Межличностное общение в разновозрастной группе ДОУ
Автор: Глотова Галина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ "Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова" (дошкольная группа) Населённый пункт: с.Дерезовка, Верхнемамонский район, Воронежская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Межличностное общение в разновозрастной группе ДОУ Раздел: дошкольное образование
1
Межличностное общение в разновозрастной группе ДОУ
Методическая разработка
Современные социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, не могут не
затрагивать дошкольное образование. Процессы обновления предъявляют повышенные требования к
организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, к личности педагога и заставляют
искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед работниками образования.
Сегодня дошкольные образовательные учреждения должны занять свою образовательную нишу,
сохраняя при этом самобытность дошкольного детства.
Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику. Данные
официальной статистики свидетельствуют о том, что 84,2 % сельских ДОУ – малокомплектные и для
них поиски способов существования в новых условиях являются жизненно важными.
У каждого малокомплектного детского сада, где бы он не находился, одни и те же проблемы и
потребности, похожие радости и успехи, достижения и одинаковая воля к выживанию. Часто к таким
детским садам относятся как к сложному, неудобному, отодвигая решение проблем, или навязывают
совершенно неприемлемые, приравнивая к большим дошкольным учреждениям.
Дети везде дети, где бы они ни жили. В каждом присутствуют типичные возрастные черты и
одновременно каждый – особенный, уникальный, каждый – неповторимая личность. На мой взгляд,
наши дети все же отличаются от детей, живущих даже в небольших городах... Дети отличаются не
интеллектуальным потенциалом и достижениями, не объемом представлений об окружающем мире, а
некоторыми поведенческими и личностными особенностями.
Прежде всего, они более открыты контактам с взрослыми и сверстниками. Сельские дети более
искренни, что, возможно, является следствием большой наивности и открытости; эмоционально
отзывчивы на внимание, на интерес к ним, заинтересованы практически любым искренним
предложением взрослых; более терпимы, так как с ранних лет в группах воспитываются дети разного
возраста, братья и сестры, близкие и дальние родственники. Этим детям привычнее соотносить свои
потребности с желаниями и возможностями тех, кто младше или старше. Они скорее и, возможно,
успешнее обучаются на примере старших в группе. По сути дела, в разновозрастных группах
сохраняются утраченная в городских условиях разновозрастная культура большой семьи, «дворового
сообщества».
В соответствии с ФГОС ДО
1
, который представляет собой совокупность обязательных
требований к дошкольному образованию, современный детский сад - это место, где ребёнок получает
опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности. При этом основная задача
воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, идеями, включить
каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и
жизненной активности. Но среди многообразия современного дошкольного образования, есть
1
ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N
1155
2
проблема в организации деятельности дошкольных учреждений – это проблема межличностного
общения в разновозрастных группах детского сада .
В совместном воспитании детей разного возраста есть много, положительного. Постоянное
общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских
отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение приобретает пример старших для
младших. Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой
работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения
усилий ДОУ и семьи.
Работа в таких группах требует от воспитателя хорошего знания программы для всех
возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными
особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого
ребенка и всю группу.
Таким образом важно, чтобы группа стала дружной, чтобы и малыши, и старшие чувствовали
себя уверенно и комфортно, чтобы все были активны и конструктивно деятельны, чтобы старшие не
только учились сами, но и передавали свой игровой и учебный опыт малышам, вовлекали их в свои
дела, заботились о них.
Изучив литературу, выпускаемую сейчас различными издательствами, я пришла к выводу, что
вопросам организации работы в разновозрастных группах не уделяется должного внимания.
Полностью отсутствует литература по организации работы с семьями воспитанников детей,
посещающих разновозрастную группу. Между тем анализ практики работы разновозрастных групп
показывает, что педагоги постоянно сталкиваются с одними и теми же проблемами:
- недостаточность знаний психических и физических особенностей детей разного возраста:
постоянное общение с младшими, может иногда несколько ограничить интересы и кругозор старших
детей, в их развитии могут наблюдаться отставания;
- трудности в организации режима дня: в организации учебной деятельности педагогам
приходится тратить в два, а то и в три раза больше времени, чем в одновозрастной группе;
- трудности в построении предметно-развивающей среды: требуется разработка концепции
предметно - развивающей среды для таких групповых сообществ детей.
Как же обеспечивать успешное общение детей в такой группе?
В раннем возрасте (от 1,5 до 3 лет) уже и разница в пределах полугода осознается детьми и
делает возможными отношения по типу «старший — младший». С возрастом этот интервал
увеличивается, достигая примерно двух лет для старших дошкольников.
