Организация и работа амбулаторной группы коррекции заикания в комплексе отделения логоневрозов Центра патологии речи и нейрореабилитации
Автор: Исагулиев Ваче Иянесович Должность: логопед Учебное заведение: Центр Патологии Речи и Нейрореабилитации Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Организация и работа амбулаторной группы коррекции заикания в комплексе отделения логоневрозов Центра патологии речи и нейрореабилитации Раздел: среднее профессиональное
Организация и работа амбулаторнрй группы коррекции
заикания в комплексе дневного стационара отделения
логоневрозов Центра патологии речи и нейрореабилитации
Основной
целью
работы
амбулаторной
группы
является
осуществление
комплексного
лечения
и
реабилитации
больных
логоневрозами. Комплексная коррекция такого рода патологического
состояния складывается из следующих компонентов:
1.
Восстановление коммуникативной функции речи.
2.
Реконструкция
социальной
значимости
личности
с
улучшением адаптационных возможностей.
3.
Обучение пациентов способам самоконтроля и лечебным
приемам для проведения поддерживающей терапии после
окончания основного курса лечения
4.
Ликвидация признаков девиации личности.
5.
Постоянная
работа
с
семьями,
близкими
пациентов,
подчиненная задачам комплексных медико-педагогических
мероприятий.
Собственно
логопедическая
работа
в
ходе
курса
лечения
весьма условно делится на следующие этапы:
1. Подготовительный (диагностический)
2.
Перестройка
патологических
речевых
навыков
и
нарушение системы отношений личности.
3. Закрепление достигнутых результатов.
4.
Поддерживающая
терапия
и
д и с п а н с е р н о е
наблюдение.
Следует учитывать, что изложенная схема комплексного
лечения
изменяется
в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
реального
больного.
Причем
в
некоторых
случаях
не
следует
ограничивать
этапность
лечения.
Так,
например,
медикаментозное
лечение,
физиотерапия,
логопедические
занятия
с
некоторыми
больными
могут
начаться при первых встречах с врачом и логопедом; то же
самое может быть рекомендовано и в отношении проведения
сеансов аутогенной тренировки, которые следует начать как
можно раньше.
Амбулаторная
группа
предназначена
для
больных,
которые
в
силу
жизненных
обстоятельств
лишены
возможности
прервать
свою
работу
или
учебу
на
45
дней
(старшие
школьники,
студенты,
аспиранты,
ученые,
бизнесмены).
Курс
комплексного
лечения
в
амбулаторной
группе
рассчитан
на
3
месяца
с
последующим
возможным
по с ещением
группы
поддерживающей
терапии
и
профилактическим контролем.
Время
работы
специалистов
ведущих
амбулаторную
группу
предусматривает
возможность
пациентов
посещать
занятия
после
учебы
или
работы.
Пациенты
амбулаторной
группы проходят курс логопедических и психокоррегирующих
занятий,
направленных
на
восстановление
нарушенной
функции
речи
и
других
высших
психических
функций,
включающих
групповые
и
индивидуальные
логопедические
занятия,
психокоррекционные
занятия,
суггестивную
и
р а ц и о н а л ь н у ю
т е р ап и ю,
за н я т и я
ау т о т р е н и н г о м ,
функциональные
тренировки.
При
необходимости,
после
консультации
с
врачом,
назначается
медикаментозное
физиотерапевтическое лечение.
После прохождения ряда консультаций и обследования в
консультативно-диагностическом
отделении
Центра
и
2
отборочной
комиссии,
где
четко
формулируется
полный
диагноз, включающий характеристику речевого дефекта – тип
и форма судорог, степень выраженности, оценку личностных
особенностей, этиопатогенетическую основу и определяются
медико-социальные показания для проведения курса лечения,
пациенты
в
плановом
порядке
поступают
в
амбулаторную
группу
отделения
логоневрозов.
Группа
формируется
одномоментно и
пациенты в ней проходят курс занятий в
одном составе, т.е. в «закрытой группе», без пополнения ее
новыми участниками.
Создание
группы
таким
образом
позволяет
следовать
принципу
«от
простого
к
сложному»,
формировать
комфортную
и
психотерапевтическую
среду,
обеспечивать
равные условия для пациентов на протяжении всего курса
лечения.
Формирование
групп
проводится
с
учетом,
как
этиопатогенетических,
так
и
ха р а кт е р ол о г и ч е с к и х
особенностей,
с
учетом
степени
выраженности
заикания,
возрастного ценза.
Работа
в
амбулаторной
группе
имеет
ряд
отличительных особенностей: занятия проводятся в вечернее
время,
когда
пациенты
уже
достаточно
утомлены
заботами
прошедшего дня; большой дефицит свободного времени для
самостоятельных
занятий
и
функциональных
тренировок;
постоянное
пребывание
пациента
в
психотравмирующей
среде,
необходимость
публичных
выступлений,
общение
с
о ф и ц и а л ь н ы м и
л и ц а м и
и
т.
п . ;
н е з н а ч и т е л ь н а я
продолжительность
курса
занятий
в
условиях
скоротечных
изменений
современной
действительности…
Можно
еще
перечислять особенности амбулаторной группы. Ясно одно,
3
задача грамотного специалиста – превратить отрицательные
стороны
этих
особенностей
в
положительные.
Так,
превалирование
учащейся
молодежи
дает
возможность
использовать учебный материал при подготовке заданий и на
выступлениях
перед
аудиторией.
После
утомительного
дня
пациенты
входят
в
рабочее
состояние,
используя
навыки
«быстрого»
аутотренинга,
дыхательную
активизирующую
гимнастику, приемы ролевого тренинга, психогимнастических
упражнений.
Пребывание
в
среде,
требующей
формальных
речевых контактов, вынуждает использовать навыки и знания,
полученные на
занятиях уже в этот день, что способствует
стойкому закреплению результатов.
Амбулаторная группа формируется с учетом
характерологических,
интеллектуальных,
возрастных
особенностей,
степени
выраженности
дефекта,
личностной
акцентуации… и состоит из 8 – 10 пациентов.
Групповые
занятия проводятся три раза в неделю и предполагают встречу
с
логопедом
и
психотерапевтом.
Кроме
того,
при
необходимости, проводятся индивидуальные логопедические и
психокоррекционные
занятия,
в
ходе
которых
решаются
личностные проблемы, отрабатываются и автоматизируются
необходимые речевые навыки. В ходе курса лечения пациенты
последовательно овладевают навыками и приемами слитной
речи,
получают
определенный
объем
знаний
из
области
психологии
общения,
овладевают
техникой
аутогенной
тренировки
1
и
отчасти
2
уровня,
проходят
курс
медикаментозного
лечения,
участвуют
в
с е а н с а х
гипнотерапии.
4
Тематика занятий в конце курса уже опосредованно
связана
с
речевыми
проблемами
и
все
больше
охватывает
нюансы межличностных отношений в различных ситуациях.
Пациенты приходят к необходимости понимания и анализа
насущных
жизненных
проблем,
а
в
конечном
итоге
к
адекватной
коррекции
системы
жизненных
ценностей,
в
которой заикание занимает уже далеко не то приоритетное
место,
которое
ему
было
отведено
до
курса
лечения,
что
способствует значительному улучшению «качества жизни».
По
окончании
курса
в
амбулаторной
группе
пациентам
рекомендуется продолжить занятия в Группе поддерживающей
терапии, перед которой ставятся уже свои уникальные задачи.
Ваче
Иянесович
Исагулиев.
Логопед
отеления
логоневрозов ЦПРиН.
5