Автор: Иванова Инна Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ№1 Населённый пункт: г.Абдулино, Оренбургская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Экологическое воспитание школьников Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Абдулинский городской округ, Оренбургская область.
«Экологическое воспитание школьников»
Из опыта работы.
Иванова Инна Сергеевна,
классный руководитель 8 класса
2016 год
«Экологическое воспитание школьников»
Из опыта работы МБОУ СОШ №1
Наша школа – одна из многочисленных сельских школ Российской
глубинки. Располагается она в живописнейшем месте, окружена холмистой и
лесистой местностью. Школа работает в творческом поисковом режиме, и,
по сути дела, обеспечивает выживание всего села и успешную социализацию
своих воспитанников.
В
школьном
экологическом
образовании
начало
обучения
экологии
является
первым
этапом
формирования
личности
человека,
его
ответственного отношения к окружающей среде.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать
великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может
лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. В настоящее время существуют
острые
противоречия
между
обществом
и природой, которые привели к
угрозе всемирного экологического кризиса. Это свидетельствует о недостатке
сформированности экологической культуры, как компонента экологического
образования. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все
виды
своей
деятельности
требованиям
рационального
использования
окружающей среды, заботится об ее улучшении, не допускает ее разрушения
и загрязнения.
Поэтому проблема формирования экологической культуры
актуальна во всей системе непрерывного образования.
Сегодня экологическое образование и воспитание является стержнем и
обязательной составной частью в системе образования.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве
следующих задач:
•
расширение и закрепление знаний детей о природе, как целостной
взаимосвязанной
системе
формирования
эколого-краеведческо-
туристических знаний, умений и навыков природопользования;
•
образовательных - формирование системы знаний об экологических
проблемах современности и пути их разрешения;
•
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового
образа жизни;
•
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических
умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей
среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности
по
охране
окружающей
среды:
интеллектуального
(способности
к
анализу
экологических
ситуаций),
эмоционального
(отношение
к
природе
как
к
универсальной
ценности),
нравственного
(воли
и
настойчивости, ответственности);
•
формировать
знания
о
человеке
как
особом
объекте
природы,
заинтересовать
детей
в
поиске
противоречий
между
имеющимся
опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному
желанию открытий;
•
закрепить знания в видах туризма и туристком природопользовании;
•
закрепить навыки и умения работы с планом школы, села, научить
работать с компасом, правил поведения в окружающей среде.
Экологическое воспитание школьников разнообразно и спланировано под
девизом: «Красота спасет мир».
Образовательным планом МБОУ СОШ№1 предусмотрено изучение
регионального учебного предмета «Экология», который реализуется : в I – IV
классах ведётся интегрировано в предмете «Окружающий мир», в V
- IX
классах проводится по 1 часу в неделю, в Х, ХI классах – 1 час экологии в
компоненте образовательного учреждения.
В программе дополнительного образования реализуется экологическое
направление, которое представлено внеаудиторной деятельностью:
1.
Работой
кружка
«Юный
эколог»,
программа
которого
разработана
на
основе
эколого-краеведческого
содержания
при
тесной
взаимосвязи
с
программным
материалом
по
школьному
образованию.
Новизна
программы в том, что впервые заложены и предлагается формирование
экологического умения норм и правил поведения в окружающей среде.
Предлагается
постепенное
формирование
экологических
знаний.
Содержание курса направлено на развитие познавательной активности
школьников, формирование у детей осознанного правильного отношения к
природе и пониманию целостности природы. Программа построена на
принципах:
краеведческий
подход,
преемственность,
постепенность,
экодеятельность.
Изучение
тем
сквозное
и
содержание
их
взаимопроникаемо. Форма работы – экскурсии на экологическую тропу,
уроки:
доброты,
мышлений,
конкурсы,
КВН,
викторины,
трудовые
десанты,
составление
экологических
карт,
экологические
праздники,
экологические сказки, инсцинировки, походы, разнообразные игры.
2.
На протяжении многих лет в МБОУ СОШ №1 ведётся целенаправленная
работа по экологическому воспитанию учащихся начальной школы. С
целью осуществления намеченных целей и задач с учащимися проводятся,
в соответствии с планом воспитательной работы, различные классные
часы, внеклассные мероприятия, походы, экскурсии. Это экологический
праздник
- презентация
«Берегите
природу»,
«В
гостях
у
зимующих
птиц», «Птицы наши друзья», «В гостях у жителей подводного царства»,
«Золотая волшебница осень». А также классные часы: «Мир вокруг нас»,
«Лиственные и
хвойные
деревья»,
«Охрана
животных
Саратовской
области». Дети с удовольствием учувствуют в экологических спектаклях,
такие
как:
Экологическая
пьеса
—
сказка
"Колобок",
«По
лесной
т ропинке». Сформированность
экологической
культуры
младших
школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические
проблемы
человечества. В своей работе мы уделяем большое внимание
интеллектуальным
играм,
которые
способствуют
достижению
поставленных целей. Например, экологическая игра «Что? Где? Когда?». В
э то й
и г р е
д е т и
д ол ж н ы
п р оя в и т ь
э руд и ц и ю ,
о с т р оу м и е ,
сообразительность,
смекалку,
а
также
быть
очень
внимательными
и
дружными,
чтобы
придти
к
победе. С
учащимися
изготавливаются
альбомы по экологическому воспитанию на различные темы: По страницам
Красной
книги,
Экологический
календарь, Заповедники
Саратовской
области, Животные, Комнатные растения, Грибы, Садовые цветы, «Мир
похож на цветной луг», Если вам по душе красота земная... Обучающиеся
принимают
активное
участие
в
акциях
«Помоги
птицам», «Изготовь
кормушки», «Спаси село от мусора». Если формирование экологического
сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в
деятельности,
организованной
во
внеклассной
и
внешкольной
работе.
