"Формирование методического и технологического инструментария учителя физической культуры, обеспечивающего реализацию требований ФГОС основного общего образования".
Автор: Свидина Анастасия Дмитриевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 Населённый пункт: ст. Суворовская Предгорного района Ставропольского края Наименование материала: статья Тема: "Формирование методического и технологического инструментария учителя физической культуры, обеспечивающего реализацию требований ФГОС основного общего образования". Раздел: полное образование
на тему:
«
Формирование
методического
и
технологического
инструментария
учителя
физической
культуры
,
обеспечивающего
реализацию
требований
ФГОС
основного
общего
образования
».
Подготовила и провела
Свидина Анастасия Дмитриевна ,
учитель физической культуры МБОУ СОШ№2,
высшая квалификационная категория.
Октябрь 2013 г.
Формирование методического и технологического инструментария учителя
физической культуры, обеспечивающего реализацию требований
ФГОС основного общего образования.
Цель доклада – оказать помощь учителям физической культуры в
овладении новыми подходами к организации и проведению
образовательного процесса по физической культуре в общеобразовательных
учреждениях в соответствии с требованиями ФГОС.
Вопросы доклада:
1.
Урок физической культуры как основная форма организации учебной
деятельности учащихся по освоению содержания предмета.
2.
Основные типы уроков физической культуры.
3.
Особенности организации и методики проведения разных типов уроков в
соответствии с требованиями ФГОС.
Основные понятия доклада : образовательно-познавательная,
образовательно-обучающая, образовательно-тренировочная направленность
урока; субъект-субъективные отношения, метапредметные УДД.
1.
Урок физической культуры как основная форма организации
учебной деятельности учащихся по освоению содержания предмета.
Уроки
физической
культуры
—
это
основная
форма
организации
учебной
деятельности
учащихся
в
процессе
освоения
ими
содержания
предмета.
На уроках физической культуры в 5—9 классах решаются основные задачи,
стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем
особенностью урочных занятий в этих классах является углублённое обучение
базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта
(лёгкая
атлетика,
гимнастика,
спортивные
игры,
элементы единоборств,
лыжная подготовка, плавание). Углубляются
знания
о
личной
гигиене,
о
влиянии
занятий
физическими
упражнениями
на
основные
системы
организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие
волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся 5—9
классов
получают
представления
о
физической
культуре
личности,
её
взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о
методике самостоятельной
тренировки.
Во
время
изучения
конкретных
разделов .программы пополняются представления об основных видах спорта,
соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники
безопасности
и
оказания первой помощи при травмах.
Одна
из
главнейших
задач
уроков
—
обеспечение
дальнейшего
всестороннего развития координационных способностей (ориентирование в
пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и
точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие,
точность
воспроизведения
и
дифференцирования
силовых,
временных и
пространственных
параметров
движений)
и
кондиционных способностей
(скоростно-силовых,
скоростных,
выносливости,
силы,
гибкости),
а
также
сочетание этих способностей.
Большое
значение
в
подростковом
возрасте
придаётся
решению
воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям
физическими упражнениями и избранными
видами
спорта
в
свободное
время, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни. На
уроках
физической культуры учитель должен обеспечить овладение уча-
щимися
организаторскими
навыками
проведения
занятий
в качестве
командира
отделения,
капитана
команды,
с уд ь и ; содействовать
формированию
у
подростков
адекватной
оценки
их
физических
возможностей и мотивов к самосовершенствованию.
Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для
воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость,
дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и
духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь,
отзывчивость
и
др.
Одновременно
с
этим
учебный материал программы
позволяет
учителю
содействовать
развитию
у
учащихся
психических
процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.
2.
Основные типы уроков физической культуры
В основной школе рекомендуются три типа уроков физической культуры: с
образовательно-познавательной
направленностью;
с
образовательно-
обучаю-щей
направленностью
и
с
образовательно-тренировочной
направленностью. Эти уроки по своим задачам и направленности учебною
материала могут планироваться как комплексные уроки (когда на уроке
решается
несколько
педагогических
задач)
и
как
цел е в ы е (с
преимущественным решением одной педагогической задачи).
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащиеся
приобретают необходимые знания, знакомятся со способами и правилами
организации
самостоятельн ы х
з а н я т и й ,
о бу ч а ю тс я
ум е н и я м
и х
планирования, проведения и контроля. На этих уроках учащиеся активно
используют учебники по физической культуре, различные дидактические
материалы и методические разработки учителя.
Уроки
с
образовательно-обучающей
направленностью
и спользуются
преимущественно для обучения умениям и навыкам материала базовых видов
спорта. На этих же уроках осваиваются также знания, которые относятся к
предмету обучения (например, терминология избранной спортивной игры,
техника выполнения соответствующих приёмов, тактика игры и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся по
типу
целенаправленной
физической
подготовки.
Иначе
говоря,
здесь
решаются
задачи
направленного
развития
(тренировки)
кондиционных
и
координационных
способностей.
