Напоминание

"Юные исследователи"


Автор: Титаренко Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46 "Северяночка"
Населённый пункт: город Гаджиево, Мурманская область
Наименование материала: конспект
Тема: "Юные исследователи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» по теме «Юные исследователи» в старшей группе. Вид деятельности: познавательно-исследовательская
Задачи:
1) Познакомить детей со свойствами песка и глины. 2) Развивать умение сосредотачиваться, планомерно и последовательно рассматривать объекты. 3) Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. 4) Воспитывать у детей интерес к исследовательской деятельности.
Материал и оборудование
: Одноразовые прозрачные стаканчики с водой, прозрачные стаканчики с песком; глиной, заполненные на половину по количеству детей; пластиковые тарелки с песком, глиной, ложки, лупы, тряпочки, влажные салфетки, на каждого ребенка конверт с письмом, удостоверения «Юного исследователя», аудиозапись.
Ход
НОД: Воспитатель: Ребята, вчера я встретила одного ученого-исследователя-Всезнамуса. А вы знаете кто такие ученые-исследователи? (Ответы детей). А как вы думаете, чем они занимаются? (ответы детей). Ребята, а вы догадались почему у этого ученого такое имя, что оно означает? Он приглашает нас к себе в гости и предлагает вам побывать в его лаборатории. Вы согласны отправиться в небольшое путешествие? Дети: Да. Воспитатель: А помогут туда попасть волшебные слова «1,2,3, повернись! В лаборатории Всезнамуса очутись!» Итак, повторяйте за мной: «1,2,3, повернись! В лаборатории Всезнамуса очутись!» (звучит музыка) Воспитатель: Ребята, мы оказались в лаборатории. А где же Всезнамус? Я вижу какое-то послание. (читаю записку от Всезнамуса) «Дорогие ребята! Я должен срочно отлучиться по неотложным делам, и прошу вас помочь мне провести опыты, но помните правила: 1) Слушайте внимательно задания и аккуратно выполняйте их! 2) Соблюдайте тишину и порядок! Ваш Всезнамус». Итак, ребята присаживайтесь за столы, посмотрим с чем нам предлагает провести опыт Всезнамус. Первое задание: Ребята, что вы видите в своих тарелочках? (песок и глину) Ребята возьмите в руку кусочек глины. Какая она? (сухая, гладкая на ощупь, прочная, твердая и т.д.). Давайте попробуем ее крепко сжать в кулаке. На что похожа глина? (на камень). Глина похожа на камень, но она крошится, попробуем сломать кусочек. Это сделать трудно, но все же можно с помощью ступки. Вот кусочки раскрошенной глины вы видите у себя на подносе. Давайте возьмем ложечку и наберем в нее песка, а теперь будем медленно сыпать обратно в тарелочку. А теперь возьмем глину и проделаем тоже самое. Как сыпался песок? (легко, струйкой) А глина сыпалась? Нет, она падала одним комком. Что мы можем сказать о песке? (он легкий, сыпучий) А глина? (тяжелая). Ребята, хотите узнать, что делает песок сыпучим. Возьмите аккуратно лупы. Рассмотрите из каких частиц состоит песок и глина. (Песок состоит из мелких легких песчинок.) А глина? (Из плотных комочков). Положите лупы на тарелочку и отодвиньте их в сторону. А теперь любимая разминка Всезнамуса. Я попрошу вас аккуратно выйти из-за стола. (проводится физминутка) Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти? Руки вверх я подниму, влево, вправо разведу. И, как птица, полечу, головою поверчу.
А потом присяду, встану и несколько не устану. Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу. Если надо – побегу. Всё на свете я могу! А теперь ребята, аккуратно возьмите стаканчики с песком и аккуратно налейте в него немного воды. Все налили, молодцы! Затем налейте воды в стаканчик с глиной. Скажите, что произошло в стакане с песком и водой? (вода полностью ушла в песок) Каким стал песок? (мокрым, влажным) Что произошло с водой, когда ее налили в стакан с глиной? (она стояла на поверхности, но затем впиталась) Что можно сказать о песке и глине? (они пропускают воду, но по - разному) А теперь возьмите ложечку и аккуратно наберите песок из стаканчика, попробуйте ссыпать его с ложки. Что происходит? Можно ли влажный песок ссыпать струйкой? Почему? (частицы песка слиплись и держат друг друга) Каким стал песок? (влажным, рыхлым) Что можно делать из мокрого песка? (лепить, делать постройки и т.д.) А теперь наберем в ложечку немного мокрой глины. Какая она? (вязкая) Уберите стаканчики в сторону. Пока глина впитывает воду, мы возьмем кусочек глины, который приготовил для вас Всезнамус. Сожмите глину в кулаке. Что можно сказать про нее? Дети:( глина мягкая). Давайте попробуем раскатать кусочек, а теперь попробуем сплющить. Что происходит с глиной? (она меняет форму) Как можно сказать про мокрую глину? (она пластичная) Что из нее можно сделать? (лепить) Какой вывод можно сделать: мокрая глина меняет форму, становится пластичной из нее можно лепить. При высыхании она становится твердой и прочной. А какой вывод мы можем сделать о песке: сухой песок сыпучий, легкий, состоит из отдельных песчинок. Песок хорошо пропускает воду. Из мокрого песка можно лепить. При высыхании не сохраняет форму. Ребята, а из какого вещества легче лепить их песка или глины? (из глины – она пластичная). Молодцы ребята, я думаю, что нам пора возвращаться в группу. Аккуратно выходим из-за столов. Я напомню вам волшебные слова «1,2,3, повернись- снова в группе очутись». (звучит музыка) Вот мы снова в своей группе. Скажите ребята, где мы сегодня побывали? С какими веществами мы сегодня проводили опыты? Что нового узнали? Что понравилось больше всего? За то, что вы помогли Всезнамусу, он попросил меня вручить вам настоящие удостоверения юных исследователей. ( См. приложение №1) (вручение). (Для закрепления знаний можно предложить детям вспомнить и отметить в тетради наблюдений, какие опыты проводили и что мы узнали о свойствах глины и песка (зарисовка опытов.))
Приложение №1 Удостоверение юного исследователя вручается _____________________________________ Зав. Лабораторией Всезнамус


В раздел образования