Напоминание

"Формирование предпосылок УУД в ДОУ"


Автор: Мандаева Елена Васиьевна
Должность: заместитель директора по дошкольному образованию
Учебное заведение: филиал МБОУ "Чибитская СОШ" детский сад "Койонок"
Населённый пункт: село Чибит, Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование предпосылок УУД в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ «Чибитская СОШ»
«Формирование предпосылок УУД в ДОУ»
филиала МБОУ «Чибитская СОШ» детский сад «Койонок» Автор Мандаева Елена Васильевна Заместитель директора по дошкольному образованию с.Чибит Улаганского района

Формирование предпосылок УУД в ДОУ
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка. Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:  Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.  Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.  Необходимо понимание важности преподносимого материала.  Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.  Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.  Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.  Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей. Что же такое универсально учебные действия? Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться». В дошкольном возрасте различают
4 блока УУД:
1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные УУД
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.); Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение); Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками личностных УУД являются:
 умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;  умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;  формирование познавательной и социальной мотивации;  формирование адекватной самооценки;  формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;  формирование способности учитывать чужую точку зрения;  воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Регулятивные УУД
Целеполагание – умение сохранять заданную цель; Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности; Контроль – умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу; Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Предпосылками регулятивных УУД являются:
 умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;  умение сохранять заданную цель;  умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;  умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;  умение контролировать свою деятельность по результату;  умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;  умение работать по инструкции взрослого;  умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;  готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;  умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;  умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД
 Ориентировка в пространстве и времени;  Умение применять правила и пользоваться инструкциями;  Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;  Умение работать по заданному алгоритму;  Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности. Информационные  Умение работать по книге;  Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;  Умение работать по иллюстрациям.  Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком). Логические  Классификация  Анализ  Синтез  Сравнение  Обобщение
 Сериация  Сернация  Исключение лишнего  Подбор подходящего  Установление причинно-следственных связей и др.  Использование знаково-символических средств  Моделирование
Предпосылками познавательных УУД
являются:  навыки сформированности сенсорных эталонов;  ориентировка в пространстве и времени;  умение применять правила и пользоваться инструкциями;  умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;  умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.  умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;  умение выделять существенные признаки объектов;  умение устанавливать аналогии на предметном материале;  умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);  умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;  умение производить анализ и синтез объектов;  умение устанавливать причинно-следственные связи.  ориентировка в пространстве и времени;  умение применять правила и пользоваться инструкциями;  умение ориентироваться в книге;  умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;  умение находить нужную страницу;  умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;  умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);  умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД
 Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;  Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;  Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;  Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;  Умение вести монолог, отвечать на вопросы;  Владение невербальными средствами общения;
Предпосылками

коммуникативных УУД
являются:  потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;  владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;  строить монологичное высказывание и диалоговую речь;  желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;  ориентация на партнера по общению;  умение слушать собеседника.  умение ставить вопросы; обращаться за помощью;  предлагать помощь и сотрудничество;  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.  формулировать собственное мнение и позицию;
 строить понятные для партнёра высказывания;
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок
личностных
УУД используются следующие задания: o
участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах –
во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения
;
o
подведение промежуточных итогов и итогов занятия –
во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта; o
творческие задания
– повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала; o
самооценка
– детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей; o
дневники достижений
– ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое; Для формирования предпосылок
познавательных
логических
УУД
целесообразно использование следующие задания: o
классификация
– детям предлагается распределить какие-то объекты по группам; o
анализ
– предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы; o
синтез
– объединение отдельных компонентов в целое; o
сравнение
– детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах; o
обобщение
– выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах; o
сериация
– установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке; o
сернация
– построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. o
исключение

лишнего


нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним. o
подбор подходящего –
необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет; o
прохождение лабиринтов
– детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца; o
работа с разного вида таблицами
– детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.; o
знаки и символы
– умение работать со знаками и символами; o работа со схемами, составление схем-опор; o
решение логических задач
– решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием; o
установление причинно-следственных связей
– «что сначала, что потом»; Для формирования предпосылок
регулятивных УУД
возможны следующие виды заданий: o
«преднамеренные ошибки»
– детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать; o
поиск

нужного

материала

(картинок)


требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме; o
взаимоконтроль
– детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания; o
взаимный диктант (задание)
– работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания; o
заучивание материала наизусть
– предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть; o
«ищу ошибки»
– могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
o
контрольный опрос
– может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей. Для формирования предпосылок
коммуникативных УУД
можно предложить следующие виды заданий: o
«составь

рассказ»,

«опеши

предмет»
– детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее; o
составление диалога (работа в парах) –
можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь. o
«составь задание»
– дети составляют задание друг для друга; o
«выскажи свое мнение о…»
– детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво); o
обсуждение,

рассуждение,

спор
– предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения; o
групповая работа
– любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД; o
«объясни…»
– можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку. o
«ответь

на

вопросы»
– детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию. Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Способы формирования УУД
 Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;  Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;  Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;  Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;  Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;  Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др.;  Развивать коммуникативные способности детей,  вербальную и невербальную речь, творческие способности  и навыки самоконтроля;  Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и  ее эффективности, а не на достижениях; А также,  Дошкольнику требуется личный контакт с ним;
 Атмосфера успеха;  Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;  Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;  Доброжелательное и уважительное отношение к его личности.  Поощрение и похвала.  Принятие его таким, какой он есть;  Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).
Портрет выпускника ДОУ

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

(личностные результаты).
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. 
Любознательный, активный (личностные результаты).
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. 
Эмоционально отзывчивый (личностные результаты).
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. 
Овладевший

средствами

общения

и

способами

взаимодействия

с

взрослыми

и

сверстниками (коммуникативные результаты).
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. 
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных

ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила

поведения (регулятивные результаты).
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). 
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные

возрасту (познавательные результаты) .
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 
Имеющий

первичные

представления

о

себе,

семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве (стране), мире и природе (личностные результаты).
Ребенок имеет представление: - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; - о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных о б я з а н н о с т е й , с е м е й н ы х т р а д и ц и я х ; - об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; - о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

(регулятивные

результаты):
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 
Овладевший необходимыми умениями и навыками

(предметные результаты).
У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


В раздел образования