Автор: Подшибякина Елена Валериевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "УНДС ОВ №36 "Берёзка" Населённый пункт: пгт. Усть-Нера, Оймяконский улус, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: конспект Тема: "С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе
“С нами чудо из чудес - Благовещение с небес!”
Цель: продолжать формировать у детей уважение к культуре и традициям
родной страны; расширить знание детей о празднике; рассказать о том,
какую весть принес Архангел Гавриил Деве Марии; воспитывать желание
быть хорошими, совершать добрые поступки, соответствующие
нравственным идеалам христианства; вспомнить народные приметы,
заклички, традиции, игры; изготовить бумажных птичек своими руками.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций
русского народа, связанными с подготовкой и проведением православного
праздника Благовещения, встречи весны.
Закрепить знания детей о весенних народных приметах.
Продолжать знакомить с русскими народными играми, закличками,
приметами.
Познакомить детей с доступными их пониманию произведениями
художественной литературы, живописи, иконописи, отвечающими
тематике занятий.
Развивающие:
Развивать нравственные и эстетические чувства ребёнка, через беседы,
художественную литературу и продуктивную деятельность.
Оказывать помощь в становлении творческой личности ребёнка,
развивать навыки художественного творчества.
Содействовать развитию речи: обогащению словаря, повышению
выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности.
Воспитывающие:
Воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка,
поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту.
Прививать уважительное, милосердное, внимательное отношение к
своим близким людям.
Материал и оборудование: икона «Благовещение Богородицы»; музыкальное
сопровождение; полоски бумаги, клей, ножницы для аппликации птички;
веточки; выпечка из сдобного теста в форме птичек.
Предварительная работа: разучивание закличек; проигрывание подвижных
игр; чтение и обсуждение Библейских рассказов.
Ожидаемый результат:
Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и
православные, народные.
Дети расскажут о сведениях из Священной истории, повествующих о
празднике Благовещение, традициях русского народа, связанных с подготовкой
и проведением, порадуют друг друга памятью о празднике маленькими
праздничными поделками, изготовленными своими руками.
Воспитатель :
-Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные. Поприветствуйте,
дети, наших гостей, да по старой доброй традиции в пояс им поклонитесь.
Какой сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу
хорошее настроение, пусть оно с вами будет всегда и поможет нам во всех
наших делах и начинаниях.
-Ребята скажите, какое сейчас время года? (весна)
-Прошла зима с лютыми морозами, с бурями - метелями, с холодом и голодом.
Наступила оттепель, и сердце радуется скорому приходу весны.
Речь с движениями «Капли звонко капали...»
Капли звонко капали,
Мы сосульки плакали.
Солнце светит ярко,
Нам сосулькам жарко.
С нас течет уже вода,
Мы растим на всегда!
Мы, современные люди знаем, что весна обязательно наступит в свой срок. А
наши далекие предки верили, что весна придет, только если её ждут, просят
прийти. Сегодня мы поговорим, как в старину на Руси весну - красну
встречали, какие праздники справляли.
-Смотрите, как у нас светло. Почему?
-Ребята, все соскучились по весне? Как нам быть? Давайте и мы позовем весну
закличками, как это делали в старину.
-Ребята, а какие вы знаете заклички? ( ответы детей: «поросята летят, на
всю Русь визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!», «воробьи летят, на всю
Русь кричат: чи-вить, чи-вить, мы хотим попить!», «грачи летят, на всю
Русь кричат: гу-гу-гу мы несем весну!» и т. д.)
1. Грачи-киричи,
Летите, летите
Дружную весну
Несите, несите!
2. Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам , принесите вы нам
лето теплое, весну красную.
3. Ласточка, ласточка,
Милая касаточка.
Ты где была,
Тыс чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала.
Несу весну, весну красну!
Речевая игра с движениями «Весной» (старшая группа)
В марте тает рыхлый снег, скользкая
дорога.
Приготовились к весне мы с тобой
задолго.
Дети идут по кругу дробным
ритмичным шагом.
Сняли валенки вчера, сапоги надели.
Потому что со двора, слышаться
капели.
Садятся на пол, упор рук сзади,
топают слегка ногами по полу.
Ну, а в мае - красота! Все зазеленело.
То художница — весна, принялась за
дело.
Медленно поднимаются с пола,
вытягивая руки-росточки вверх, в
конце раскрывают пальцы рук
-«бутоны распускаются».
- А какие русские народные праздники весной справляли? А кто из вас ребята,
вспомнит на какой праздник мы с вами весну зазывали? (ответы детей).
- Правильно, на Масленицу. Еще раз весну встречали 7 апреля -
на Благовещение. Это был последний весенний праздник перед
окончанием Великого поста и большим христианским праздником Пасхой.
- А кто знает, что такое Великий пост? (ответы детей.)
- А кто из вас знает, что означает слово Благовещение?
(ответы детей).
