. Рассматривание семейных фотоальбомов. Четверг НОД «Моя родословная. Генеалогическое древо». Д/И «Кто моложе или старше» Организация выставки: «Генеалогическое древо». Репетиция итогового иероприятия. Репетиция сценки к итоговому мероприятию. Пятница Итоговое мероприятие: Семейный праздник Участие в семейном празднике «Моя счастливая и дружная семья»
10 «Моя счастливая и дружная семья» Организация выставки книг своими руками «Моя семья».

1.2.3. Заключительный этап

Семейный праздник

«Моя счастливая и дружная семья»
Воспитатель: У нас сегодня праздник славный. Думаю, что нет его важней. Здесь сегодня ваши папы, мамы. Есть ли кто-нибудь на свете ближе и родней? «Мама, папа и я - счастливая и дружная семья» (Дети произносят поочерёдно) Все вместе: Мама, папа и я - счастливая и дружная Семья! 1-й: Семья – это громкое слово! 2-й: Семья – это звонкое слово! 3-й: Семья – это важное слово, 4-й: Об этом вам скажет каждый. 5-й: Семья – это солнце светит, 6-й: Семья – это звезды на небе, 7-й: Семья – это всё любовь. 8-й: Любовь сыновей и отцов, 9-й: Любовь дочерей и мам. 10-й: Любовь свою дарим вам!... А.В. Сидорова Звучит фонограмма песни «Погода в доме» (муз. Р. Горобца, сл. М. Танина). Девочка. Гремите громче, трубы, Звонче звените, колокола. На встрече нашей сегодня Вся моя семья! Мальчик. Всех, кого люблю я И сердцем, и душой, Сегодня в этом зале, На празднике со мной. Дети исполняют песню «Моя семья» (слова Лариса Григорьева, музыка Александра Ермолова) Ведущий. Сегодня мы поведем разговор о самом дорогом для каждого человека: о любви, внимании друг к другу. А где каждого из нас всегда любят, ждут, заботятся о нас? И праздник наш так и называется (дети говорят хором): «Мама, папа и я - счастливая и дружная Семья!».
12 Сегодня вас ждет много интересных конкурсов, сюрпризов, а в завершении праздника мы посмотрим, чья же семья самая дружная. Ребята, кого мы чаще зовем, когда надо поделиться радостью, когда нам грустно, больно? 1-й ребенок: Мы светлой дорогой шагаем, Мы счастье идем созидать. И слова милей мы не знаем, Чем слово чудесное «мать»! 2-й ребёнок: Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети, Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Воспитатель: Я знаю, что вы любите своих мам, ведь они делают все, чтобы вам всегда было тепло и хорошо: готовят есть, стирают и гладят белье, переживают за вас, лечат, когда заболеете. А ведь у мамы есть еще и работа, поэтому вы тоже должны заботиться о маме: помогать ей выполнять домашние дела, как делают две сестрички. Девочка 1. Глушит сорная трава Кустики гороха, И морковь видна едва - В общем, дело плохо. Девочка 2. Так не вырастет морковь, Так не будет толку! Две сестры сегодня вновь Вышли на прополку. У Кристины - две руки, И у Кати - две руки – Хорошо пошла работа! Берегитесь, сорняки! Поработали часок – И, пожалуй, хватит. Будет пить морковный сок Через месяц братик. Девочка 3. А вот мальчики, бывает, Думают иначе. И они подчас считают: Труд в семье - девчачий! Мальчик. Если был бы я девчонкой,
13 Я бы время не терял, Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал. Я бы вымыл в кухне иол, Я бы в комнате подмел, Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы картошки, Все свои игрушки сам Я б расставил по местам. Отчего я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок!» Э. Успенский Воспитатель: Я точно знаю, что наши мальчики помогают своим мамам. Или все-таки бывает так, как в сценках? Родители со своими детьми участвуют в сценках. Сценка «Все в порядке». Ваня с мамой: Мама приходит с работы, Мама снимает боты, Мама проходит в дом, Мама глядит кругом: - Был на квартиру налет? - Нет. - К нам заходил бегемот? - Нет. - Может быть, дом не наш? - Наш. - Может, не наш этаж? - Наш. Просто приходил Сережка, Поиграли мы немножко. - Значит, это не обвал? - Нет. - Слон у нас не танцевал? – - Нет. - Очень рада. Оказалось, я напрасно волновалась. Э. Успенский Сценка «Помощник». Миша с мамой. - Миша, сбегай к тете Оле, попроси немного соли. - Соли? - Соли.
