Автор: Кальченко Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 106" Населённый пункт: г. Краснодар Наименование материала: консультация для родителей Тема: "Развитие мелкой моторики" Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»
Уважаемые родители, я хочу представить вам консультацию о развитии
мелкой моторики рук. Мелкая моторика характеризуется способностью чело-
века выполнять мелкие точные движения пальцами рук и ног. Добиться каче-
ственного выполнения таких движений помогают скоординированные дей-
ствия мышечной, костной и нервной систем человеческого организма.
Развитие мелкой моторики - естественный процесс, он берет свое нача-
ло уже в младенческом возрасте. Ребенок осваивает простые хватательные
жесты, затем учится перекладывать предметы из рук в руку, постепенно осва-
ивает «пинцетный захват». К двум годам ребенок уже способен самостоятель-
но и правильно пользоваться ложкой, держать карандаш, проявляет интерес к
рисованию.
Начиная с самого раннего возраста, важно помогать естественному раз-
витию мелкой моторики. Уже грудному младенцу можно массировать пальчи-
ки, делая тем самым примитивную пальчиковую гимнастику, которая положи-
тельно воздействует на активные точки, связанные с корой головного мозга и
влечет активацию речевого развития. В младшем дошкольном возрасте паль-
чиковую гимнастику можно сопровождать стихотворными текстами, которые
в
свою
очередь
помогают
поддерживать
интерес
ребенка
к
выполнению
упражнений, стимулируют развитие памяти и воображения. Взрослый дол-
жен терпеливо поощрять стремление ребенка освоить простые навыки само-
обслуживания: застегивать пуговицы перед выходом на прогулку, завязывать
шнурки, ведь это является развитием мелкой моторики в бытовых моментах.
В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять
интерес ребенка, Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и
помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру,
не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребен-
ка.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в
том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными
зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы
от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, сти-
мулируя их активную деятельность. Развитие навыков мелкой моторики важ-
но еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования
точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходи-
мы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разно-
образных бытовых и учебных действий.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллекту-
альной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высо-
кий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого раз-
вития мелкой моторики руки - общая неготовность большинства современ-
ных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
Поставьте перед собой цель - уделить занятиям «мелкая моторика с ре-
бенком» полчаса в день. Занятия сопровождайте сказками, придумываемыми
по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эф-
фект. Затем посмотрите, что будет с вашим ребенком через три месяца. Вы
поразитесь прогрессу, который с ним произойдет.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная ра-
бота по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во вза-
имодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных
способностей, а самое главное - способствует сохранению физического и
психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к
успешному обучению в школе.