-Этот праздник получил свое название в память благой вести, которую принес
Пресвятой Деве Марии архангел Гавриил. (см. изображение иконы
Благовещение на экране телевизора).
-Когда Мария, будущая мама бога, читала библию, вся её бедная комнатка
озарилась каким то необыкновенным светом, как будто к ней явилось само
солнце. Мария взглянула и увидела архангела Гавриила. Он сказал ей: «Радуйся
Мария! Своей скромностью, добротой и любовью ты заслужила себе великую
милость, скоро ты станешь мамой и у тебя родиться сын, и ты назовёшь его
Иисус. Он будет велик, потому Он – Сын Божий». Мария ответила: «Я раба
Господня, путь будет по слову твоему».
Имя «Иисус» значит «Спаситель», «Христос» - Царь Неба и земли.
Благую, добрую весть принес Ангел. Это событие и назвали Благовещением,
что значит благая весть.
- Что означает имя «Иисус»? (ответы детей.)
-А что означает « Христос»? (ответы детей.)
- Иисус – Сын Божий, который вечно царствует на Небе и который будет
Царем над всеми верующими, благочестивыми людьми.
-С утра в этот день, как и в другие великие праздники, по всей Руси от села к
селу, по всем городам разносился торжественный колокольный благовест
(звучит благовест «аудиозапись»).
-Этому празднику посвящена икона, написал её иконописец, которая
называется «Благовещение», изображение которой предоставлена вам в
иллюстрациях. Рассматривание картин с изображением иконы
«Благовещение».
-Глядя на иллюстрацию, как восприняла известие Мария?
-Как иконописец смог передать, что ангел принёс весть от Бога?
-Что обозначает изображение белого голубя?
-Этот день издавна в народе считался началом весны, когда земля, наконец,
пробуждалась от зимнего сна. Весть о том, что весна наступила, природу
оживила.
- На Благовещение девушки и молодцы гурьбой выходили на улицу и
выкликивали весну играми и песнями. А давайте и мы с вами порадуем весну,
поиграем.
Подв. игра «Карусель»
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом….
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два!
Вот и кончилась игра!
П.И. «Гори, гори ясно!»
Цель: Развивать быстроту и ловкость
Ход: Игроки стоят в колонну по два, держась за руки, впереди колонны – водя-
щий. Дети хором говорят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
По окончанию слов игроки последней пары опускают руки и бегут в начало ко-
лонны – один справа, другой слева от нее. Водящий пытается запятнать одно-
го из игроков, прежде чем тот успеет взяться за руки со своей парой. Если во-
дящий запятнал игрока, то он становится с ним в пару впереди колонны.
-По народному поверью, Благовещение один из самых больших праздников, в
этот
день
разрешается
не
работать. До
Благовещения
нельзя
было
тревожить (копать) землю.
-На Благовещение существуют такие приметы:
На Благовещение птица гнездо не вьет, девица косы не плетет.
Каково Благовещение, таково и святая Пасха.
На Благовещение весна зиму поборола.
Если на Благовещение первая гроза – быть лету теплому.
Коли ночь выдалась теплая, значит, и лето будет теплое.
Грач на горе – весна на дворе.
Жаворонки – к теплу! А зяблик – к заморозкам!
Журавль прилетел – тепло принес! Ну, а грач прилетел – на проталинку
сел! (вместе с детьми проговариваем).
-А какие вы ребята знаете народные приметы?
Ответы детей
1. Если на Благовещение ночь тёплая - весна дружная.
2. Мокрое Благовещение - грибное лето.
3. На Благовещение мороз - к урожаю огурцов.
4. Благовещение без ласточек - тёплая весна.
-Благовещение - это ещё и праздник благих дел, праздник радости и добра.
Положите ручки на своё сердечко, чувствуете, как оно бьётся? Ребята, когда
даже нет ни мамы, ни папы, ни воспитателя рядом, сердечко подскажет нам,
как надо правильно поступить, наставляет нас на благие, добрые дела.
Вспомните, какие добрые дела вы делали?(ответы детей).
-В этот праздник отпускали на волю птиц. Каждый считал своим долгом
дать волю хоть одной птичке. Утром горожане покупали у ловцов птиц, и тут
же выпускали их.
-Так как у нас сейчас нет птичьих базаров, я предлагаю сделать птичек из
бумаги, и в день Благовещения выпустить их на волю, привязав к веточке
(Объяснение, аппликация «Птичка»).
А.С.Пушкин.
В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
- Считалось, что весну приносят с собой птицы, поэтому и на Благовещение
хозяйки выпекали из теста птичек: жаворонков, куликов и угощали ими детей.
И я для вас постаралась и испекла птичек, и с удовольствием вас угощаю!
(угощаю детей печеньем в форме птичек).
Итог:
-Ребята, что нового вы узнали на занятии сегодня? Как называется праздник,
который
сегодня
отмечают
православные
люди? (подведение
итога
занятия, ответы детей).