Напоминание

Повторение изученного в 5 классе по теме "Имя прилагательное"


Автор: Хасенова Бахытжан Султановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа №70"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: конспект урока русского языка 6 класс
Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме "Имя прилагательное"
Раздел: среднее образование





Назад





Урок русского языка в 6 классе.

Тема:
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное»
Тип:
урок повторения
Цели:
Обучающая : Систематизировать изученный в 5 классе материал; Развивающая: развивать мыслительные операции на основе материала урока ( анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать), развивать речь учащихся; Воспитывающая : воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к русской природе, к поэзии.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Ход урока.
1.
Организационный момент
.
1слайд

Лексическая разминка. Прочитайте слова, догадайтесь, о чём

идёт речь.
1группа: тёплый,чудесный, удивительный, солнечный..… 2 группа: сонный, таинственный, заснеженный, тихий … -О чём так сказано? ( запись в тетрадях) -Как догадались? А нас они сегодня и интересуют. -Какова тема нашего урока?
2.Определение темы урока. 2 слайд

Исходя из темы, попробуем сформулировать
цели урока:
Повторить… Учиться находить ….., согласовывать…. Применять…… С существительным подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. - Что же такое прилагательное ? Что вспомнили по стихотворению о нём? ( согласуется с сущ. обозначает признак художественный текст становится интереснее, красивее) 4.
Работа с текстом.

Выявление роли прилагательных в тексте.
Мы живём в гармонии с природой. Художники, писатели, поэты, любуясь , рисуют красоту природы, выражая своё отношение к увиденному, свои чувства, своё настроение. -Можно ли обойтись без прилагательных? - Зачем нужны прилагательные? ( делают речь богаче, текст ярче, понятнее, интереснее)
слайд 3
В … ….. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах. Над ….. тропинками ……..арками согнулись под тяжестью инея стволы ….. берез.
……. шапками …… снега покрыты …… ветви сосен и елей. …. зимний лес !
Учитель читает текст
. Понравился ли вам текст? Можно ли его назвать ярким? Какой части речи не хватает в нём? Карточки с текстом раздать каждому в группе. Вставить слова вместо пропусков. 1 группа: в помощь слова для справок в нужной форме (тихий, зимний, лесными, кружевными, высоких, тяжёлыми, белого,тёмно-зелёные, красив) 2 группа: слова для справок в начальной форме (тихий, зимний, лесной, кружевной, высокий, тяжёлый, белый, тёмно-зелёный, красив) 3 группа – самостоятельно Проверка по группам( ребята зачитывают полученный текст) !!! У 1и2 группы получился текст известного писателя Г.Скребицкого.
самооценка.
-Как изменился текст? ( Действительно, текст стал ярче, интересней, красивей) Задания группам: 1 группа:- Какими членами пр-я будут являться прилагательные в тексте? Подчеркнуть ( памятка) Вывод: Чаще всего прилагательные являются ……., в последнем пр-ии- ……….., т.к. краткая форма каков? 2 группа: С какой частью речи согласуются прилагательные? Привести примеры из текста
Вывод: Прилагательное согласуется с …… в …., ….., ………. 3 группа: всё о прилагательном. Кластер. Сверить с учебником с.111. , всё ли сказали о прилагательном.
слайд 5
5.
Работа со стихотворением
. а) Учитель оТютчеве.
Слайд 6
22 августа 1857 года… Лето уходило. Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Милый, родной ,скромный Овстуг остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – бездонное голубое небо... И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо. Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать. - Да, получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать? Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера… -Кто этот поэт? Как догадались? ( Овстуг- родина Тютчева, недавно изучали на уроках литературы стихи Тютчева)
б)-Сегодня для работы я предлагаю вам стихотворение «Чародейкою Зимою..» (наизусть читает Каминская Т) Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой
слайд 7
– Какое настроение создаёт стихотворение? в) Фронтальная словарная работа – Какие слова вам показались непонятными? Чародейка (то же, что и волшебник, колдунья) Почему Т. написал
Зимою?
( Если зиму поэт назвал чародейкою, то как она должна проявить себя? (Как живое существо. Она околдовала лес) Чудная – что-то очень красивое, выделяющееся своей необычайностью. Слова близкие по значению (прекрасная, удивительная, волшебная) Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями. – Что такое снежная бахрома? ( это покрытые снегом ветви деревьев, которые, переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры) Мещет (форма слова метать – что значит: бросать, кидать; современная форма глагола – мечет)
Затрепещет – задрожит.
Объясняют сами дети то, что могут
.
Сзади на доске –толкование этих слов из словаря Ожегова- проверим
_Можем ли мы сказать, что поэт нарисовал яркую картину зимнего леса? -Благодаря чему? (Много средств выразительности) г)Выписать средства выразительности, в которых есть прилагательные 3группа-из 1 строфы Чародейкою Зимою околдован-олиц. под снежной бахромою- метафора Неподвижною, немою жизнью-эпитеты Чудной жизнью он блестит - олиц. 2 группа- из 2 строфы Не мертвец и не живой лес - эпитет Сном волшебным -эпитет Сном очарован - олиц Опутан, окован лёгкой цепью- метафора 1группа- из 3 строфы Луч косой, ослепительной красой -эпитеты
Проверка по ключу

слайд 8
д) Фет о Тютчеве. -Как оценил Фет творчество Тютчева? -Согласны ли вы с тем, что поэзия Ф.И.Тютчева безгранична?
Слайд 9
Мы ещё не раз будем возвращаться к творчеству Ф.И.Тютчева, а пока представим, что мы в зимнем лесу.(музыка) 6.
Творческая работа. Слайд 10

Посмотрите на репродукцию картины И.И.Шишкина.( музыка) -Как вы думаете, как она называется? («Зима») -Какие слова из стих-я Тютчева могли бы стать названием этой картины? (Чародейкою Зимою околдован лес стоит.) Для вас я приготовила ещё одну картину Юона «Волшебница-Зима» -Какая картина вам ближе по настроению? Подумайте, присмотритесь. Используя весь материал, который есть у вас, попробуйте сами несколько минут побыть писателями, поэтами.
Попробуем творить сами!!!

Зачитать 2 работы.
ОЦЕНИ СВОЁ УЧАСТИЕ В УРОКЕ ( поставьте себе оценку за вклад в урок, а вторую поставлю я, проверив тетрадь) 7.
Дифференцированное домашнее задание. Слайд11
№296 выписать с\с прил +сущ., указать род, число, падеж, а тем, кто не хочет прощаться с нашей темой, из худож .пр-ий о зиме сделать подборку с\с, предложений ярких, запоминающихся. 8.
Рефлексия.
Составление синквейна
слайд12
Прилагательные Краткие и полные Дополняют, украшают, уточняют Без них скучно! Эпитеты Ваше мнение об уроке
слайд13

Я повторил… Я понял, что… Было интересно…. У меня получилось… Своей работой на уроке я….


В раздел образования