Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в практике работы ДОО
Автор: Минько Елена Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в практике работы ДОО Раздел: дошкольное образование
Организация познавательно-исследовательской деятельности
старших дошкольников в практике работы ДОО
Минько Е.С., воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк
«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам»
( философ Ральф У. Эмерсон)
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий,
переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он
знает,
и
усвоил,
тем
большим
количеством
элементов
действительности
он
располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик
отечественной психологической науки Л.С.Выгодский.
Познавательно-исследовательской деятельности, имея в виду активность
ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между
явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой
простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в
ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация
предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые
орудийные действия.
Познавательно-исследовательская
деятельность
старшего
дошкольника
в
естественной
форме
проявляется
в
виде
так
называемого
детского
экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов,
задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)
Путей
развития
потенциала
личности
существует
много,
но
собственно
исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально
организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во
1
все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания –
не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе
собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче
изучать
науку,
действуя
подобно
ученому
(проводя
исследования,
ставя
эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
( рисунок 1)
Рисунок 1 «Структура исследовательской деятельности»
Важным
условием
постановки
познавательных
задач
является
создание
проблемных ситуаций на НОД или в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Проблемная ситуация возникает только в том случае, когда дети не могут
решить ее сразу. Им необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные
факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельная работа детей в такой
ситуации
носит
проблемный
характер.
При
постановке
познавательной
задачи
необходимо учитывать их жизненную значимость, интерес к ней. Познавательная
задача всегда содержит вопрос. Она включает в себя некоторые данные известные
детям,
которые
можно
использовать
в
решении.
Часть
данных
дети
должны
отыскать
в
процессе
комбинирования,
преобразования
известных
знаний
и
способов действий. Незнание
должно быть частичным, тогда познавательную
2
задачу
можно
решить
с
помощью
опыта,
сравнительного
наблюдения
или
в
процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком
легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.
Существуют разные формы работы с детьми:
групповая
подгрупповая
индивидуальная
Чтобы
развивать
у
детей
способность
сомневаться,
критически
мыслить,
предпочтение
следует
отдавать
групповым
и
подгрупповым
формам
работы.
Ребенку
легче
проявить
критичность
по
отношению
к
сверстникам,
чем
по
отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при
сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.
Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение
ставить
цель,
действовать,
подражая
ему.
А
в
совместной
деятельности
со
сверстниками
ребенок
начинает
использовать
формы
поведения
взрослых:
контролировать,
оценивать,
не
соглашаться,
спорить.
Так
зарождается
необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать
их
точку
зрения.
Поэтому
познавательная
исследовательская
деятельность
организовывается
в
форме
диалога
ребенка
с
взрослым
(воспитателем,
преподавателем,
родителями)
и
другими
детьми
в
группе.
Показатели
такого
диалога – простота общения, демократичность отношений. В соответствии
со
структурой занятия-экспериментирования ,которая состоит из:
Постановки
исследовательской задачи в виде того или иного варианта
проблемной ситуации.
Уточнения правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления
экспериментирования.
Уточнения плана исследования.
Выбор
оборудования,
самостоятельное
его
размещение
детьми
в
зоне
исследования.
Распределения
детей
на
подгруппы,
выбор
ведущих,
помогающих
организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной
деятельности детей в группах.
3
А н а л и з а
и
о б о б щ е н и е
п о л у ч е н н ы х
д е т ь м и
р е з у л ь т а т о в
экспериментирования.
Занятия – экспериментирования
должны соответствовать
показателям и
критериям
уровня
овладения
(сформированности)
детьми
исследовательской
деятельности, которые представлены в таблице 1
Таблица 1 «Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми
исследовательской деятельности
»
П о к а з а т е л и
и
критерии
Уровни
Методы
отслеживания
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1 .
В ы д е л е н и е
проблемы
(находит
противоречие,
формулирует
проблему).
Самостоятельно
видит проблему
Иногда
самостоятельно,
но
чаще
с
помощью
воспитателя.
Н е
в и д и т
самостоятельно,
принимает
проблему,
подсказанную
воспитателем,
не
проявляет
а к т и в н о с т и
в
самостоятельном
ее поиске.
Н а бл юд е н и е
в
процессе
выделения
проблемы.
2.Формули-рование
вопросов.
Формулирует
вопросы.
Формулирует
вопросы.
Н а бл юд е н и е
в
процессе
формулировки
вопросов,
анализ
вопросов.
3.
Целеполагание
и
целеустремленность
( с т а в и т
ц е л ь
исследования,
осуществляет поиск
эффективного
решения проблемы).