На
них
следует
соблюдать
соотношение
объёмов тренировочной
нагрузки
при
развитии
разных
физических
способностей
и
одной
физической
способности,
когда
применяются
упражнения
более
общей
и
специальной
направленности.
Показатели
объёма,
интенсивности
и
координационной
сложности
используемых
упражнений
должны
постепенно
повышаться
в
соответствующем
цикле
тренировочных уроков. На уроках с образовательно - трениро-вочной направ-
ленностью школьникам необходимо сообщать также сведения о физической
подготовке, физических способностях, показателях их развития у подростков
от 11 до 15 лет, физической нагрузке и её влиянии на развитие разных систем
организма. Кроме этого, на этих уроках учащиеся должны получать сведения о
способах контроля величины и функциональной направленности физической
нагрузки,
о
способах
её
регулирования
в
процессе
выполнения
разных
физических упражнений.
3.
Особенности организации и методики поведения разных типов
уроков в соответствии с требованиями ФГОС
Рассмотрим особенности организации и методики уроков разных типов.
Подготовительная
часть
уроков
с
образовательно-познава тельной
направленностью, длительностью до 5—6 мин, включает в себя как ранее
разученные
тематические
комплексы упражнений
для
развития
координационных
способностей, гибкости
и
формирования
правильной
осанки,
так
и
упражнения
общеразвивающего
характера.
Учебная
деятельность
в этой части урока может быть организована фронтальным,
групповым и индивидуальным способом. Основная часть может состоять из
двух
компонентов:
образовательного
и
двигательного.
Образовательный
компонент может длиться от 3 до 15 мин. Дети постигают учебные знания и
знакомятся
со
способами
осуществления
физкультурно-оздоровительной
деятельности.
Между
образовательным
и
двигательным
компонентами
основной части урока следует проводить обязательную разминку (5—7 мин),
которая должна соотноситься с основными задачами, решаемыми во время
двигательного компонента. Во время основной части двигательного компонента
подростки обучаются двигательным действиям, и здесь же
решаются
задачи
развития
физических
способностей. В случае если урок проводится по типу
целевого урока, то всё учебное время основной части отводится на решение
соответствующей педагогической задачи.
Уроки
образовательно-обучающей
направленности
планируется
и
проводятся
наиболее
традиционно,
в
соответствии
с логикой
поэтапного
формирования двигательного навыка (от начального обучения, углублённого
разучивания и закрепления до этапа совершенствования). Динамика нагрузки на
э т и х уроках
задаётся
в
соответствии
с
закономерностями
постепенного
нарастания
утомления,
а
планирование
задач
развития физических
способностей осуществляется после решения задач обучения.
Отличительными
особенностями
целевых
уроков
с
образовательно-
тренировочной
направленностью
являются:
обеспечение
постепенного
нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части
урока, относительная продолжительность заключительной части урока (7-9-
мин); использование двух режимов нагрузки — развивающего (пульс до 160
уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин); индивидуальный подбор
учебных
заданий,
которые
выполняются
учащимися
самостоятельно
на
основе частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
Подчеркнём, что каждый из рассмотренных типов уроков физической
культуры
должен
нести
в
себе
образовательную направленность
и
по
возможности
включать
школьников
в
различные
формы
самостоятельной
деятельности
(самостоятельное
выполнение
физических
упражнений
и
учебных заданий
учителя).
Приобретаемые
учащимися
знания
и
умения
должны впоследствии включаться в систему домашних занятий,
успешно
справиться с которыми должен помочь им учебник физической культуры.
Оценка
успеваемости
по
физической
культуре
в
5—
9
классах
производится
на
общих
основаниях
и
включает
в себя
качественные
и
количественные
показатели:
уровень
соответствующих
знаний,
степень
владения
двигательными
умениями
и
навыками,
умение
осуществлять
физкультурно-оздоровительную
и
спортивную
деятельность,
выполнение
учебных
нормативов.
Учитывая
психологические
особенности подростков,
следует глубже аргументировать выставление той или
иной
оценки,
шире
привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей.
Оценка должна стимулировать
активность
подростка,
интерес
к
занятиям
физической
культурой,
желание
улучшить
собственные
результаты. В
этой
связи
при
оценке
успеваемости
учитель
должен
в большей
мере
ориентироваться
на
темпы
продвижения
ученика
в
развитии
его
д в и г а т е л ь н ы х
с п о с о б н о с т е й ,
п о о щ р я т ь е г о
с т р е м л е н и е
к
самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры
и ведению здорового образа жизни.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к
основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и
средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных
и психических способностей. На занятиях по физической культуре следует
учитывать интересы и склонности детей.
При четырёх и более уроках в неделю время на освоение отдельных видов
программного
материала
пропорционально увеличивается.
В
школах,
имеющих соответствующие условия, рекомендуется продолжать занятия по
плаванию. Время на прохождение этого материала (14—16 ч при трёхразовых
занятиях в неделю) в равных пропорциях выделяется из других разделов.
