Напоминание

Экологическое воспитание школьников


Автор: Иванова Инна Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№1
Населённый пункт: г.Абдулино, Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание школьников
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Абдулинский городской округ, Оренбургская область.

«Экологическое воспитание школьников»

Из опыта работы.

Иванова Инна Сергеевна,

классный руководитель 8 класса

2016 год


«Экологическое воспитание школьников»

Из опыта работы МБОУ СОШ №1
Наша школа – одна из многочисленных сельских школ Российской глубинки. Располагается она в живописнейшем месте, окружена холмистой и лесистой местностью. Школа работает в творческом поисковом режиме, и, по сути дела, обеспечивает выживание всего села и успешную социализацию своих воспитанников. В школьном экологическом образовании начало обучения экологии является первым этапом формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. В настоящее время существуют острые противоречия между обществом и природой, которые привели к угрозе всемирного экологического кризиса. Это свидетельствует о недостатке сформированности экологической культуры, как компонента экологического образования. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального использования окружающей среды, заботится об ее улучшении, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому проблема формирования экологической культуры актуальна во всей системе непрерывного образования. Сегодня экологическое образование и воспитание является стержнем и обязательной составной частью в системе образования. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: • расширение и закрепление знаний детей о природе, как целостной взаимосвязанной системе формирования эколого-краеведческо- туристических знаний, умений и навыков природопользования; • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности); • формировать знания о человеке как особом объекте природы,
заинтересовать детей в поиске противоречий между имеющимся опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию открытий; • закрепить знания в видах туризма и туристком природопользовании; • закрепить навыки и умения работы с планом школы, села, научить работать с компасом, правил поведения в окружающей среде. Экологическое воспитание школьников разнообразно и спланировано под девизом: «Красота спасет мир». Образовательным планом МБОУ СОШ№1 предусмотрено изучение регионального учебного предмета «Экология», который реализуется
:
в I – IV классах ведётся интегрировано в предмете «Окружающий мир», в V - IX классах проводится по 1 часу в неделю, в Х, ХI классах – 1 час экологии в компоненте образовательного учреждения. В программе дополнительного образования реализуется экологическое направление, которое представлено внеаудиторной деятельностью: 1. Работой кружка «Юный эколог», программа которого разработана на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по школьному образованию. Новизна программы в том, что впервые заложены и предлагается формирование экологического умения норм и правил поведения в окружающей среде. Предлагается постепенное формирование экологических знаний. Содержание курса направлено на развитие познавательной активности школьников, формирование у детей осознанного правильного отношения к природе и пониманию целостности природы. Программа построена на принципах: краеведческий подход, преемственность, постепенность, экодеятельность. Изучение тем сквозное и содержание их взаимопроникаемо. Форма работы – экскурсии на экологическую тропу, уроки: доброты, мышлений, конкурсы, КВН, викторины, трудовые десанты, составление экологических карт, экологические праздники, экологические сказки, инсцинировки, походы, разнообразные игры. 2. На протяжении многих лет в МБОУ СОШ №1 ведётся целенаправленная работа по экологическому воспитанию учащихся начальной школы. С целью осуществления намеченных целей и задач с учащимися проводятся, в соответствии с планом воспитательной работы, различные классные часы, внеклассные мероприятия, походы, экскурсии. Это экологический праздник - презентация «Берегите природу», «В гостях у зимующих птиц», «Птицы наши друзья», «В гостях у жителей подводного царства», «Золотая волшебница осень». А также классные часы: «Мир вокруг нас», «Лиственные и хвойные деревья», «Охрана животных Саратовской области». Дети с удовольствием учувствуют в экологических спектаклях, такие как: Экологическая пьеса — сказка "Колобок", «По лесной т ропинке». Сформированность экологической культуры младших
школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. В своей работе мы уделяем большое внимание интеллектуальным играм, которые способствуют достижению поставленных целей. Например, экологическая игра «Что? Где? Когда?». В э то й и г р е д е т и д ол ж н ы п р оя в и т ь э руд и ц и ю , о с т р оу м и е , сообразительность, смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы придти к победе. С учащимися изготавливаются альбомы по экологическому воспитанию на различные темы: По страницам Красной книги, Экологический календарь, Заповедники Саратовской области, Животные, Комнатные растения, Грибы, Садовые цветы, «Мир похож на цветной луг», Если вам по душе красота земная... Обучающиеся принимают активное участие в акциях «Помоги птицам», «Изготовь кормушки», «Спаси село от мусора». Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе. Работа кружков увлекательна, разнообразна и общественно важна. Каждое занятие – маленький шажок на пути к экологической культуре. Проводятся акции: «Чистое утро», «День Земли», в зимний период дети принимают участие в создании птичьей «столовой» на школьной территории. В проекте «Спасатели, вперед» проводят акции по очистке родников, очищают территории от мусора, в проекте «Лесная аптека» знакомятся с лекарственными растениями своей местности. 3. Школьное лесничество на базе нашей школы организовано в 1987 году. Существует договор на организацию школьного лесничества с выделением участка леса. Работа проводится уже на более серьезном уровне, посещают кружок учащиеся старших классов. Школьное лесничество эколого-образовательного объединения учащихся созданы на добровольных началах при участии педагогического коллектива, специалистов лесного хозяйства и руководителя школьного лесничества в лице Мещаниновой Ларисы Васильевны. Цели: воспитание у учащихся бережного экологического и экономического обоснованного социально-аткивного отношения к природе, углубление знаний учащихся в области лесного хозяйства и экологии, умение осуществлять на практике мероприятия направленные на сбережение и умножение лесных богатств, сохранения и усиления защитных, оздоровительных и иных полезных функций леса. Задачами школьного лесничества является оказание помощи предприятиям и организациям ведущим лесное хозяйство, в проведении работ по лесовыращиванию, охране и защите леса, побочному пользованию, ведению научно-экспериментальной исследовательской работы. В задачу школьного лесничества входит воспитание у учащихся устойчивого интереса к лесной профессии, пропаганда населения знания о лесе. Проводится теоретическая работа по изучению лесных богатств России, Саратовской области, Саратовского района, памятниками природы «Злобовский лес» в Саратовском районе — уникальное место, где выжили
и сохранились без ухода около 60 видов и форм деревьев и кустарников на территории бывшего питомника декоративного садоводства Н.П. Корбутовского, заложенного в конце XIX века . , «Поповские сосняки» в Саратовском лесхозе — эталон сосновых насаждений на юго-востоке в возрасте 100—200 лет. Практическая работа – охрана леса, изготовление кормушек, охрана муравейников, изготовление гнездовий, скворечников, ведутся фенологические наблюдения, выращиваются саженцы каштанов, ели голубой. Проводятся акции «Сбор семян» ели сибирской, дуба, березы повислой, цветочных и декоративных растений. Акция «Мой двор» - озеленение школы и села. Традиционным стал «День земли». Проводятся экскурсии «Растения леса», «Защита от пожаров», «Последствия летних пожаров», «Поповские сосняки – памятники природы». Ведутся практические занятия: высев семян ели сибирской, клена остролистного, каштанов, уход за сеянцами и саженцами. Школьники – частые гости в памятниках природы Саратовского района: «Дендрарии НИИ Юго- Востока», парка «Липки» и ЦПКО, Ботаническом саду и т.д. Школьниками ведется и исследовательская работа «Злобовский лес – эталон леса», «Работа по выращиванию ели серебристой», «Путеводитель по Злобовскому лесу». Члены кружка принимают участие во всех районных, областных и всероссийских конкурсах школьного лесничества, где неоднократно были призёрами этих конкурсов. Школа тесно сотрудничает с областным экологическим центром, с «НИИ Юго-Восток», с кафедрой биологии и экологии педагогического института СГУ. На базе школьного лесничества проводится и культурно-массовая работа – походы в лес, праздник «День птиц», КВН на лесной полянке, осенние посиделки. Ведётся практическая работа по очистке берегов реки Латрык от мусора. Нахождение, очистка и облагораживание родников. В дальнейшем школа планирует углубление и расширение работы по экологическому воспитанию школьников, по опытно-экспериментальной деятельности обучающихся. В ближайшие годы планируем, развивая экологическое образование, организацию экспериментальной площадки в данном направлении.


В раздел образования