Напоминание

Музыкально-дидактические игры в музыкальном и эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в практике работы ДОО


Автор: Пинигина Ольга Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 210"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально-дидактические игры в музыкальном и эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Музыкально-дидактические игры в музыкальном и

эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

в практике работы ДОО
Пинигина Ольга Анатольевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №210»,г.Новокузнецк В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность. Эмоциональное отношение, к художественной деятельности - это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение - основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой - обе спечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка. Одна из наиболее актуальных – 
интеллектуальная
(стремление научиться самому что-то создавать, исполнять, делать). 
коммуникативная
(потребность содержательного общения со сверстниками и взрослыми. Значимо для дошкольника и потребность в самоутверждении, реализуемая при успешной деятельности) Учитывая все сказанное выше, можно выделить наиболее значимые задачи, стоящие перед педагогом:  Увлечь искусством, сформировать потребность общения с ним, так как вне этого увлечения не может происходить подлинного общения с искусством.  Художественное развитие 1
 Дать общее понимание сути, содержания искусства. Познакомить с «языком» музыкального искусства, с его образным строем, через который композитор выражает, а зритель воспринимает содержание произведения.  Приобщить к музыкальному искусству, а также темам (жанрам), к которым обращается композитор.  Развить творческие способности ребенка, которые необходимы и при созидании произведения искусства и при его восприятии. Нам представляется, что решение этих задач связано с особой организацией занятий и с необходимостью:  специального подбора музыкального репертуара и методов работы с ним;  использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности;  «включения» в занятие синтеза искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественного слова. Одним из важнейших средств музыкального воспитания детей являются музыкально-дидактические игры, так как игра – это один из самых любимых детьми видов деятельности. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности, коллективизма. Кроме этого музыкально-дидактические игры побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Простота и вариативность их использования позволяют за минимально короткое время провести обследование большинства детей по различным видам музыкальной деятельности в течении одного-двух занятий, при условии, что эти игры хорошо знакомы детям и неоднократно проводились в процессе предыдущего обучения детей на музыкальных 2
занятиях. Например, используя музыкально-дидактическую игру «Слушай внимательно», в подготовительной группе музыкальный руководитель сначала проигрывает музыку различного характера: марш, плясовую и к о л ы б е л ь н у ю , а з а т е м д а е т д е т я м с л е д у ю щ и е з а д а н и я : 1. Предлагает более слабому ребенку выбрать карточку с изображением, соответствующим по характеру проигранному фрагменту музыки. 2. Предлагает сильному ребенку обоснованно подтвердить или опровергнуть этот выбор, анализируя, как звучала музыка, какой у нее характер, например: тихая, спокойная, ласковая, под нее можно спать, значит э т о к о л ы б е л ь н а я . 3. Предлагает желающим спеть самостоятельно песенку или мелодию т а ко г о ж е , в д а н н о м с л у ч а е – ко л ы б е л ь н о г о х а р а к т е р а . 4. Просит других детей оценить соответствие исполненной песни п р е д л о ж е н н о м у р а н е е , т. е . к о л ы б е л ь н о м у х а р а к т е р у . 5. В конце занятия детям предлагается вместе или индивидуально выполнить музыкально - ритмические движения , соответствующие х а р а к т е р у и с п о л н е н н о й ( к о л ы б е л ь н о й ) м у з ы к и . Таким образом, используя всего одну игру в течении одного занятия можно определить уровень музыкального развития почти всех детей как по пению, так и по слушанию музыки и музыкально-ритмическим движениям или ритмике. При этом, задавая детям по ходу игры наводящие вопросы по динамике, темпу, ритму исполняемой музыки можно уточнить особенности музыкального слуха, например, отличает ребенок напевное звучание от отрывистого или нет и т. д. Кроме этого использование музыкально- дидактических игр вместо обычных заданий позволяет определить уровень музыкального развития по разделу «слушание музыки» у детей плохо владеющих речью, что в некоторых условиях не маловажно и делает общие результаты диагностики музыкальных способностей детей более точными, объективными. 3
В целях усиления восприятия все музыкально-дидактические игры должны быть ярко, красочно оформлены. Использование музыкально-дидактических игр дает возможность полнее и шире применять наглядность в музыкальном и эстетическом воспитании дошкольников. ( таблица1 ) Таблица 1 « Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста »
игра

содержание

Игры для развития звуковысотного слуха
«
Ступеньки
» Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные и н с т р у м е н т ы (аккордеон, металлофон, г уб н а я гармошка). Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. В игре участвует несколько детей. «
Найди нужный

колокольчик
» Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай». Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика. . Игра проводится в свободное от занятий время. «
Три поросенка
» Игровой материал. На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором 4
вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф- Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой ф а первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке — Нуф-Нуфа, под пластинкой л я первой октавы — поросенок в красной шапочке — Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы— поросенок в желтой шапочке—Ниф-Ниф. Здесь же при- креплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки, 8—12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.
Игры для развития чувства ритма
«
Наше путешествие
» Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан. Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое м о ж н о и з о б р а з и т ь на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне). Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня. «
Определи