Самостоятельно
(в
группе).
Проявляет
в о л е в ы е
и
интеллектуальные
у с и л и я
( с т р о и т
схемы,
р и с у н к и ,
объясняет).
С
п о м о щ ь ю
воспитателя.
Проявляет
волевые
и
интеллектуальные
у с и л и я
( с т р о и т
схемы,
р и с у н к и ,
объясняет).
С
п о м о щ ь ю
воспитателя.
Наблюдения
за
процессом
деятельности,
о т ч е т о м
о
результатах.
4.Выдвижение
гипотез
и
решения
Активно
высказывает
Выдвигает
гипотезы,
чаще
с
Наблюдение.
4
проблем.
предположения,
гипотезы
(много,
оригинальные),
предлагает
различные
решения
(несколько
вариантов).
помощью
воспитателя,
предлагает
од н о
решение.
5.Способность
описывать
явления,
процессы.
Полное,
логическое
описание.
Не
совсем
полное,
логическое
описание.
Наблюдение
за
деятельностью,
о т ч е т
о
результатах
исследования.
6.Формулировка
в ы в о д о в
и
умозаключений.
Формулирует в речи,
достигнут
или
не
результат,
замечает
соответствие
или
несоответствие
полученного
результата гипотезе,
делает выводы.
Может
сформулировать
выводы
самостоятельно
или
п о
н а в о д я щ и м
вопросам,
аргументирует
свои
с у ж д е н и я
и
пользуется
доказательствами
и
с
п о м о щ ь ю
взрослого.
З ат р уд н я е т с я
в
речевых
формулировках,
не
видит
ошибок,
не
умеет
обсуждать
результат.
Анализ
высказываний,
отчетов.
7 .
С т е п е н ь
самостоятельности
п р и
п р о в е д е н и и
исследования.
Самостоятельно
ставит
проблему,
отыскивает метод ее
р е ш е н и я
и
осуществляет его.
П е д а г о г
с т а в и т
проблему,
ребенок
самостоятельно
и щ е т
м е т о д
е е
решения.
П ед а го г
с т а в и т
проблему, намечает
метод
ее
решения,
ребенок
осуществляет
п о и с к
п р и
значительной
помощи взрослого.
Н а бл юд е н и е
в
процессе
работы
н а
з а н я т и и ,
в
группах.
5
Предоставляя
возможность ребенку
действовать с разными предметами и
материалами, необходимо поощрять экспериментирование с ними, формируя в
детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это
интересно и понятно, помогать ему в этом своим участием.
В каждой группе ДОУ оборудован уголок экспериментальной
деятельности (мини-лаборатория, центр науки) в котором можно выделить
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции.
2) место для приборов
3)место для хранения материалов
4) место для проведения опытов
5)
место
для
неструктурированных
материалов
(песок,
вода,
опилки,
стружка,
пенопласт и др.)
Уголки
оборудованы
наборами материалов
для
развитие первичных
естественнонаучных
представлений,
наблюдательности,
любознательности,
активности,
мыслительных
операций
(анализ,
сравнение,
обобщение,
классификация,
наблюдение);
формирование
умений
комплексно
обследовать
предмет.
Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка на протяжении занятия,
необходимо
выполнить
следующие
условия.
Создать
проблемную
ситуацию.
Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным. Провести
анализ ситуации вместе с детьми. Воспитатель при этом внимательно выслушивает
и
помогает
принять
правильное
решение.
Придумав
несколько
вариантов,
необходимо
выбрать
один,
который
нужно
будет
проверить.
Это
может
быть
наблюдение,
сравнение,
проведение
опыта,
показ
модели.
В
заключение
необходимо
правильно
сделать
вывод,
но
дети
должны
пытаться
сами
его
сформулировать. Чем больше организовывать таких занятий, побуждая ребенка к
исследованиям, тем ему будет легче самому создавать интересные задачи, находить
их решение, искать закономерности, изучать происхождение различных явлений.
Задача воспитателя - помогать в поиске ответов, изучении, исследовании всего
того, что заинтересовало детей. Если работа командная, необходимо разделить
детей и выбрать ответственного. Подвести итоги и проанализировать полученные
6
результаты. На какие вопросы нашли ответы? Для детей очень важно познание.
Познавательно-исследовательская
деятельность
прежде
всего
дает
возможность
ребенку найти ответы на следующие вопросы: Как это происходит? Почему именно
так? Зачем проводить только такие действия? Каков будет результат действий?
Почему так, а не иначе?