14 - Я сейчас! Ох, и долог Мишин час! - Ну, явился, наконец! Где ты бродишь, сорванец? - Встретил Сашку и Сережку... - Что ж потом? - Искали кошку. - А потом? - Потом нашли. - А потом? - На пруд пошли. - А потом? - Поймали щуку. - Еле вытащили злюку! - Щуку? - Щуку. - Но, позволь, а где же соль? - Какая соль?!! Воспитатель: Бывает у вас такое дома? Надеюсь, что нет. Давайте спросим у мам: «Ваши дети помогают вам?». А теперь объявляется конкурс для мам. Выходят две мамы, желающие принять участие в конкурсе. Задание: рассказать стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый». Каждая мама дополняет по одной строчке, если следующая строчка забыта, на помощь приходят другие родители. Воспитатель: Ребята, я хочу подсказать, как еще вы можете помочь своим родителям. У многих есть младшие братишки или сестренки. Когда вы соглашаетесь с ними поиграть, то очень помогаете своим папам и мамам. А как это происходит, нам расскажут дети. (Дети баюкают большую куклу). Мальчики. 1-й мальчик: Старший брат сестру качает: - Баюшки-баю! Унесем отсюда кукол, Баюшки-баю! 2-й мальчик: Уговаривал девчушку (ей всего-то два годка!): Спать пора, Уткнись в подушку, Подарю тебе я клюшку, Встанешь ты на лед. 3-й мальчик: Баю-баюшки, не плачь!
15 Подарю футбольный мяч. Хочешь, будешь за судью, Баю-баюшки-баю! 4-й мальчик: Старший брат сестру баюкал: Ну, не купим мяч, Принесу обратно кукол, Только ты не плачь. 5-й мальчик: Ты не плачь, не будь упрямой, Спать пора давно... Ты пойми: я папу с мамой Отпустил в кино. Воспитатель: Шли мы в садик, дождик капал, И сказал мне Паша вдруг: Мальчик. Папа мой - не просто папа, Он мне самый лучший друг! Мы с ним маме помогаем, Пол паркетный натираем! Свет погас - все сразу тут Папу нашего зовут. Он приемник тете Глаше, Старенькой соседке нашей, Починил, потом помог На двери сменить замок! Во дворе качели, мостик Сделал папа для ребят. «Золотые руки просто!»- Все соседи говорят. Воспитатель: Очень скоро вы пойдёте в первый класс, а это значит, что папам придётся помогать готовить домашние задания. Давайте посмотрим, как это бывает. Сценку подготовила семья: Мама. Пошел Сережа в первый класс. С Сережей не шути. Считать умеет он у нас Почти до десяти! Не грех такому мудрецу Задрать курносый нос! Вот как-то за столом отцу
16 И задал он вопрос: Мальчик. «Два пирожка тут, папа, да?». А хочешь на пари: Я доказать могу всегда, Что их не два, а три! Считаем вместе: вот один, А вот и два,- смотри! Один да два Как раз и будет три! Папа. Вот молодец! В самом деле, три! И потому я два возьму, А третий ты бери! Б. Заходер Воспитатель: Вы своих пап любите так же сильно, как и мам. Я думаю, что папа в семье - самый сильный, самый серьезный, самый справедливый человек, правда? Это значит, что наши папы - настоящие мужчины. И мы предлагаем им поучаствовать в конкурсах. Конкурсы для пап. 1. «Лётчик - испытатель». Им станет тот, кто сумеет сконструировать самолёт. 2. «Олимпийский чемпион» (бег в мешках). Воспитатель: У многих из вас есть дедушки и бабушки, которые вас любят и порой проводят с вами больше времени, чем родители. Девочка: У мамы - работа, У папы - работа. У них для меня Остается суббота. А бабушка дома - всегда! Она не ругает меня никогда! Усадит, накормит: «Да ты не спеши. Ну, что там стряслось у тебя, Расскажи». Я говорю, А бабушка не перебивает, По крупинкам гречку сидит, перебирает. Нам хорошо вот так, вдвоем, И дом без бабушки - не дом! Е. Григорьева Мальчик: Без палочки шагает наша бабушка, Очков не надевает наша бабушка:
17 И вовсе не седая, а очень молодая, А очень молодая наша бабушка. На стройке инженером наша бабушка, И служит всем примером наша бабушка. И с внуками играет, И много песен знает. И много песен знает наша бабушка. Исполнение песни «Про бабушку». ( И. Матвиенко, А. Шаганов) Воспитатель: Мы сегодня услышали очень много хороших слов в адрес всех членов семьи. Вы, родители, увидели, какие у вас красивые, талантливые и заботливые дети. Вы, дети, почувствовали, что родители очень вас любят, радуются вашим успехам и огорчаются, если что-то не получается! Я желаю вам счастья, мира и добра! Пусть радость царит в ваших семьях всегда! В семейной жизни Вам желаю счастья, Пусть Ваши дети крепко любят Вас, Пусть стороной Вас обойдут несчастья, И солнечным пусть будет каждый час! Звучит песня «Мы желаем счастья Вам» Дети вручают своим родителям подарки, сделанные своими руками книги «Моя семья».
18
1.3.

