Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственному
развитию детей старшего возраста по теме: «Путешествие к добру»по сказке
Оскара Уайльда «Мальчик
– звезда»
Образовательная область – нравственное развитие
ТЕМА: «Путешествие к добру» по сказке Оскара Уайльда «Мальчик - звезда».
Задачи:
1.
Ввести детей в сложный мир добра, зла, опираясь на содержание сказки
О.Уальда «Мальчик - звезда».
2.
Помочь детям научиться сопереживать, совершать добрые поступки по
собственной воле, замечать боль и радость других людей. По выражению лица,
жесту, интонации понимать их состояние.
3.
Воспитывать в детях доброту.
Оборудование:
- портреты - равнодушного, злого, доброго - человека;
- портреты – опрятной девочки и девочки неряхи;
- столб, три таблички, стрелка указатель;
- коробка с сердечками (по количеству детей);
- портреты - мальчик - звезда, мать – нищенка и другие иллюстрации к сказке;
- серые треугольники;
- конфеты.
Словарная работа: лесорубы, нищенка, властелин.
Этап НОД
Содержание. Действия педагога.
Действия детей.
Результат.
Мотивация
Воспитатель обращается к детям:
- Давайте встанем в круг, в круг друзей,
взявшись за руки. Как приятно держать своего
друга за руку, чувствовать его сильную руку,
поддержку его. Улыбнитесь друг другу.
- Как хорошо, что мы все с вами начинаем
это утро с улыбки друг другу, с теплых слов:
«Придумано кем- то просто и мудро
При встрече здороваться « Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам
Дети заходят в зал,
становятся в круг и
берутся за руки.
Доброе утро улыбчивым лицам
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длиться до вечера»
- Пока мы с вами разговаривали, шло время.
А сколько можно сделать хороших дел, за это
время.
Постановка
проблемы
Воспитатель показывает детям портреты трёх
человек - равнодушного, злого, доброго.
- Ребята, а что выражают эти лица? Назовите
их. (Дети называют)
- Правильно, а теперь послушайте знакомое
стихотворение.
УРОНИЛИ МИШКУ НА ПОЛ, ОТОРВАЛИ
МИШКЕ ЛАПУ
- Кто из этих людей мог бы бросить мишку,
оторвать лапу? Почему вы так думаете?
- А кто из них поднимет мишку, пришьёт ему
лапу? Равнодушный? Злой? Добрый? Почему?
- Посмотрите на эти портреты девочек.
- Какая между ними разница? (дети отвечают)
- С кем бы из девочек вы хотели дружить?
(ответы детей)
- С неряхой надо дружить или нет? (ответы
детей)
- Кто стал бы с ней дружить? (ответы детей)
- Я думаю, что с ней надо дружить, иначе она
останется такой же на всю жизнь. А хороший
друг поможет ей стать аккуратной.
- Ну вот, мы и доброе дело сделали. Решили
помочь девочке - неряхе стать опрятной и
нашли ей подругу, которая поможет своим
примером.
Рассматривание
иллюстраций. Дети
решают проблемные
ситуации. (Определяют
настроение и состояние
людей, предполагают
их действия)
Повторение
- А теперь я приглашаю вас в путешествие
«Сказочную страну». Пошли. А вот и
перекресток. На перекрестке столб и три
дороги, а на столбе три таблички:
«Налево пойдешь - красивую игрушку
найдешь»
«Направо пойдешь - с другом расстанешься»
«Прямо пойдешь - сделаешь доброе дело
своему другу»
- Какую из дорог вы выберете? (ответы детей)
Почему? (ответы детей)
- Мы пошли по этой дорожке. А вот и стрелка.
Нужно идти в том направлении куда она
показывает (доходят до елочки, там коробка с
сердечками по количеству детей). Дети берут
каждый по одному сердечку.
- Я знаю говорят доброе сердце. А еще как
можно сказать? (злое, мягкое, каменное,
золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное,
горячее сердце). - Говорят: доброе сердце....а
еще как можно сказать? Злое сердце,
прекрасное сердце, одинокое сердце,
равнодушное сердце, горячее сердце.
Дети идут по «дороге»,
путем рассуждения
выбирают направление
движения.
Открытие
нового
знания
- И вот мы добрались до «Сказочной страны»,
где вы узнаете о людях, имеющих каменное,
злое, равнодушное сердце и о хороших людях
у которых сердце золотое, горячее, доброе
(дети рассаживаются по местам)
- И так слушайте сказку Оскара Уайльда
«Мальчик - звезда»
«Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов
увидели как с неба упала яркая звезда. В
складках плаща они увидели не звезду, а
маленького ребенка...» (сказка рассказывается
до того момента, где мальчик прогоняет свою
мать- нищенку).
- Ребята, подарите свои сердечки тому герою,
который вам нравится (под портретами
Чтение новой сказки
О.Уальда «Мальчик –
звезда».
Решают проблемную
ситуацию
(нравственный выбор)
– у кого из героев взять
угощение.
мальчика и нищенки приготовлены подносы).
- Почему, вы подарили сердечко этому герою?
(ответы детей)
- Ребята, а герои сказки тоже хотят сделать вам
подарки, (под портретом нищенки - коробочка
с простыми треугольниками, под портретом
мальчика- звезды - в красивой хрустальной
вазе - конфеты)
- Возьмите себе сами подарок у того
героя, который вам очень нравится, у того
человека, который вам приятен? (дети
выбирают)
- Продолжаю сказку. А вскоре мальчик-звезда
стал властелином города. Он был
справедливым, по-доброму относился к
сиротам, бедным и больным.
- А теперь вы примите угощение от мальчика-
звезды?
- Почему? (ответы детей)
- Понравилась ли вам, как закончилась сказка?
(ответы детей)
Рефлексия
- Давайте вспомним, какие добрые дела мы
совершаем в нашей жизни. Каждое доброе
дело мы выложим на нашем дереве доброты.
Видите, как много листочков опало.
- Какое красивое получилось дерево.
Дети вспоминают и
называют добрые дела,
берут волшебные
листочки и
прикрепляют их к
дереву.
Продолжение
исследования
вне НОД
- Заканчивая нашу встречу я хочу дать вам
напутствие: «Дарите людям добро и оно к вам
вернется»
- А теперь. Нас ждут добрые дела в нашей
группе, и мы пойдем их совершать.