При
организации
познавательно-исследовательской
деятельности
в
подготовительной
группе,
для
экспериментов
понадобится
оборудование,
оно
может быть следующим: разнообразные емкости; измерительные приборы: весы,
ложка, рулетки, линейки, песочные часы, термометр;
сито; резиновая груша;
трубочки из пластика или резины; лопатки, шпателя, палочки; контейнеры из
пластика; цветные стеклышки.
Из
опыта
работы
в подготовительной группе
- предлагаю
материалы для
исследований которые повседневно используются в быту: например, соль и сахар,
мука и чай,
шоколад; средства гигиены; природные материалы: шишки, семена
растений, скорлупа орехов, желуди, глина, почва. кора, ветки деревьев. А также
любимые нашими детьми разноцветная бумага, поролон, ткань, мех, вата, нитки,
кусочки резины.
Очень
важно
обучать
детей
правилам
безопасности
при
экспериментировании.
Необходимо
предупредить
детей
о
том,
что
нужно
соблюдать
технику
безопасности
для
того,
чтобы
не
причинить
вреда
себе
и
окружающим. Эти правила выглядят так:
Проводить опыты только в присутствии воспитателя.
Начинать опыт только с разрешения.
Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.
Материалы сыпучие брать только ложкой.
При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.
Нельзя
вещества
и
предметы,
с
которыми
проводится
эксперимент,
пробовать на вкус, брать в рот.
При планировании работы мы должны охватить все темы в течение учебного
процесса.
Необходимо
создавать
все
условия
для
развития
познавательной
активности,
интеллектуальных
способностей,
самостоятельного
мышления.
Моделировать ситуации, которые будут побуждать детей применять все свои знания
7
и умения в познавательно исследовательской деятельности Необходимо создавать
преграды, побуждая ребенка к борьбе, достигать желаемого, найти ответ на вопрос
с помощью творческих новых идей. При помощи познавательных коллективных
игр учиться общению с другими детьми, искать рациональные решения, оказывать
помощь или организовывать опыты.
Не мешайте воспитанникам узнавать новое, непонятное и помогайте им в этом.
Хвалите ребенка за его желание, активность. С ранних лет учите доводить все до
конца. Расспрашивайте ребенка о его намерениях, чего он хочет добиться, как он
это
будет
делать.
Это
научит
его
высказывать
свои
мысли
и
правильно
их
формулировать.
Правильная
организация
познавательно-исследовательской
деятельности поможет педагогам и родителям вырастить умного, образованного и
любознательного человека.
Литература
1.
Гостевская, Т., Иванова, Е., Жукова, В., Крапоткина, Ю., Копайгородская, Т.,
Кушнерова, В., Лукашова,З., Крюкова, Н. Исследовательская деятельность в
ДОУ // Дошкольное воспитание. - 2012. - N 2. - С. 37-42.
2.
Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./
Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
3.
Каменева, Л.А., Кондратьева, Н.Н., Маневцова, Л.М., Терентьева, Е.Ф. Мир
природы.(Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное
пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное
образование» / Л.А Каменева., Н.Н. Кондратьева, Л.М Маневцова, Е.Ф
Терентьева; под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.:
АКЦИДЕНТ, 1998.
4.
Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002.
Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохоровой М., 2004
8
5.
Соловьева, Е. Как организовать поисковую деятельность детей. /
Дошкольное воспитание. N 1, 2005
Приложение 1
Примерный набор материалов
для старшей и подготовительной групп(5-7 лет)
Тип
материала
Наименование
Количес
тво на
группу
Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными
составными формами (4-8 частей)
8-10
разные
9
Объекты для
исследования в
действии
Набор геометрических фигур с графическими образцами
(расчлененными на элементы и нерасчлененными) для
составления плоскостных изображений (геометрическая
мозаика)
2-3
Танграм, вьетманская или монгольская игра, колумбово
яйцо, другие игры -головоломки
По одной
каждого
вида
Набор прозрачных кубиков различных цветов для
построения объемных конструкций с эффектом смешивания
цветов
1-2 на
группу
Набор прозрачных кубиков с цветными диагональными
вставками со схемами сборки
1-2 на
группу
Наборы кубиков с различными графическими элементами на
гранях для составления узоров по схеме (цветные и
контрастные)
2-3 на
группу
Набор цветных деревянных кубиков с графическими
схемами для воспроизведения конфигураций в пространстве
1-2 на
группу
Набор емкостей одинакового вида и размера с крышечками
и с наполнением «звучащими» материалами (5-7 видов)
1-2 на
группу
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет,
форма, величина)
1
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине
(по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10
элементов
3-4
разные
Набор объемных полых тел одинаковой высоты с
возможностью заполнения водой или песком для сравнения
объемов
1
Набор деревянных геометрических тел с набором карточек с
изображениями их проекций в трех плоскостях
1
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек
каждого цвета)
1
Набор: счетные палочки Кюизинера
1
Набор пластин из разных материалов
1
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами
разной степени сложности (расчлененные на элементы,
сплошные, чертежи-схемы)
3-4
разные
Головоломки плоскостные (геометрические)
5-6
разные
Набор проволочных головоломок
2-3
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том
числе со схемами последовательных преобразований
5-6
разные
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра
"15" , "Уникуб" и т.п.)