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями
контингента
учащихся,
условиями
проведения занятий
определяются
содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания,
способы организации занятий.
Высокая
активность
и
сознательная
работа
учащихся
на
уроке
достигается чёткой постановкой общей цели физического воспитания в школе,
педагогических
задач
по
освоению конкретного
раздела
или
темы
программы, а также в результате обучения детей двигательным действиям
(навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области фи-
зической
культуры,
приобретения
умений
осуществлять
физкультурно-
о з д о р о в и т е л ь н у ю
и
с п о р т и в н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
и достижения
соответствующего уровня двигательных способностей. Усилению мотивации
занятий
на
уроках
способствует
привлечение
подростков
к
судейству,
руководству командой или отделением, помощи в обучении, подготовке и
организации
занятий,
демонстрации
упражнений.
Интерес
к уроку
физической культуры обеспечивается применением различных технических
средств обучения, соответствующих возрасту тренажёров, нестандартного
оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.
Обучение сложной технике основных видов спорта, основывается на
приобретённых
в
начальной
школе
простейших двигательных
умениях
и
навыках.
Высокое
качество
этого процесса
обеспечивается
умелым
применением подводящих и подготовительных упражнений, расчленённого и
целостного методов обучения, интенсивных методов обучения (проблемное и
программированное обучение, метод сопряжённого обучения
и
развития
двигательных качеств, круговая тренировка и др.).
В среднем школьном возрасте (с 10—11 лет) техническое и технико-
тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с
развитием
координационных
спос о б н о с т е й .
В
с о о т в е т с т в и и
с
дидактическими
принципами (последовательность,
систематичность
и
индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся
к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику, прежде всего,
правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать
требования
к
быстроте
и
рациональности
выполнения
изучаемых
двигательных
действий к,
наконец,
к
находчивости
при
выполнении
упражнений
в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело
переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому
и соревновательному методам.
В свою очередь, в данный период жизни детей развитие координационных
способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных,
скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого
на
уроках
учителя физической
культуры
должны
постоянно
применять
общеразвивающие
и
специально
развивающие
координационные
упражнения
и
чередовать
их
с
упражнениями,
воздействующими на
указанные кондиционные способности.
В 5—9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что
необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных
способностей,
осуществлении процесса
воспитания.
В
этой
связи
для
группы
школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать
задачи, содержание,
темп
освоения
программного
материала,
оценку их
достижений.
Дифференцированный
и
индивидуальный подход особенно
важен для учащихся, имеющих низкие и высокие
результаты
в
области
физической культуры.
При выборе содержания и методов проведения урока необходимо в
большей
мере,
чем
в
младшем
школьном
возрасте, учитывать половые
особенности занимающихся. При соответствующих условиях целесообразно
объединять параллельные классы для раздельного обучения мальчиков и
девочек.
В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся
знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят
от содержания самих занятий, этапа обучения, условий проведения занятий и
других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с
освоением
и
совершенствованием
конкретных
двигательных
действий,
развитием
двигательных
способностей, формированием
умений
с а м о с т о я т е л ь н о
т р е н и р о в а т ь с я
и осуществлять
физкультурно-
оздоровительную
и
спортивную деятельность.
Однако
знания
становятся
руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объектив-
ном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий и, во-
вторых,
если
они
органично
включены
в
разнообразную
деятельность
учащихся.
Знания
надо
сообщать таким
образом,
чтобы
этот
процесс
не
влиял
на
двигательную
активность
учащихся.
Одним
из
возможных
методических
требований
к
сообщению
знаний
является
реализация
в
практике
межпредметных
связей
с
другими
общеобразовательными
предметами (физикой, биологией, химией, математикой,
историей
и
др.).
При
передаче
знаний
в
подростков, возрасте очень важно опираться на
методы
активной учебно-познавательной
деятельности
(проблемное
и
программированное
обучение,
элементы
исследования,
самостоятельная
работа,
задания
по
самоконтролю,
взаимоанализ действий партнера и
др.).
Усвоение
знаний
учениками
надо контролировать
на
основе
наблюдения,
устного
и,
в
отдельных
случаях,
письменного
опроса,
проводимого
в
классе,
специальных
заданий
по
применению
знаний на
практике.
Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке.
При воспитании нравственных и волевых качеств
очень
важно
учитывать
возрастные
особенности
личности подростка:
его
стремление
к
самоутверждению, самостоятельность
мышления,
интерес
к
собственному
«Я», своим физическим и психическим возможностям.
Чтобы
содействовать
укреплению
здоровья,
уроки
по
физической
культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе; при
этом
костюм
учащегося
должен
соответствовать
погодным
условиям
и
гигиеническим
требованиям.
При
наличии
определённых
условий
целесообразно приучать школьников заниматься босиком. Непосредствен-
ное решение оздоровительных задач на уроке, важно связать с воспитанием
ценностных ориентации на здоровый образ жизни, на соблюдение правил
личной гигиены вне стен школы.