Автор: Зайчикова Лариса Александровна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 65" Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область Наименование материала: конспект ОД в логопедической группе Тема: "Центр подготовки юных космонавтов" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 65»
Кировского района г. Саратова
Конспект
Непосредственной
образовательной
деятельности
по
теме
:
«
Центр
подготовки
юных
космонавтов
»
в
логопедической
группе
ПОДГОТОВИЛА
Зайчикова Лариса Александровна
учитель-логопед
САРАТОВ
2016
Тема «Центр подготовки юных космонавтов»
(активизация словаря по теме «Космос»)
Цель занятия: создать условия для расширения, уточнения и активизации
словаря по лексической теме «Космос».
Коррекционно-образовательные задачи:
закрепить понятия по лексической теме; активизировать лексику по теме
«Космос»;упражняться в образовании прилагательных в превосходной степени;
образовывать формы множественного числа существительного в родительном
падеже, образовывать прилагательные от существительных, закреплять навык
грамматически правильного построения предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать мыслительные процессы, через отгадывание загадок; развивать
ловкость, координацию движений, способность ориентироваться в пространстве,
умению ритмично выполнять движения; развивать внимание, память,
мышление, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать активность, познавательный интерес, самостоятельность,
уважение к профессии космонавта, патриотические чувства.
Тип занятия: обобщение и систематизации знаний по теме: «Космос».
Форма: Игра-путешествие.
Приоритетная образовательная область : речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,
познавательное, физическое развитие;
Предварительная работа: беседа с воспитателем на тему "Космос", о первых
космонавтах, о празднике "День космонавтики", рассматривание иллюстраций в
книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической
техники.
Демонстрационный материал: мультимедиа, компьютер.
Раздаточный материал: карточки со словами (ракеты).
Оборудование: демонстрационная доска, мяч, обручи,
Ход занятия:
Логопед:
- Здравствуйте! Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за
руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ребята, я очень рада вас всех видеть.
Какое у вас сегодня настроение? Я пришла на работу, а на столе лежал конверт.
Нас приглашают в Центр подготовки юных космонавтов! А почему? 12 апреля в
нашей стране отмечают День космонавтики.
Л: - Вы знаете, почему именно в этот день отмечается в России такой праздник?
(Наш русский космонавт совершил первый полет в космос).
Л: - А многие из вас хотели бы стать космонавтами? Полететь на ракете в
космос к звездам? «Чтобы космонавтом стать – нужно много-много знать! Любой
космический маршрут,открыт для тех, кто любит труд!»
Л: - И так мы отправляемся в Центр подготовки космонавтов!!!
Л: - Начинаем обратный отсчет:10, 9,8,7,6,5, 4,3,2,1…(дети называют обратный
счет).Вам надо выполнить 10 заданий, что бы стать юными космонавтами.
Л: - Вот 1 – е задание: Чтобы получить пропуск, вам надо назвать космические
слова.
Дидактическая игра «Космические слова» - активизация словаря.
Л: - Какие космические слова вы знаете? планета, Земля, скафандр, космонавт,
комета, звезда, космодром, спутник, полет, станция.
Л: Как вы думаете, что делают в Центре подготовки космонавтов?
Дети: - В Центре подготовки будущие космонавты тренируются.
Л: - Ребята, скажите, каким должен быть космонавт? (Игра с мячом, передают
мяч друг другу)
Дети: - смелым, сильным, умным, выносливым, отважным, добрым, проворным,
умелым.
Л: - Космонавты каждый день делают гимнастику и специальные упражнения.
Давайте и мы с вами проведем разминку (динам. пауза).
Построение в шеренгу.
Мы готовы прямо
завтра
Записаться в
космонавты.
Начинаем
тренировку.
Чтобы сильным стать
и ловким.
Гибкость всем нужна на
свете
Наклоняться любят
дети,
Раз, вправо, два влево
Пусть окрепнет наше
тело.
По космической
дороге
Зашагали наши ноги.
Раз, два, три, четыре,
пять,
Очень весело шагать.
Л: - Всем известно, что в космосе нет кислорода, а чтобы космонавты могли
дышать, они надевают специальные костюмы…
Л: - Как называется специальный костюм космонавта? – скафандр.