5-6
разные
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком)
3-4
10
Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и
горизонтальных линий)
1
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски)
1
Действующие модели транспортных средств, подъемных
механизмов и т.п. (механические, заводные,
электрифицированные, с дистанционным управлением)
не менее
10
разные
Система наклонных плоскостей для шариков
1
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором
разновесок
1
Набор счетного материала в виде одинаковых по форме
фигурок, но разных по размеру и массе
1
Набор счетного материала в виде соединяющихся между
собой цветных кубиков с длиной ребра 1 см и массой 1 г
1
Математические весы (основа в виде равноплечих весов с
нанесенными на шкалу цифрами и пластины-грузы с
одинаковой массой) для наглядной демонстрации состава
числа, сложения, вычитания, умножения)
1
Коробочка с 2-мя сообщающимися отделениями и 10-ю
шариками для наглядной демонстрации состава числа.
1
Термометр спиртовой
1
Часы песочные (на разные отрезки времени)
2
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой
передачей)
1
Циркуль
4-5
Набор лекал
4-5
Линейки
10
Набор мерных стаканов
2-3
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов
2-3
Счеты напольные
1
Счеты настольные
4-5
Набор увеличительных стекол (линз)
3-4
Микроскоп
1
Набор цветных (светозащитных) стекол
3-4
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги)
1
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования
отражательного эффекта
2-3
Набор для опытов с магнитом
2-3
Компас
1
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с
воздушными потоками)
4-5
Флюгер
1
Воздушный змей
1
Ветряная мельница (модель)
1
Набор печаток
1
Набор копировальной бумаги разного цвета
1
Коллекция минералов
1
Коллекция тканей
1
11
Коллекция бумаги
1
Коллекция семян и плодов
1
Коллекция растений (гербарий)
1
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон,
емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов,
кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц,
шлюзов, насосов
1
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница,
орудия для пересыпания и транспортировки разных
размеров, форм и конструкций с использованием
простейших механизмов
1
Образно-
символический
материал
Наборы картинок для иерархической классификации
(установления родо-видовых отношений):
виды животных;
виды растений;
виды ландшафтов;
виды транспорта;
виды строительных сооружений;
виды профессий;
виды спорта и т.п.
по 1
набору
каждой
тематики
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением
реалистических и условно-схематических изображений
до 10
разные
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-
схематическими изображениями для классификации по 2-3
признакам одновременно (логические таблицы)
2-3
разные
Серии картинок (до 6-9) для установления
последовательности событий (сказочные и реалистические
истории, юмористические ситуации)
15-20
разные
Наборы картинок по исторической тематике для
выстраивания временных рядов: раньше —
сейчас(история транспорта, история жилища, история
коммуникации и т.п.)
7-9
разные
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных,
характерные виды работ и отдыха людей)
3-4
разные
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди
отличия, ошибки (смысловые)
15-20
разные
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные
прямыми и изогнутыми линиями
8-10
разные
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в
виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр
20-30
разных
видов
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения
(5-7)
1
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер,
осадки, освещенность - облачность)
1
12
Календарь настольный иллюстрированный
1
Календарь погоды настенный
1
Физическая карта мира (полушарий)
1
Глобус
1
Детский атлас (крупного формата)
1
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты,
аудио- и видеоматериалы
по
возможн
остям д/с
Нормативно-
знаковый
материал
Разрезная азбука и касса
4-5
Магнитная доска настенная
1
Наборы карточек с цифрами
4-5
Отрывной календарь
1
Наборы карточек с изображением количества предметов (от
1 до 10) и соответствующих цифр
4-5
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами
1
Стержни с насадками (для построения числового ряда)
4-5
Набор карточек с гнездами для составления простых
арифметических задач
4-5
Наборкарточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми
креплениями
1
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел)
1
Линейка с движком (числовая прямая)
2
Абак
4
Набор "лото": последовательные числа
1
Кассы настольные
4-5
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр,
знаков, букв и геометрических фигур
3-4
Наборы моделей: деление на части (2-16)
6
13
14