Автор: Хасенова Бахытжан Султановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №70" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: конспект урока русского языка 9 класс Тема: Знаки препинания в союзных сложных предложениях Раздел: среднее образование
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70»
Урок русского языка в 9 классе
на тему «Знаки препинания в союзных сложных
предложениях» (2 часа).
(Текстоориентированный подход)
Учитель русского языка и литературы:
Хасенова Б.С.
Омск 2016 год
Цели:
1.
Закрепление умения правильной постановки знаков препинания в
союзных сложных предложениях.
2.
Общение сведений о союзных сложных предложениях и правилах
постановки в них знаков препинания.
3.
Формирование у учащихся умений и навыков исследовательской
деятельности, позитивного отношения к ней.
4.
Формирование умения анализировать словарную статью.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Повторение и обобщение изученного.
Беседа – актуализация по вопросам:
Какие предложения называются сложными.
Если
есть
союзные
сложные
предложения,
значит
есть
и
бессоюзные. В чем различие между ними?
Какие
предложения
называют
союзными
сложными
предложениями?
Чем различаются союзы и союзные слова?
Как
ставятся
знаки
препинания
в
союзных
сложных
предложениях?
III. Словарная работа.
Итак, части союзных сложных предложений соединяются при помощи
союзов. А вы никогда не задумывались над словом союз? Каково его
лексическое значение? Каков его морфемный состав?
В « Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю.
Шведовой слово союз размещено в двух словарных статьях, как
омонимы:
имя
существительное
и
служебная
часть
речи,
соединяющая языковые единицы.
В
русском
языке
есть
приставка со – придающая слову
оттенок
значения
«вместе»,
«общими
усилиями»,
«совместно.
Сотворить, собрать, сочувствовать, сострадать, соединять
– все эти слова имеют приставку со- . Как вы думаете, нет ли этой
приставке в слове союз ?
Для
уточнения
семантики,
истории
происхождения,
функционирования
в
современном
русском
языке
слова союз
используются
толковые
словари
В.И.Даля,
а
т а к же
словообразовательные
словари
русского
языка
А.Н.
Тихонова,
З.А. Потихи, «Морфемно – орфографический словарь русского
языка.
Русская
морфемика»
А.Н.
Тихонова.
(Учащиеся
самостоятельно работают по всем этим словарям).
Делают вывод: в современном русском языке слово союз не имеет
приставки.
Неужели нас подвело языковое чутьё? Обратимся к Словарю В.И. Даля.
Чтение словарной статьи к слову союз .
Выводы: 1. Да, мы были правы, действительно, в слове союз
приставка изначально существовала: со узы («совместные узы»,
«связи»).
2.
В
словаре
имеется
указания
на
омонимичное
употребления этого слова. Одно из значений слова союз в словаре
Даля – «частица, служащая для связи слов и предложений».
IV. Работа с таблицей. (Таблица прилагается).
Задание: Рассмотрим таблицу. Выделите то, что было вам известно ранее.
Что нового о союзах вы узнали?
V. Практическая работа 1. ( Проводится на основе дидактической карточки,
лежащей перед каждым учеником.)
Задание: Прочитайте отрывок из повести М. Булатова и В. Порудоминского
о
В.И.
Дале
«Собирал
человек
слова».
Найдите
в
тексте
сложные
предложения, объясните постановку знаков препинания.
Подвиги бывают разные… Даль сорок лет готовился к своему подвигу.
Подвиг Даля не укладывался в мгновение, и в час, и в месяц не укладывался,
был долог, упорен, - тяжелый, бесконечный труд.
Даль
собрал
за
свою
жизнь
больше
двухсот
тысяч
слов.
Если
их
просто
выписать
столбиком,
понадобиться
четыреста
пятьдесят
обыкновенных
ученических
тетрадей
в
линейку.
Но
Даль
еще
объяснял
каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу, приводил примеры.
Даль один собрал вдвое больше слов, чем целое отделение академиков…
Какое счастье, что довелось Далю колесить по Руси, менять профессии,
изучать ремесла, встречать на пути своем тысячи разных людей. Какое
счастье, что путь к словарю не лег перед Далем прямым, наезженным
трактом. Не то, могло случиться, и словаря бы не было.
…Безбрежное море слов. Не всякому дано узнать их, вдохнуть их
запах, взять в пригоршню, напиться ими. Для этого надо броситься в море.
Даль бросился. И поплыл.
Жизнь Даля со всеми ее поворотами и переменами – большое плавание
в море слов.
Задания к тексту.
1.
Определите тему данного текста.
2.
Какова коммуникативная задача авторов текста (цель высказывания)?
3.
Определите
по
словарю
лексическое
значение
слов колесить,
пригоршня, тракт. Какие еще незнакомые слова встретились в тексте?
4.
