Повторение изученного в 5 классе по теме "Имя прилагательное"
Автор: Хасенова Бахытжан Султановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №70" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: конспект урока русского языка 6 класс Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме "Имя прилагательное" Раздел: среднее образование
Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя
прилагательное»
Тип: урок повторения
Цели:
Обучающая : Систематизировать изученный в 5 классе материал;
Развивающая: развивать мыслительные операции на основе
материала урока ( анализировать, сравнивать, выделять главное,
обобщать), развивать речь учащихся;
Воспитывающая : воспитывать интерес к изучению русского языка,
любовь к русской природе, к поэзии.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент .
1слайд
Лексическая разминка. Прочитайте слова, догадайтесь, о чём
идёт речь.
1группа: тёплый,чудесный, удивительный, солнечный..…
2 группа: сонный, таинственный, заснеженный, тихий …
-О чём так сказано? ( запись в тетрадях)
-Как догадались?
А нас они сегодня и интересуют.
-Какова тема нашего урока?
2.Определение темы урока. 2 слайд
Исходя из темы, попробуем сформулировать цели урока:
Повторить…
Учиться находить ….., согласовывать….
Применять……
С существительным подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
- Что же такое прилагательное ? Что вспомнили по стихотворению о
нём?
( согласуется с сущ.
обозначает признак
художественный текст становится интереснее, красивее)
4. Работа с текстом.
Выявление роли прилагательных в тексте.
Мы живём в гармонии с природой. Художники, писатели, поэты,
любуясь , рисуют красоту природы, выражая своё отношение к
увиденному, свои чувства, своё настроение.
-Можно ли обойтись без прилагательных?
- Зачем нужны прилагательные? ( делают речь богаче, текст ярче,
понятнее, интереснее) слайд 3
В … ….. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах.
Над ….. тропинками ……..арками согнулись под тяжестью инея
стволы ….. берез.
……. шапками …… снега покрыты …… ветви сосен и елей.
…. зимний лес !
Учитель читает текст . Понравился ли вам текст? Можно ли его
назвать ярким? Какой части речи не хватает в нём?
Карточки с текстом раздать каждому в группе. Вставить слова
вместо пропусков.
1 группа: в помощь слова для справок в нужной форме
(тихий, зимний, лесными, кружевными, высоких, тяжёлыми,
белого,тёмно-зелёные, красив)
2 группа: слова для справок в начальной форме
(тихий, зимний, лесной, кружевной, высокий, тяжёлый, белый,
тёмно-зелёный, красив)
3 группа – самостоятельно
Проверка по группам( ребята зачитывают полученный текст)
!!! У 1и2 группы получился текст известного писателя
Г.Скребицкого.
самооценка.
-Как изменился текст? ( Действительно, текст стал ярче,
интересней, красивей)
Задания группам:
1 группа:- Какими членами пр-я будут являться прилагательные в
тексте? Подчеркнуть ( памятка)
Вывод: Чаще всего прилагательные являются ……., в последнем
пр-ии- ……….., т.к. краткая форма каков?
2 группа: С какой частью речи согласуются прилагательные?
Привести примеры из текста
Вывод: Прилагательное согласуется с …… в …., ….., ……….
3 группа: всё о прилагательном. Кластер.
Сверить с учебником с.111. , всё ли сказали о прилагательном.
слайд 5
5. Работа со стихотворением .
а) Учитель оТютчеве. Слайд 6
22 августа 1857 года… Лето уходило. Коляска мягко, неспешно
катилась уж третий день. Милый, родной ,скромный Овстуг остался
позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и
коричневые. А над ними – бездонное голубое небо... И всюду
тишина, тоже широкая, как поля и небо.
Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках
маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал
туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, она
догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.
- Да, получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь
послушать?
Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение,
тихо прочитал:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
-Кто этот поэт? Как догадались? ( Овстуг- родина Тютчева, недавно
изучали на уроках литературы стихи Тютчева)
б)-Сегодня для работы я предлагаю вам стихотворение
«Чародейкою Зимою..» (наизусть читает Каминская Т)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой
слайд 7
– Какое настроение создаёт стихотворение?
в) Фронтальная словарная работа
– Какие слова вам показались непонятными?
Чародейка (то же, что и волшебник, колдунья) Почему Т. написал Зимою?
( Если зиму поэт назвал чародейкою, то как она должна проявить себя?
(Как живое существо. Она околдовала лес)
Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью.
Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная)
Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского
платка со свисающими кистями.
– Что такое снежная бахрома? ( это покрытые снегом ветви деревьев,
которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)
Мещет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная
форма глагола – мечет)
Затрепещет – задрожит. Объясняют сами дети то, что могут .
Сзади на доске –толкование этих слов из словаря Ожегова- проверим
_Можем ли мы сказать, что поэт нарисовал яркую картину зимнего леса?
-Благодаря чему? (Много средств выразительности)
г)Выписать средства выразительности, в которых есть прилагательные
3группа-из 1 строфы
Чародейкою Зимою околдован-олиц.
под снежной бахромою- метафора
Неподвижною, немою жизнью-эпитеты
Чудной жизнью он блестит - олиц.
2 группа- из 2 строфы
Не мертвец и не живой лес - эпитет
Сном волшебным -эпитет
Сном очарован - олиц
Опутан, окован лёгкой цепью- метафора
1группа- из 3 строфы
Луч косой, ослепительной красой -эпитеты
Проверка по ключу
слайд 8
д) Фет о Тютчеве.
-Как оценил Фет творчество Тютчева?
-Согласны ли вы с тем, что поэзия Ф.И.Тютчева безгранична?
Слайд 9
Мы ещё не раз будем возвращаться к творчеству Ф.И.Тютчева, а
пока представим, что мы в зимнем лесу.(музыка)
6. Творческая работа. Слайд 10
Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина.( музыка)
-Как вы думаете, как она называется? («Зима»)
-Какие слова из стих-я Тютчева могли бы стать названием этой
картины? (Чародейкою Зимою околдован лес стоит.)
Для вас я приготовила ещё одну картину Юона «Волшебница-Зима»
-Какая картина вам ближе по настроению? Подумайте,
присмотритесь.
Используя весь материал, который есть у вас, попробуйте сами
несколько минут побыть писателями, поэтами.
Попробуем творить сами!!!
Зачитать 2 работы.
ОЦЕНИ СВОЁ УЧАСТИЕ В УРОКЕ ( поставьте себе оценку за
вклад в урок, а вторую поставлю я, проверив тетрадь)
7. Дифференцированное домашнее задание. Слайд11
№296 выписать с\с прил +сущ., указать род, число, падеж, а тем,
кто не хочет прощаться с нашей темой, из худож .пр-ий о зиме
сделать подборку с\с, предложений ярких, запоминающихся.
8. Рефлексия.
Составление синквейна слайд12
Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты
Ваше мнение об уроке слайд13
Я повторил…
Я понял, что…
Было интересно….
У меня получилось…
Своей работой на уроке я….