Напоминание

Организация и работа амбулаторной группы коррекции заикания в комплексе отделения логоневрозов Центра патологии речи и нейрореабилитации


Автор: Исагулиев Ваче Иянесович
Должность: логопед
Учебное заведение: Центр Патологии Речи и Нейрореабилитации
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Организация и работа амбулаторной группы коррекции заикания в комплексе отделения логоневрозов Центра патологии речи и нейрореабилитации
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Организация и работа амбулаторнрй группы коррекции

заикания в комплексе дневного стационара отделения

логоневрозов Центра патологии речи и нейрореабилитации
Основной целью работы амбулаторной группы является осуществление комплексного лечения и реабилитации больных логоневрозами. Комплексная коррекция такого рода патологического состояния складывается из следующих компонентов: 1. Восстановление коммуникативной функции речи. 2. Реконструкция социальной значимости личности с улучшением адаптационных возможностей. 3. Обучение пациентов способам самоконтроля и лечебным приемам для проведения поддерживающей терапии после окончания основного курса лечения 4. Ликвидация признаков девиации личности. 5. Постоянная работа с семьями, близкими пациентов, подчиненная задачам комплексных медико-педагогических мероприятий. Собственно логопедическая работа в ходе курса лечения весьма условно делится на следующие этапы: 1. Подготовительный (диагностический) 2. Перестройка патологических речевых навыков и нарушение системы отношений личности. 3. Закрепление достигнутых результатов. 4. Поддерживающая терапия и д и с п а н с е р н о е наблюдение. Следует учитывать, что изложенная схема комплексного лечения изменяется в зависимости от индивидуальных особенностей реального больного. Причем в некоторых случаях не следует ограничивать этапность лечения. Так,
например, медикаментозное лечение, физиотерапия, логопедические занятия с некоторыми больными могут начаться при первых встречах с врачом и логопедом; то же самое может быть рекомендовано и в отношении проведения сеансов аутогенной тренировки, которые следует начать как можно раньше. Амбулаторная группа предназначена для больных, которые в силу жизненных обстоятельств лишены возможности прервать свою работу или учебу на 45 дней (старшие школьники, студенты, аспиранты, ученые, бизнесмены). Курс комплексного лечения в амбулаторной группе рассчитан на 3 месяца с последующим возможным по с ещением группы поддерживающей терапии и профилактическим контролем. Время работы специалистов ведущих амбулаторную группу предусматривает возможность пациентов посещать занятия после учебы или работы. Пациенты амбулаторной группы проходят курс логопедических и психокоррегирующих занятий, направленных на восстановление нарушенной функции речи и других высших психических функций, включающих групповые и индивидуальные логопедические занятия, психокоррекционные занятия, суггестивную и р а ц и о н а л ь н у ю т е р ап и ю, за н я т и я ау т о т р е н и н г о м , функциональные тренировки. При необходимости, после консультации с врачом, назначается медикаментозное физиотерапевтическое лечение. После прохождения ряда консультаций и обследования в консультативно-диагностическом отделении Центра и 2
отборочной комиссии, где четко формулируется полный диагноз, включающий характеристику речевого дефекта – тип и форма судорог, степень выраженности, оценку личностных особенностей, этиопатогенетическую основу и определяются медико-социальные показания для проведения курса лечения, пациенты в плановом порядке поступают в амбулаторную группу отделения логоневрозов. Группа формируется одномоментно и пациенты в ней проходят курс занятий в одном составе, т.е. в «закрытой группе», без пополнения ее новыми участниками. Создание группы таким образом позволяет следовать принципу «от простого к сложному», формировать комфортную и психотерапевтическую среду, обеспечивать равные условия для пациентов на протяжении всего курса лечения. Формирование групп проводится с учетом, как этиопатогенетических, так и ха р а кт е р ол о г и ч е с к и х особенностей, с учетом степени выраженности заикания, возрастного ценза. Работа в амбулаторной группе имеет ряд отличительных особенностей: занятия проводятся в вечернее время, когда пациенты уже достаточно утомлены заботами прошедшего дня; большой дефицит свободного времени для самостоятельных занятий и функциональных тренировок; постоянное пребывание пациента в психотравмирующей среде, необходимость публичных выступлений, общение с о ф и ц и а л ь н ы м и л и ц а м и и т. п . ; н е з н а ч и т е л ь н а я продолжительность курса занятий в условиях скоротечных изменений современной действительности… Можно еще перечислять особенности амбулаторной группы. Ясно одно, 3
задача грамотного специалиста – превратить отрицательные стороны этих особенностей в положительные. Так, превалирование учащейся молодежи дает возможность использовать учебный материал при подготовке заданий и на выступлениях перед аудиторией. После утомительного дня пациенты входят в рабочее состояние, используя навыки «быстрого» аутотренинга, дыхательную активизирующую гимнастику, приемы ролевого тренинга, психогимнастических упражнений. Пребывание в среде, требующей формальных речевых контактов, вынуждает использовать навыки и знания, полученные на занятиях уже в этот день, что способствует стойкому закреплению результатов. Амбулаторная группа формируется с учетом характерологических, интеллектуальных, возрастных особенностей, степени выраженности дефекта, личностной акцентуации… и состоит из 8 – 10 пациентов. Групповые занятия проводятся три раза в неделю и предполагают встречу с логопедом и психотерапевтом. Кроме того, при необходимости, проводятся индивидуальные логопедические и психокоррекционные занятия, в ходе которых решаются личностные проблемы, отрабатываются и автоматизируются необходимые речевые навыки. В ходе курса лечения пациенты последовательно овладевают навыками и приемами слитной речи, получают определенный объем знаний из области психологии общения, овладевают техникой аутогенной тренировки 1 и отчасти 2 уровня, проходят курс медикаментозного лечения, участвуют в с е а н с а х гипнотерапии. 4
Тематика занятий в конце курса уже опосредованно связана с речевыми проблемами и все больше охватывает нюансы межличностных отношений в различных ситуациях. Пациенты приходят к необходимости понимания и анализа насущных жизненных проблем, а в конечном итоге к адекватной коррекции системы жизненных ценностей, в которой заикание занимает уже далеко не то приоритетное место, которое ему было отведено до курса лечения, что способствует значительному улучшению «качества жизни». По окончании курса в амбулаторной группе пациентам рекомендуется продолжить занятия в Группе поддерживающей терапии, перед которой ставятся уже свои уникальные задачи. Ваче Иянесович Исагулиев. Логопед отеления логоневрозов ЦПРиН. 5


В раздел образования