Автор: Мухамедьянова Филюза Вакиловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 89 "Крепыш" Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Наименование материала: конспект нод Тема: "В гостях у Капельки" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности по
экспериментированию с водой в группе среднего дошкольного возраста
Тема: «В гостях у Капельки».
Программное содержание : создать целостное представление о воде, как о
природном явлении; познакомить со свойствами воды; дать представления о
значимости воды в жизни человека, в природе; обогащать и активизировать
словарь детей, умение делать выводы; развивать познавательно-
исследовательскую активность детей, формировать навыки
экспериментирования с водой; воспитывать бережное отношение к воде,
доброе, чуткое отношение друг к другу.
Материалы: глобус, изображения грустной и весёлой капельки, мелкие
игрушки, пластиковые одноразовые стаканчики и ложки, трубочки,
тарелочки, апельсиновый сок, молоко, вода, соль, сахар, лёд, фартучки.
Словарная работа: глобус, лаборатория, эксперимент.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Доброе утро! Я вас всех люблю!
- Ребята, посмотрите, что у меня есть. Кто знает, что это такое? (глобус)
Правильно, это глобус – модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
А какого цвета больше на глобусе? (синего и голубого) Как вы думаете, что
же обозначено этими цветами на глобусе? Голубой и синий цвет – это
обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
Сегодня к нам на занятие пришла Капелька. Посмотрите, какая она грустная
и печальная. Послушайте её историю: Капелька недавно родилась и совсем
ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не
знать – это совсем невесело. И поэтому она решила обратиться к вам за
помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?
Итак, начнем прямо сейчас.
- Капелька из чего состоит? (из воды) А где она живёт? (в воде) Где мы
можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д) Капелька интересуется,
знаете ли вы, кому нужна вода? (деревьям, птицам, людям, животным,
растениям) А нам нужна вода? Для чего? (умываться, мыть пол, готовить
обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы)
-Молодцы ребята! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода
и их нужно поливать водой — иначе они погибнут. Животные тоже пьют
воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода просто необходима: пить,
готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды. Ни одно живое
существо не может жить без воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить
различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Приглашаю вас, ребята, отправиться в волшебную лабораторию, чтобы
провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в
лабораторию, скажите, а что там делают? (проводят опыты)
- А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать
правила поведения:
1. внимательно слушать воспитателя,
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу,
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.
Ребята, посмотрите, на столе у вас два стакана. Определите, в каком стакане
вода? (дети показывают) Как вы догадались?
- Ребятки, возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Льётся вода?
А почему? (потому что она жидкая) Если бы она не была жидкой, не смогла
бы течь из крана, в реке. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют
жидкостью.
- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете
аппетитный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос
проведём следующий опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)
- Как вы догадались, что сок - апельсиновый (пахнет апельсином)
А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет
запаха) Так есть ли запах у воды? Какой вывод можно сделать? (у воды нет
запаха)
-Посмотрите, ребята, у вас на тарелочках белое вещество. Насыпьте его в
воду и хорошо размешайте ложкой. Вода поменяла цвет? (нет) А теперь
наберите в ложку и попробуйте на вкус. Какой вкус у тебя, Полина (опросить
всех детей)? (у кого-то солёная, у кого-то сладкая) Как вы думаете, от чего
зависит вкус воды? Делаем вывод: вода может принимать вкус того вещества,
которое в неё добавили.
- Посмотрите, Капелька улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и
обрадовалась, а мы немного отдохнем
.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1,2,3,4. Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брасс
Одной другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Продолжим. Можете выпить сок. Поставьте перед собой стаканы с молоком
и водой. Закройте крепко глаза, ребята. (воспитатель кладёт в стаканы с
молоком мелкие игрушки) Открывайте глаза. Вы можете сказать, что я вам
положила в стакан с молоком? Почему? (молоко белое) Возьмите ложки и
вытащите предметы из молока. Положите теперь эти предметы в стакан с
водой. Вы видите что у вас в стаканчиках? Почему? (вода прозрачная) Делаем
вывод: вода прозрачная, бесцветная.
Дождик прошёл и получились лужи. А что будет с лужами на морозе? (лужи
превратятся в лёд)
- Посмотрите внимательно: перед вами на столе на тарелочках – лёд.
Возьмите его в руки. Какой лёд? (холодный) Как вы узнали об этом? Что
почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что ещё можно сказать про
лёд? (твёрдый) Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом:
надавить, сжать, постучать по нему.
- Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А
когда лёд тает, то он во что превращается?(в воду)
Значит, лёд – это тоже вода. Она может быть не только в жидком, но и в
твёрдом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд. Делаем вывод:
вода может быть и твёрдом состоянии, если заморозить.
Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы
узнали? Дети повторяют все выводы.
- Ребята, но нельзя забывать и о том, что нужно беречь каждую капельку
воды, потому что без воды нет жизни. Давайте будем дружить с капельками и
беречь их.
- Посмотрите, какая Капелька веселая и радостная стала. На память о себе
она хочет подарить вам сладкие подарки.
- Ребята, понравились вам наши опыты? А что больше всего понравилось?
Молодцы! Вы – настоящие исследователи!