Так, если общение между детьми седьмого и шестого года жизни мало чем отличается от
взаимодействия сверстников, то объединение детей «через возраст» — 3 года и 5 лет, 4 года и 6 лет, 5
лет и 7 лет — предполагает явный межвозрастной эффект. Половая принадлежность при этом
3
обнаруживается в различии установок на взаимодействие с младшими по возрасту детьми. Шести -
семилетние девочки более активно проявляют желание общаться с малышами во время подготовки ко
сну, на прогулке, в ролевых играх. Мальчики более сдержаны, а если и вступают в контакты с
младшими, то преимущественно в ходе подвижных игр. К сожалению, здесь сказывается стереотип
представления о «правильном» мужском поведении, задаваемый в некоторых семьях: настоящий,
мужественный мальчик не обязательно должен быть чутким, терпеливым. А ведь эти качества
требуются в ситуации общения с младшими товарищами.
Большинство младших детей, если старшие к ним проявляют интерес, охотно идут на контакты,
дорожат и гордятся их вниманием к себе. Нравственная сторона контакта решающим образом зависит
от старшего партнера, его готовности к общению: ведь в сравнении со старшими товарищами малыш,
который в свою очередь стремится быть «как взрослый», представляется себе уже более
повзрослевшим, чем в сравнении со взрослым. Сокращение возрастной дистанции между собой и
«образцом» позволяет ему расти в собственных глазах, дает дополнительный импульс развитию
самосознания.
Существует несколько типов взаимодействия детей в разновозрастной группе.
Первый тип.
Дети, охотно вступая во взаимодействие с младшими, занимают при этом позицию «старшего»
— доброго, умелого помощника, организатора общих действий, чуткого товарища. Подключаясь к игре
малышей, они развивают и обогащают сюжет с учетом желаний и возможностей своих партнеров,
решение о том или ином изменении всегда согласовывают. Помощь в ходе режимных моментов
оказывается ими в мягкой, доброжелательной форме и не методом простого исполнения действий за
младшего, а путем показа, обучения. В общении, речь их насыщена нежными, уменьшительно-
ласкательными словами, сравнениями («Ты моя хорошая, давай мы здесь домик построим для куколки,
да?»).
На таких детей можно опираться. Воспитатель повышает их авторитет среди ровесников (но не
захваливает), подключает к выполнению более сложных поручений.
Второй тип.
Активно-отрицательное взаимодействие. Так же, как и предыдущий тип детей, старшие дети
охотно вступают в общение с младшими. Но контакты поддерживают только потому, что они
обеспечивают им командную роль. Ловко используют так называемые слабые места партнеров.
Неправильно понимая позицию старшего (как позицию «над младшим», а не «впереди» его),
предпочитают действия с позиции-силы. Порой, заметив, что малыш готов выйти из повиновения, или
бросают игру, или идут на мелкие уступки, пользуются его неопытностью. Помощь оказывают
несколько демонстративно, поглядывают на взрослого, как бы призывая его высоко оценить свой
поступок. Могут явно выражать недовольство, раздражение по поводу неумелых действий партнера.
4
Сама же помощь реализуется полным исполнением действия, подавлением самостоятельности.
Своеобразна и речь, изобилующая указаниями, упреками, замечаниями, даже угрозами. Нередки
попытки переложить вину на младшего («Ему ведь ничего не будет: он маленький»), равно как и
желание выделиться перед сверстниками и взрослыми на фоне менее умелого малыша.
Итак, этот тип детей, обладает достаточным уровнем знаний о возможностях младших,
проявляет желание взаимодействовать с ними, но мотивационная основа по сути своей эгоистична
(«Младшие не догонят меня», «Буду слушаться: что скажу, то и будут делать», «Не смогут отнять у
меня игрушки»).
Задача воспитателя состоит в том, чтобы своевременно выявить такого рода проявления у
старших детей, эмоционально воздействовать на ребенка: личным примером, в ходе занятий, бесед,
чтения произведений художественной литературы.
Третий тип.
Безразличное, незаинтересованное взаимодействие. Особенности - не испытывая внутренней
потребности в контактах, дети по просьбе воспитателя непродолжительное время общаются с
младшими, но вскоре спешат заняться своими делами. На их вопросы дают либо односложные ответы,
либо вообще не реагируют. И вполне понятно, что малыши постепенно умолкают.
Образно говор, возможность обрести в общении с младшими позицию «старшего» и строить в
соответствии с ней свое поведение для них неактуальна. Равнодушное отношение к малышам
мотивируют так: «Мне с ними неинтересно», «Не знаю, что с ними можно делать».
Нередко такое поведение характерно и для детей, которые, в общем-то, умеют занять малышей.
Дома они привыкли помогать родителям, ухаживают за младшими братьями и сестрами. Но все
расценивается исключительно как обязанность, как долг, как поручение, которое им приходится
выполнить.
Задача воспитателя при работе с этим типом детей — какое-то время вовсе не опираться на них,
не привлекать к совместной деятельности с младшими, оставив за ними роль зрителей, наблюдающих
успешное взаимодействие своих ровесников с малышами. Участие сверстников, скажем, в подготовке
и проведении кукольного представления для малышей, ликование и радость маленьких зрителей не
оставят их равнодушными. Кроме того, авторитет сверстников постепенно подведет к мысли о том, что
в общении с малышами можно почерпнуть много интересного, необычного. Но, разумеется, если
ребенок сам проявляет инициативу, воспитатель доверяет ему.