по ритму
» Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям п е с н и , д р у г а я п о л о в и н а п у с т а я ; к а р т и н к и , и л л ю с т р и р у ю щ и е с о д е р ж а н и е п е с н и ; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). 5
Каждому дают по 2—3 карточки Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточк и ( к а р т и н к у п о с л е правильного ответа дает ведущий). При повторении игры ведущим становится тот, кто н и р а з у не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек «
Учитесь танцевать
» Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Игры для развития тембрового слуха
«
На чем играю?
» Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение дет ских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты (рис. 21). Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим н е б о л ь ш а я ш и рм а ) . Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение 6
на большой. «
Слушаем

внимательно
» Игровой материал. Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т. д . ) . Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют э т о произведение, и найти их на столе. Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга. «
Музыкальные

загадки
» И г р о в о й м а т е р и а л . Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы. Ход игры. Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек. Игра проводится в свободное от занятий время.
Игры для развития диатонического слуха
«
Громко-тихо

запоем
» Игровой материал. Любая игрушка. Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. Игру можно провести как развлечение. «
Найди щенка
» Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2—3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце. Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек 7
они спрячут щенка, и зовут водящего: «Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку, Во дворе их много так, не найти его никак. Ну-ка, Саша, поспеши и щенка' нам отыщи, Мы не будем помогать, будем песню запевать». «
Наши песни
» Игровой материал. Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель с пластинками, фишки. Х о д и г р ы . Детям раздают по 2—3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в грамзаписи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки. Игра проводится в свободное от занятий время.
Игры для развития памяти и слуха
«
Какая музыка?
» Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с з а п и с я м и вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку. Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) м у з ы ка л ь н ы е пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.

«
Слушаем музыку
» Игровой материал. 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений ( э т о м о г у т быть и инструментальные пье сы), проигрыватель с пластинками. Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое- либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. 8
Если ответ правильный, все хлопают. Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время. «
Назови композитора

музыки
» Игровой материал. Проигрыватель с пластинками программных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского. Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать &то произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, Выигрывает тот, кто получит большее число очков. Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения. «
Веселая

пластинка
» Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок -— в центре нарисована картинка, передающая содержание Песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений. Х о д и г р ы . Ведущий проигрывает в грамзаписи в с т у п л е н и е к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проигрывает» ее на игрушечном проигрывателе. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающее. Она будит его мысли и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Но музыка действенное средство тогда, когда она осознанно воспринимается ребёнком, когда он осмысливает преданные в ней чувства, настроения. Каждому родителю следует помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Каждый нормальный здоровый ребёнок всегда эмоционально 9
реагирует на неё. К тому же, главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка. В наше время в магазинах можно найти много интересной литературы по музыкальному воспитанию детей, аудиозаписей с различными сказками, детскими песнями, а также дисков с музыкальными фильмами. Всё это помогает значительно расширить кругозор и воспитывать здоровый, требовательный, художественный вкус. А он необходим, чтобы сделать достоянием ребёнка подлинные сокровища музыкального искусства и оградить его от того, что могло бы развратить его и исказить представления о прекрасном.
Литература
1. Андреева, М. Первые шаги в музыку [Текст] / М. Андреева, Е. Конорова. М. : Музыка, 1979. 2. Боякова, Е. В. Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников [Текст] : сборник научных статей / Е. В. Боякова. — М.: Изд-во МГПУ, 1998. 3. Вендрова, Т. Е. Пусть музыка звучит [Текст] / Т. Е. Вендрова. — М.: Просвещение, 1990. 4. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, А. Кенеман. — М., 1982. 5. [Текст] : 1-4 кл. / Н. Л. Гродзенская. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. 6. Груздова, И. Педагогические условия формирования эмоционально- оценочного отношения к музыке у детей младшего дошкольного возраста [Текст] : сборник научных статей / И. Груздова. — М. : Изд-во МПГУ, 1996. 7. Дубровина, А. Руководство процессом музыкального воспитания [Текст] / 10
А. Дубровина. — M., 1988. 8. 3ильберквит, М. А. Музыка и ты [Текст] / М. А. 3ильберквит. — М. : Советский композитор, 1987. 9. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] : книга для учителя / Д. Б. Кабалевский. — М. : Просвещение, 1984. 10. Дошкольное воспитание. — 1997. — № 4. — С. 68-73. 11. Маланина Н. Танцевально-игровое творчество старших дошкольников. Дошкольное воспитание. – 1986. - № 1. 12. Наглядные средства в музыкальном воспитании / сост. Л. Комиссарова [и др.]. — М., 1986. 13. Тиличеева, Е. Музыкальный букварь [Текст] / Е. Тиличеева. — M., 1988. 14. Яковлева, Е. Программа развития творческого потенциала/Яковлева Е.//Школьный психолог.-2001.-№42,43,44,45,47,48;-2002.-№1. 11
Приложение 1
«Музыкально-дидактические игры»
12
13
14
15
16


В раздел образования