Автор: Алетина Людмила Викторовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ Щелковский лицей № 7 Населённый пункт: Г.Щелково, М.О. Наименование материала: методическая разработка Тема: Виды чтения Раздел: среднее образование
Просмотровое чтение
•
.имеет место при первичном ознакомлении
с материалом, скорость чтения 500 слов в
минуту
•
.учебные задания направлены на
формирование умений и навыков
извлекать и использовать материал в
соответствии с коммуникативным
заданием.
Ознакомительное чтение
•
это чтение « для себя»
•
для этого чтения нет установки на
получение определенной информации
•
основная коммуникативная задача-извлечь
основную информацию
•
скорость чтения-не ниже 180 слов в минуту
Поисковое чтение
•
ориентировано на чтение газет и
журналов и литературы по специальности
•
его цель-быстро найти факты,
определенные характеристики, цифровые
показатели и характеристики
•
в учебных условиях-это упражнение, т.к.
осуществляется по указанию учителя
Изучающее чтение
•
предусматривает максимально полное и
точное понимание всей информации
критическое ее осмысление
•
это вдумчивое и неспешное чтение
•
объект изучения здесь не языковой
материал, а информация
•
скорость чтения 50-60 слов в минуту
Технология чтения-это результат выполнения
предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
.предтекстовые задания направлены на устранение
смысловых и языковых трудностей и на
формирование навыков и умений чтения
.в текстовых заданиях предлагаются
коммуникативные установки, в которых указываются
какой вид чтения необходим(изучающее,
ознакомительное ,просмотровое или поисковое)
.послетекстовые задания направлены на проверку
понимания прочитанного, для контроля за степенью
сформированности умений чтения.
Упражнения предтекстового этапа
•
заполните пропуски в предложении одним из
указанных слов
•
найдите и замените слова в предложении, которые
не подходят по смыслу
•
выполните частичный перевод предложений
•
заполните каждый пропуск возможно большим
числом прилагательных(глаголов,
существительных)так, чтобы каждый раз
получалось новое предложение
•
прочтите предложение и скажите по какому слову
можно определить, что речь идет о…
Упражнения на расширение лексического
запаса
•
выберите из текста слова общего
корня(интернационализмы) и определите их
значение
.найдите в тексте слова ,образование которых вы
можете объяснить
•
найдите в тексте и выпишите слова, образованные
от….
•
прочтите предложения и выпишите все глаголы с
предлогами со значением движения, времени
действия, места
•
Для каждого предложения найдите соответствующую
пословицу или поговорку, имеющую тот же смысл
•
в правой колонке- начало предложения, в
левой- продолжение .Соотнесите их
номера правильно
•
прочтите предложения, в которых
говорится о…
•
дайте как можно больше вариантов для
того, чтобы закончить предложение
•
составьте как можно больше предложений,
используя таблицу
Текстовый этап
•
прочтите текст , разделите его на смысловые
части и озаглавьте каждую часть
•
прочитайте текст , найдите в нем предложения,
выражающие основную идею текста
•
прочтите текст и перечислите все вопросы,
которые в нем освещаются
•
прочтите текст и найдите в каждой части по
одному предложению, передающему основную
мысль этой части
Послетекстовый этап
•
опираясь на содержание текста, закончите
предложения, используя предлагаемые варианты
•
используя материал текста , ответьте на вопросы
•
расположите предложения в той
последовательности, как они даны в тексте
•
выберите правильные предложения из нескольких
данных
•
прочтите вслух предложения, которые поясняют
название рассказа
Упражнения на контроль понимания для младшего и среднего
звена
•
прочтите текст и выразите свое согласие или несогласие с
приведенными ниже утверждениями
•
распределите данные вопросы в последовательности,
которая соответствует содержанию текста .Кратко ответьте
на них
•
ответьте на вопросы к тексту
•
выберите правильный ответ из нескольких данных
•
расположите смысловые части текста в логической
последовательности
•
перескажите текст на родном языке
•
составьте вопросы к тексту
Обучение чтению вслух
•
в чтении выделяют содержательный план(о чем
текст)и процессуальный (как его прочитать и
озвучить)
.в содержательном плане результатом деятельности
является понимание прочитанного учащимся
.в процессуальном-сам процесс чтения, т.е. букв и
буквосочетаний с соответствующими фонемами,
формирование внутреннего речевого слуха,
сокращения внутреннего проговаривания
Упражнения для обучения технике чтения
•
прочтите буквы
•
составьте слова из следующих букв
•
назовите слова, которые начинаются с буквы…
•
укажите букву, соответствующую данному звуку
•
выберите слова, которые читаются по правилу
•
выберите слова, которые читаются не правилу
•
впишите в слова недостающие буквы
•
покажите слова( на карточках или на доске)соответствующие
предметам
•
запишите под диктовку слова по буквам их вслух
•
составьте из данных букв слова и прочитайте их
•
попытайтесь правильно прочитать незнакомые слова, опираясь на
образец
Упражнения для обучения
выразительному чтению
•
прочтите предложения хором или
индивидуально вслед за преподавателем
или диктором
•
прочтите предложения из текста, где
говорится о….
•
прочтите вопросы , найдите на них ответы и
прочитайте вслух
•
читайте текст до первой ошибки
•
читайте текст по ролям
Заключение
•
Коммуникативный системно-деятельностный подход представляет
собой реализацию такого способа обучения, при котором
осуществляется упорядоченное, систематизированное и
взаимосоотнесенное обучение иностранному языку как средству
общения в условиях моделируемой на учебных занятиях речевой
деятельности .
•
Чтение является одной из составляющих в обучении иностранному
языку, вот почему текст представляет особую ценность как
система речевого продукта носителей изучаемого языка
•
текст следует рассматривать в следующих обучающих функциях:
как образец и жанра, как модель высказывания, а диалогические
тексты могут быть основой самостоятельного коммуникативного
тренинга