Дыхательная гимнастика
Л: -Что надо космонавту, что бы он мог дышать в скафандре?
Дети: - нужны сильные легкие. Л: - Предлагаю выполнить 2-е задание!
Л: - Для этого мы надуем шарики!
(дети надувают шарики - имитация движений)
Л: -Молодцы! Вы очень хорошо выполнили это задание!
Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительного», развитие
координации движений (броски и ловля мяча).
Л :- Чтобы выполнить 3-е задание, предлагаю встать в круг, и образовать от
слов, отвечающих на вопрос ЧТО? слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?
(звезда – звездный, луна - лунный, ночь – ночной, холод – холодный, кислород –
кислородный, космос – космический).
Л: - А вот 4 - е задание: « Отгадай загадки - открой портрет!» - развитие
логического мышления.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и стар, и мал,
Что она большущий шар …
(земля)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло
дарит …(солнце)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна )
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит …
(космонавт)
Л: - Вы узнали, чей это портрет? – Это Ю.А. Гагарин – наш первый космонавт!
Л: - Ребята, пришло время выполнить 5-е задание, на сообразительность.
Дидактическая игра «Составь слова и предложения»
Л: - При запуске ракеты слова раскололись надвое. Соедините половинки вместе,
чтобы получились слова: спут-ник, зем–ля, лу-на, звез-да, солн-це, кос-мос.
Л: - А теперь давайте составим предложения из рассыпавшихся слов:
Корабль, на, летит, космический, луна.
Мы, Земля, живем, планета, на.
Вращаться, солнце, вокруг, планеты.
Луна, Земля, спутник.
Л: - Ждет вас и 6-е задание , на быстроту и ловкость!
Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
Ждут нас быстрые ракеты, (руки соединить над головой)
Для прогулок по планетам, (руки соединить над головой)
На какую захотим, (вращение руками перед собой)
На такую полетим, (вращение руками перед собой)
Но в игре один секрет, (бег на месте)
Опоздавшим места нет, (бег на месте)
Раз, два, три – беги. (Дети бегут в ракеты – обручи).
Л: - Ребята, а какую самую большую и яркую звезду вы знаете? - Да, правильно
Солнце.
Л: - Почему нельзя долго смотреть на нее открытыми глазами.
Л: - У космонавтов должно быть хорошее зрение, давайте, вместе
выполним 7-е задание.
Сделаем гимнастику для глаз!
- Нарисуйте солнце и звезду глазами (круг по часовой и против часовой
стрелки).
Л: - Ребята, вы уже многое умеете, пришло время космической эстафеты -
нужно отвечать правильно и быстро!
8 - е задание.
Дидактическая игра «Один – много» (множественное число существительных)
Л: - Скажите, как будет много: спутник – спутники, корабль — …,космонавт —
…, звезда – … , планета — … ,скафандр — … ,ракета — … (Дети передают друг
другу ракету)
9- е задание.
Дидактическая игра.
Л: - А сейчас, нужно отвечать на вопрос «чего нет?» (употребление Р.п. сущ-х):
космонавт – нет космонавта, спутник – …, корабль — …. звезда – …, планета —
…,скафандр — … , ракета — … ,
связь – … (Дети передают друг другу ракету в обратном направлении)
10 - е задание.
Дидактическая игра «Хвастунишки» активизация в речи прилагательных в
превосходной степени.
Л: - К нам в гости прилетел инопланетянин, он расскажет о своей планете, а вы с
ним поспорьте. Я буду переводчиком.
Наша планета красивая! – А наша еще красивее!
У нас моря глубокие! – А у нас еще глубже!
Наши горы высокие! А наши выше!
Наши реки чистые! – А наши чище!
Наш хлеб вкусный! - А наш вкуснее!
Наши яблоки сладкие! – А наши слаще!
Здорово! Мне все больше и больше нравится наша планета!
Ребята, вы прошли успешно все испытания в Центре космической
подготовки юных космонавтов. Показали свои знания о космосе, проявили
ловкость, быстроту, сообразительность. Всем успешно прошедшим испытания
полагается награда. Я хочу подарить вам раскраски с макетами космических
кораблей. Вы молодцы!