Итак, какие педагогические приемы можно предложить воспитателю в разновозрастной группе?
Во-первых, он должен осознать значение подготовительного этапа, суть которого — создание
соответствующего положительно-эмоционального настроя на предстоящее взаимодействие.
Воспитатель обращает внимание детей на положительные качества их старших и младших товарищей,
5
поощряет любую попытку помочь, защитить, научить младшего выражать уверенность, что его
воспитанники добры, взаимно доброжелательны, отзывчивы.
Во - вторых, во избежание проявлений эгоизма целесообразны продуманные по содержанию и
форме ролевые игры со сменой ролей и позиций участников. Хороший воспитательный эффект дает
включение старших и младших детей в игры-шутки, игры-забавы. Курьезные ситуации, смешные
действия как старших, так и младших сближают участников, способствуют проявлению более
глубокого интереса друг к другу, положительных эмоций.
В - третьих, широко используя совместную деятельность, воспитатель вносит разнообразие и в
способы ее организации, и в характер распределения функций. Один вариант- коллективная работа
(панно), когда старшие дети - организаторы и основные исполнители, а младшие — их помощники
(готовят материал, подают инструменты). Другой вариант перекликается с ролевой игрой: воспитатель
заранее подготавливает старших к будущей совместной деятельности, объясняя, что работой руководят
малыши, а старшие - исполнители замысла. Например, младшие дети определяют узор для
аппликации, а старшие действуют по образцам, учитывая их замечания и советы. Совместное участие
способствует взаимопониманию, развивает умения, сплачивает всех.
В - четвертых , имея в виду нравственное содержание взаимодействия, воспитатель
положительно подкрепляет действия и поступки старших, обращая на них внимание малышей.
Естественно, старший ребенок начнет все более и более ориентироваться на младшего партнера, будет
стремиться доставить ему радость, утешить, развеселить.
И наконец, в-пятых, принцип коллективности в воспитательной работе успешно реализуется
созданием своеобразного «общественного мнения» в разновозрастной группе, когда ценность общения
поднимается на более высокий уровень. При этом воспитанник, рассказывая о своем товарище, не
только оценивает его как доброго, умного, смелого, но и обращает внимание на его умение построить
положительные взаимоотношения с младшими или старшими («Хорошо играет с маленькими»,
«Дружит со старшими, помогает им», «Защищает малышей»).
В тех случаях, когда внимательность, доброе отношение друг к другу начинают осознаваться
детьми как ценность, норма поведения, можно говорить: «В этой группе педагог, родители (мы не
случайно упомянули родителей, так как работа воспитателя значительно облегчится, если родители
поддержат педагога) заложили действительно нравственный фундамент».
Вот тогда и возникают те братские отношения между детьми разного возраста, та активность,
которая выходит за пределы конкретных педагогических ситуаций, создавая ни с чем несравнимую
атмосферу доброжелательности в межличностных контактах дошкольников с окружающими их
людьми.
Формирование у детей межличностных отношений подразумевает формирование у них
«нравственной школы отношений», с помощью которых он может «измерить» свои и чужие поступки
6
с общечеловеческой позиции добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение
общепринятым нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не
мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы
бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Введение в жизнь группы режимных ритуалов сплачивает детей, способствует формированию
внимательного отношения старших детей к младшим и к своим сверстникам. Самомассаж парами (где
стоит ребенок 5- 7 лет и 3- 4 лет) помогает не только укрепить физическое здоровье детей, но и
снизить раздражительность и агрессию.
Использование «сонных игрушек», решило проблему с дневным сном: дети перед дневным
сном были возбуждены, крикливы, долго не могли уснуть, сон был не продолжительным. С «сонными
игрушками» дети спокойно готовятся ко сну, быстрее засыпают. Эти игрушки небольшие по размеру
(15 – 20 см.) по количеству детей. Для детей с вредными привычками, а также для гиперактивных
детей – с наполнителями (рис, горох).
Очень важно научить детей распознавать свое настроение, для этого проводится цикл
познавательных занятий направленных по определению настроения человека. Проводятся игры
«Зеркало», «Сердитое и доброе», «Какое настроение?». Когда дети научились распознавать свое
настроение при помощи символов, в группу вносятся, либо «Доска настроений», либо «Смайлики» с
обозначением настроения. И детям предлагается в течении дня показывать свое настроение в данную
минуту с помощью фото или других обозначений.
Контакты со сверстниками приносят ни с чем не сравнимую радость. Только между собой дети
учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые
они не могут иметь со взрослыми. Взрослые могут лишь сформировать внутренний мир ребенка в
виде знаний и сведений об окружающем, которым стремится поделится ребенок со своими
партнерами по общению.
7