Выделите во 2-м и 3-м абзацах текста союзы. Расскажите о роли союзов
в данном тексте. Составьте схему сложных союзных предложений,
определите
тип
предложения
по
союзу,
связывающему
простые
предложения в его составе.
5.
Прочитайте приведенную ниже словарную статью, обратите внимание
на то, как она построена.
Подвиг , -а, м. Героический, самоотверженный поступок. Совершить подвиг.
Воинский подвиг. Трудовой подвиг. Подвиг во славу Родины.
6.
Попробуйте
определить
происхождение
слова п о д в и г , свои
предположения проверьте по словарю.
7.
Закончите предложение Подвиг – это… (Вариант задания: напишите
сочинение-миниатюру «Значение слова» - 5 мин.)
VI. Практическая работа 2.
Задание: Прочитайте отрывок из статьи, в которой поэт М. Исаковский
рассказывает
о
том,
что
со
школьных
лет
помогало
и
помогает
ему
в
изучении русского языка, в использовании его неисчерпаемых богатств в
речи, словесном творчестве.
Я и сейчас стараюсь расширять и углублять свои знания по языку.
Мне, например, иногда нравится просто читать словари, и это дает очень
многое. Вот передо мной словарь Даля…
Раскроем его и посмотрим хотя бы такое привычное слово, как «дом».
Задумайтесь над этим словом, и вы поймете, как много значений заключено
в нем. «Дом», прежде всего, означает строение для жилья, но это, так
сказать, понятие самое общее. А если сказать «крестьянский дом», то
смысл слова уже меняется: это уже – хата, изба. Если сказать «каменный,
многоэтажный дом», то представление о доме создается уже другое. Под
словом «дом» в иных случаях может подразумеваться и просто какая-то
хибарка, лачуга, хижина. (Вот, мол, смотрите, каков он, мой дом!) А сколько
различных форм имеет это слово: тут и «домик», и «домок», и «домишко», и
«домище», и «домина».
Но и это еще не все. Посмотрите, как много производных от слова
«дом»:
« домовая
книга»;
« домашний
обед»;
« домовитый
человек»;
« домашничать »;
« домовладелец »;
« домостроительство »;
« домоуправ »;
« домосед »; « домочадец »; « домохозяин » и т.д и т.п.
Таким образом, если как следует разобраться даже в одном только
слове «дом», то и это принесет немало пользы. А ведь таких слов в русском
языке многие тысячи.
Мне нравится также следить за живой разговорной речью.
Задания к тексту:
1.
Определите тему текста.
2.
Что интересного вы узнали от автора о слове дом?
3.
К какой части речи относится каждое выделенное слово?
4.
Найдите
в
тексте
союзные
сложные
предложения,
объясните
постановку знаков препинания, составьте схемы.
5.
Согласны ли вы с мнением автора, что слова домик, домок, домишко,
домище и домина являются грамматическими формами?
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Мудрость народного слова», используя при
этом союзные сложные предложения.
Приложение
Классификация союзов
По
морфологическому
строению
По употреблению
По синтаксической функции и
значению
Союзы
непроизводные: а, и,
но, или, либо и др.
Союзы
производные:
п р о с т ы е : что,
чтобы,
как,
будто,
словно, точно, когда
и др.
составные: потому
ч т о ,
т а к
к а к ,
прежде чем, в то
в р е м я
к а к ,
несмотря
на
то
что,
в с л ед с т в и е
того что, в связи
с тем что, с тех
пор как, после того
как, по мере того
как и др.
Союзы
одиночные
(неповторяющиеся ):
но, же, однако, зато и
др.
Союзы
повторяющиеся:
и-и,
или - или, либо – либо,
то –то и др.
Союзы
двойные(парные):
если
– то,
хотя – но, так
как
–
то,
едва
–как,
лишь только как и др.
Союзы
сопоставительные: как
– так и, не только – но
и ,
н е
с т ол ь ко
-
сколько, если не –то, не
то что- но (а), не то
чтобы – но (а) и др.
Союзы сочинительные:
соединительные: и , и –и,
ни – ни и др.;
противительные: а, но, однако, же, зато
и др.;
разделительные: или, либо, ли – ли, то
– то, то ли - то ли, не то - не то и
др.
пояснительные: именно, то есть как
то и др.;
присоединительные: да и, также, а
также, тоже и др. ;
Союзы подчинительные:
временные: когда,
как
только,
лишь
только, едва, едва лишь, прежде чем, с
тех пор как, пока, пока не, после
того как и др.;
изъяснительные: что. чтобы, как;
причинные: так как ,потому что. ибо
вследствие того что, благодаря тому
что, ввиду того что, оттого что, в
связи с тем что, в силу того что и др.;
следствия: так что;
сравнительные: как, как будто, словно,
точно, подобно тому как и др.;
условные: если, ежели, коли, кабы, раз и
др.;
уступительные: хотя,
пускай,
пусть,
несмотря на то что и др.;
целевые: чтобы, для того чтобы, затем
чтобы и др.