Как провести родительское собрание в группах детского сада
Автор: Дилоян Луиза Альфатовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Снежинка" Населённый пункт: п. Нижнесортымский Наименование материала: статья Тема: Как провести родительское собрание в группах детского сада Раздел: дошкольное образование
«Новые подходы в организации родительских собраний в условиях
реализации ФГОС»
Концепция
дошкольного
образования
положила
начало
реформе
дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои
особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании»
ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством
приоритета
семейного
воспитания,
требует
иных
взаимоотношений
и
образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия. Детский
сад
и
семья
должны
стремиться
к
созданию
единого
пространства
развития
ребенка.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают,
что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на
работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с
родителями
по
этой
причине.
Сегодня
все
специалисты
признают
важность
привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных
взаимоотношениях воспитателей и родителей иногда существует определенная
дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные,
так
и
профе ссиональные
факторы:
нехватка
времени,
ощущение
несостоятельности, чувство обиды — все это может привести к формированию
личных
и
профессиональных
предубеждений,
которые
мешают
налаживанию
взаимоотношений детский сад – семья. Поэтому воспитатели должны проявить
инициативу
и
понять,
каким
образом
взаимодействовать
с
каждой
отдельной
семьей на благо ребенка. Детский сад и семья должны стремиться к созданию
единого пространства развития ребенка.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых
актуальных.
Изменившаяся
современная
семья
(финансовое
и
социальное
расслоение,
обилие
новейших
социальных
технологий,
более
широкие
возможности
получения
образования
и
др.)
заставляют
искать
новые
формы
взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
Формы работы детского сада с семьёй разнообразны и всем педагогам хорошо
известны. Среди них существует наиболее традиционная и необходимая - это
родительские собрания, которые являются действенной формой общения
воспитателей с родителями.
Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем,
прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своём ребенке. В этом
случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой
педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское
собрание.
Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с
задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в
условиях детского сада и семьи. В ходе проведения собрания основная нагрузка
ложится на доклад. Этот материал может быть использован и для проведения
устных и письменных консультаций с родителями, а также и других форм работы.
От воспитателя требуется творческий подход к материалу: поиск новых примеров;
использование своих методов активизации родителей, направленных на появление
у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций
с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской
позиции. При этом необходимо учитывать потребность родителей в знаниях.
Для того, чтобы родители пришли на собрание, важно правильно подойти к его
подготовке.
Подготовка родительского собрания
1. До собрания провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты
заполняются дома и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки на собрание желательно
изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом
темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для
родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до
собрания. (Тема, план собрания, продолжительность)
3. В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами.
Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Можно использовать такие формы привлечения родителей на родительские
собрания, как: подготовка конкурсов, выставок. При этом в конкурсах участвуют и
дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала
собрания. На самом собрании родители могут выбрать лучшую работу, и
победителю вручается приз, при этом нужно отметить и всех остальных
участников конкурса или выставки.
Общепринято, что родительское собрание обычно состоит из нескольких частей:
оргмомент, основная часть – выступление педагога или других специалистов по
теме собрания и «разное». Чтобы собрание не было скучным и не интересным для
родителей, основную часть разбить на две: теоретическая и практическая.
Так, например, в 2 младшей группе после выступления педагога, с родителями
можно провести мастер - класс «Делаем вместе с детьми».
Для родителей ребят средней группы проводилось собрание по воспитанию
нравственно-патриотических чувств и во второй части проходило комплексное
занятие для детей и взрослых. Родители так же отвечали на вопросы воспитателя,
а потом все рисовали природу нашего края и, в итоге, была оформлена совместная
выставка.
В старшей группе собрание можно провести с показом слайдовой презентации и
видео викториной для детей и родителей.
в подготовительной группе можно использовать на собрании семейные мини-
презентации, выставки, викторины.
собрания проходят не один раз в год и на других можно использовались такие
формы как круглый стол, психологический тренинг, презентация семьи, деловая
игра, совместная деятельность по благоустройству группы и детского сада,
семейное кафе и другие.
Я рассказала о тех формах, которые можно использовать в процессе организации
родительских собраний, и они действительно эффективны, так как родителям
интересно самим принимать участие, чему-то учиться не на словах, видеть
результат.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное
учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их
воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются
только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном
включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов
семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить
родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и
дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания
невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание
должно уделяться внедрению новых форм сотрудничества, направленных на
организацию работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного
типа.