Методическое обеспечение проекта

1.3.1. Планы-конспекты непосредственно-образовательной деятельности

ключевых мероприятий по реализации проекта

Конспект непосредственно образовательной деятельности в

старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельность по теме:

«Моя семья».

Цель:
обобщение и закрепление знаний детей о семье, как о людях, живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра), любящих друг друга и создание обложки для книги «Моя семья».
Задачи:
- Образовательные: обобщить и уточнить информацию о родственниках, обогатить словарный запас детей. - Развивающие: развивать умение рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей. - Воспитывающие: воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним.
Интеграция

образовательных

областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и речевое развитие.
Материал и оборудование:
макет дома, картинки жильцов дома (мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка и т.д.), карточка с ребусом, листы бумаги в форме домика, надписи «Моя семья», краски, цветная бумага и различные украшения для домиков.
19
Ход НОД:
Педагог. Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. У меня есть вот такой макет дома. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик. Вопросы: 1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама). 2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок). 3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка). 4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница). 5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра). 6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей). 7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук). 8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка). 9. Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди). 10. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники) 11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение). 12. Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей). 13. Что такое семья? (Ответы детей). Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус:7 я.) Дети. Слово «семья». Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает
20 улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. Физминутка «Семья». Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! Воспитатель. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье? (Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье: Согласие да лад - в семье клад. Согласную семью горе не берёт. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Семья без детей, что цветок без запаха. Семейный горшок всегда кипит. В семье и каша гуще. Не будет добра, коли в семье вражда. В хорошей семье хорошие дети растут. В своем доме и стены помогают. Везде хорошо, но дома лучше. Вся семья вместе, так и душа на месте.
21 Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» Ребята, вы сегодня принесли фотографии и картинки своей семьи. И сегодня мы начнем создавать с вами свою собственную книгу под названием «Моя семья». На столах у вас лежат листы бумаги в форме домика, вот такие надписи «Моя семья», краски, цветная бумага и различные украшения для домиков. Дети вклеивают фото или рисунок в центр домика, а остальное пространство обложки раскрашивают и оформляют на свое усмотрение. Когда ребята закончили, педагог предлагает рассказать о своей семье, кто хочет по желанию. (Рассказы детей о своей семье). Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется
22 огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких? (Ответы детей.) Воспитатель. Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться. Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья…….. Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье, о домашней работе и главное, что мы создали обложку для своей собственной книги. К следующему занятию нам нужны будут фото всех ваших членов семьи только по отдельности
23
Конспект непосредственно образовательной деятельности в

старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельность по теме:

«Моя родословная. Генеалогическое древо».

Цель:
построение генеалогического древа семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.
Задачи:
Обучающие: - познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»; - учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа; - расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках; - активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии». Развивать: - монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов; - выразительность движений в ходе физпаузы. Воспитывать: - уважение к старшим членам семьи; - умение почувствовать энергию своего рода; - аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.
Материал и оборудование:
- макет генеалогического древа; - тарелочка с листочками;
24 - кувшин с водой для игры; - мольберт, лист А3, маркеры; - семейные фотографии; - карточки с моделью «генеалогического древа»; - одноразовые стаканчики; - музыкальное сопровождение; - схема рассказа о членах своей семьи; - призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
Предварительная работа с детьми:
1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек. 2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов. 3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями. 4. Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа». 5. Загадки на тему «Семья». 6. Совместная подготовка с родителями рассказов детей о членах своей семьи по схеме.
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим: Утро настает, Солнышко встает. Мы собираемся, В добрый путь отправляемся. Дружно за руки возьмемся
25 И друг другу улыбнемся. (Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом). - Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей). (воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их). - Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (Только родственники). - Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно). -Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите. Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья». Пальчиковая гимнастика «Семья». Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке) Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! На мольберте модель генеалогического древа. Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях
26 родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Составление генеалогического древа. Воспитатель. Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие. Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки? (Дети раскладывают фотографии). Воспитатель. Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи? Психогимнастика Включается музыка. Воспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре. Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками). С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети начинают медленно подниматься). У него раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянут вверх).
27 Растет стебелек (вытягивается туловище вверх). Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты. Наступает радостный момент — бутоны раскрываются. (резко разжимаются кулачки) . Росток превращается в цветущее дерево. Рассматривание работ. (Дети берут свои деревья и встают в круг). Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение. Игра «Кувшин доброты». Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается. Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания. Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего. Воспитатель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.
28 Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют. Воспитателем оформляется выставка генеалогических древ детей.
1.3.2. Конспекты образовательной деятельности в режимных моментах