Работа кружков увлекательна, разнообразна и общественно важна. Каждое
занятие – маленький шажок на пути к экологической культуре. Проводятся
акции: «Чистое утро», «День Земли», в зимний период дети принимают
участие
в
создании
птичьей
«столовой»
на
школьной
территории.
В
проекте
«Спасатели,
вперед»
проводят
акции
по
очистке
родников,
очищают территории от мусора, в проекте «Лесная аптека» знакомятся с
лекарственными растениями своей местности.
3.
Школьное лесничество на базе нашей школы организовано в 1987 году.
Существует
договор
на
организацию
школьного
лесничества
с
выделением участка леса. Работа проводится уже на более серьезном
уровне,
посещают
кружок
учащиеся
старших
классов.
Школьное
лесничество эколого-образовательного объединения учащихся созданы на
добровольных
началах
при
участии
педагогического
коллектива,
специалистов лесного хозяйства и руководителя школьного лесничества в
лице Мещаниновой Ларисы Васильевны.
Цели:
воспитание
у
учащихся
бережного
экологического
и
экономического
обоснованного
социально-аткивного
отношения
к
природе, углубление знаний учащихся в области лесного хозяйства и
экологии, умение осуществлять на практике мероприятия направленные
на сбережение и умножение лесных богатств, сохранения и усиления
защитных, оздоровительных и иных полезных функций леса. Задачами
школьного
лесничества
является
оказание
помощи
предприятиям
и
организациям
ведущим
лесное
хозяйство,
в
проведении
работ
по
лесовыращиванию,
охране
и
защите
леса,
побочному
пользованию,
ведению научно-экспериментальной исследовательской работы. В задачу
школьного
лесничества
входит
воспитание
у
учащихся
устойчивого
интереса
к
лесной
профессии,
пропаганда
населения
знания
о
лесе.
Проводится теоретическая работа по изучению лесных богатств России,
Саратовской
области,
Саратовского
района,
памятниками
природы
«Злобовский лес» в Саратовском районе — уникальное место, где выжили
и сохранились без ухода около 60 видов и форм деревьев и кустарников на
территории
бывшего
питомника
декоративного
садоводства
Н.П.
Корбутовского, заложенного в конце XIX века
.
, «Поповские сосняки»
в
Саратовском лесхозе — эталон сосновых насаждений на юго-востоке в возрасте
100—200 лет. Практическая работа – охрана леса, изготовление кормушек,
охрана
муравейников,
изготовление
гнездовий,
скворечников,
ведутся
фенологические
наблюдения,
выращиваются
саженцы
каштанов,
ели
голубой. Проводятся акции «Сбор семян» ели сибирской, дуба, березы
повислой,
цветочных
и
декоративных
растений.
Акция
«Мой
двор»
-
озеленение школы и села. Традиционным стал «День земли». Проводятся
экскурсии «Растения леса», «Защита от пожаров», «Последствия летних
пожаров»,
«Поповские
сосняки
–
памятники
природы».
Ведутся
практические занятия: высев семян ели сибирской, клена остролистного,
каштанов, уход за сеянцами и саженцами. Школьники – частые гости в
памятниках
природы
Саратовского
района:
«Дендрарии
НИИ
Юго-
Востока»,
парка
«Липки»
и
ЦПКО,
Ботаническом
саду
и
т.д.
Школьниками
ведется
и
исследовательская
работа
«Злобовский
лес
–
эталон леса», «Работа по выращиванию ели серебристой», «Путеводитель
по
Злобовскому
лесу».
Члены
кружка
принимают
участие
во
всех
районных, областных и всероссийских конкурсах школьного лесничества,
где
неоднократно
были
призёрами
этих
конкурсов.
Школа
тесно
сотрудничает с областным экологическим центром, с «НИИ Юго-Восток»,
с кафедрой биологии и экологии педагогического института СГУ. На базе
школьного лесничества проводится и культурно-массовая работа – походы
в лес, праздник «День птиц», КВН на лесной полянке, осенние посиделки.
Ведётся
практическая
работа
по
очистке
берегов
реки
Латрык
от
мусора. Нахождение, очистка и облагораживание родников.
В дальнейшем школа планирует углубление и расширение работы по
экологическому
воспитанию
школьников,
по
опытно-экспериментальной
деятельности
обучающихся.
В
ближайшие
годы
планируем,
развивая
экологическое
образование,
организацию
экспериментальной
площадки
в
данном направлении.