Логика изломанного слова (особенности художественного языка А.П. Платонова в рассказе "Юшка").
Автор: Щербакова Татьяна Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №46" Населённый пункт: Калуга Наименование материала: методическая разработка Тема: Логика изломанного слова (особенности художественного языка А.П. Платонова в рассказе "Юшка"). Раздел: полное образование
Тема: Логика
изломанного
слова
(особенности
художественного
языка
А.П.
Платонова в рассказе «Юшка»).
Цели:
1 ) выявить
языковые
особенности
платоновской
прозы
(аномалии,
нарушения
литературных норм) и их роль в создании художественного образа, т.е. языковой модели
окружающей среды и-героя, живущего в ней.
2)постичь секрет языка и неповторимого слова писателя.
ХОД УРОКА
Язык есть образ всего внутреннего
человека, его ума, того, что называется
сердцем. Он выразитель всех сил,
умственных и нравственных.
И.А. Гончаров
Слово
учителя: Мы только вступаем в мир платоновских произведений. А он
(Платонов), по словам С. Залыгина, «относится к тем редкостным писателям, слово
которых, сколько бы о них ни писали и не говорили, сколько бы ни размышляли, не
разгадывали, до конца не будет разгадано никогда».
Сегодня
нам
предоставляется
возможность
«разгадать»
слово
«редкостного»
писателя.
А. П. Платонов (Обращение к эпиграфу)
I.
Мы уже обсуждали проблемы, поставленные автором в этом небольшом по
объему, но глубоком по смыслу произведении.
Тема означена в названии.
«Юшка»: какое значение имеет суффикс (пренебрежительное для односельчан).
Юшка
односельчане
Один из самых униженных платоновских героев, говорит своему обидчику «Я жить
родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня
тоже, значит, нельзя.»
Вопросы:
• Сколько местоимений и союзов в одной фразе? (5 местоимений, 2 раза повторяется
союз тоже).
• Какова главная мысль рассказа?
• Какие художественные приемы использованы автором для выражения этой мысли?
(портрет, пейзаж, диалог, авторское повествование).
II.
Проверка предварительного задания, которое учащиеся готовили в группах (5
групп).
Задания:
1.
Найти в тексте рассказа неправильную или необычную сочетаемость слов, пропуск,
обратный порядок слов (инверсию).
2. Найти плеоназмы (избыточность слов в повествовании).
3.
Использование официально-деловых штампов при описании природной, личной или
духовной жизни.
4. Метафоры в повествовании. Какой цели служат?
5. а) Словесное выражение цветовой гаммы.
б) Найти обобщения на уровне одной фразы. Цель таких обобщений?
III. Коллективное заполнение таблицы, оформление вопросов по каждому пункту:
1. Слова лишились своих традиционных, «правильных» связей и сочетаний, язык
словно весь распался на отдельные элементы, которые перепутались.
Язык
символ неустойчивости мира,
утери привычных связей между людьми.
Юшка односельчане
2 .
Лишние слова (плеоназмы) призваны заполнить эту пустоту мира, которая
соответствует внутреннему душевному состоянию человека.
Какова причина этой пустоты?
Человек перестал ощущать смысл своего существования, не осознает целей своего
бытия.
Подчеркнуть контраст
Юшка
односельчане
3. Духовное подменяется материальным (практическим).
Официально-деловые
штампы
в
языке
героев
-
свидетельство
торжества
материализма,
силящегося
такими
скудными
средствами
языка
заполнить
духовный
вакуум.
4.
Серый, белый, черные цвета говорят о безрадостном мире, где нет радости, а
процветает жестокость.
Вывод:
Язык
для
Платонова
-
не
только
отражение
или
выражение
какой-то
внеязыковой
реальности.
Сам язык и есть модель той реальности, в которой обитают
персонажи и которую мы называем художественным миром А. Платонова.
Таблица «Особенности художественного языка в рассказе А.П. Платонова «Юшка»»
Средства художественной
выразительности
Примеры
Значение
1) Неправильная или
необычная сочетаемость
слов, пропуск слов,
инверсия.
Голос рек; сладкий воздух цветов; с
силой злобы толкнул; он опробовал
ещё место; хлынувшая горлом
кровь; вся злоба и глумление
оставались среди людей; подобрел
сердцем.
Теряются нормальные
человеческие
отношения,
утрачиваются связи
между людьми.
2) Эффект многословия.
Образовался вакуум.
Многословие
призвано заполнить
образовавшийся
вакуум в
художественном мире
Платонова.
3) Платоновская метафора.
Лица бабочек и жуков; в старинное
время; слепое сердце; светлая
воздушная теплота.
Углубляет тему
скорби, страдания,
жестокости с одной
стороны, а с другой -
тему любви ко всему
живому.
4) Словесное выражение
цветовой гаммы.
Глаза белые, как у слепца; белое
тело; сухие ветки, камешки, сор;
белые облака; спёкшаяся кровь.
Мир лишён красок, а
мир, лишённый
красок - безрадостный
мир, где нет радости,
там процветает
жестокость.
5) Обобщение на уровне
одной фразы.
Человек, никогда не евший сахара,
чтоб она ела его.
Юшка, ты правда или нет? Ходишь
тут блажной, непохожий.
Он всем казался ветхим.
Любила всем теплом и светом
своего сердца.
Одной фразой
обобщение жизненной
ситуации,
нравственной позиции
героев.