Дидактические игры

«Домашний труд».
Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи. Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда. Ход игры. Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться. Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.
«Передай свое тепло близким».
Цель: воспитывать умение почувствовать энергию другого ребенка; активизировать словарь детей; развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода. Ход игры.
29 Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей) Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим: Утро настает, солнышко встает. Мы собираемся, в добрый путь отправляемся. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
«Чем можно порадовать маму».
Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи. Материал: мячик. Ход игры. Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.
«Кто моложе или старше?»
Цель: у ч и т ь д е т е й о б р а зо ва н и ю с р а в н и т е л ь н о й с т е п е н и прилагательных. Задачи Образовательные: расширять и закреплять объем словаря по теме «Семья», закреплять знания о возрасте членов семьи, учить образованию сравнительной степени прилагательных, закреплять навык составления предложения с противительным союзом А совершенствовать связное высказывание.
30 Развивающие: развивать слуховую память и зрительное внимание, закреплять навыки свободного общения со сверстниками и взрослыми, развивать желание делиться знаниями о своей семье, рассказывать и определять: кто старше или моложе. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родным, близким людям. Материал: картинка с изображением семьи. Семья Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем , волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота. Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните. Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Ход игры: Педагог предлагает послушать детям два слова и определить, кто старше, а кто моложе. Составить предложение с этими словами. Пример: Папа старше сына, а сын моложе папы. Пример: Папа - сын. Папа старше сына, а сын моложе папы. Лексический материал: мама - дочь, бабушка - внучка, дедушка - папа, бабушка - мама, внучка - дедушка, внук - бабушка.
31
2. Рефлексивный анализ деятельности по реализации проекта
Содержание образовательного проекта «Моя семья» разрабатывалось на основе комплексно-тематического подхода. Проект имел цель обобщение и закрепление знаний детей о семье посредством создания книги о своей семье. На мотивационном этапе удалось создать проблемно-поисковую деятельность, которая вызвала интерес детей к теме проекта. Детям совместно с родителями необходимо было подготовить пословицы и поговорки на тему «Семья» и подобрать семейное фото (нарисовать рисунок), которое впоследствии поместилось на обложку книги «Моя семья». В ходе реализации проблемно-деятельностного этапа интерес поддерживался за счет вовлечения дошкольников в различные виды детской деятельности. Во время непосредственной образовательной деятельности вместе с обобщением и закреплением знаний детей о семье, о семейных традициях, о семейной родословной дети поэтапно создавали книгу «Моя семья». Основную часть книги составляли фото членов семьи с подписями, стихами, творческими обработками. Последней страницей книги стала страница с генеалогическим древом семьи. Проведенная с детьми работа по проекту на тему «Моя семья» позволила прийти к следующим результатам:дети больше узнали о семье как о людях, живущих вместе, любящих друг друга, знают всех своих близких родственников, их фамилию имя и отчество; заинтересовались семейными традициями; научились строить генеалогическое древо своей семьи. Таким образом, реализация деятельности по проекту способствовала обобщению и закреплению знаний детей о семье, в результате чего, была создана совместно с родителями книга «Моя семья». Книга своими руками –
32 это неоценимый результат, создавая ее дети испытывали огромную радость, а также гордость за свою семью. В течение реализации проекта родители принимали активное участие в совместной деятельности: подбирали фото материал, помогали в оформлении текстовой части книги «Моя семья». Родители с большим желанием и интересом участвовали в подготовке и проведении праздника «Моя счастливая и дружная семья». По завершению проекта, можно сказать, что поставленные задачи выполнены, планируемый результат был получен.
33
3. Список литературы
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2013. 2. Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно– методические материалы. – Издательство «Учитель», 2013. - 111 с. 3. Майер А.А., Давыдова, О.И., Воронина, Н.В. 555 ИДЕЙ для вовлечения родителей в жизнь детского сада: приложение к журналу «Управление ДОУ» / А.А. Майер, М.: Сфера, 2011. – 128 с. 4. Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 73-84. 5. Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Вербенец А.М. Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №9. - С. 40 - 49.


В раздел образования