Напоминание

Толерантно ориентированное образование – как условие самосовершенствования личности.


Автор: Сулейманова Раисат Магомедхановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РД "Профессионально педагогический колледж им.М.М.Меджидова"
Населённый пункт: г. Избербаш Респ. Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Толерантно ориентированное образование – как условие самосовершенствования личности.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Толерантно ориентированное образование – как условие

самосовершенствования личности.
Повышенная социально - психологическая напряженность – характерная черта современного общества. Мы живем в такое время, когда практически каждому из нас приходится общаться с представителями различных национальностей, культур, конфессий или социальных слоев. Каждый человек сам по себе является носителем определенной культуры, традиций, взглядов на жизнь и т.п. Для него е с т е с т в е н н ы м я в л я е т с я ж е л а н и е с о х р а н и т ь в с е э т о . При таком положении вещей каждому важно научиться уважать личностные и культурные ценности как своего народа (или социальной группы), так и представителей другой культуры, научиться находить точки соприкосновения, развивать терпимость, т.е. идти по толерантному пути р а з в и т и я л и ч н о с т и . Толерантность трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм с а м о в ы р а ж е н и я и с п о с о б о в п р о я в л е н и я и н д и в и д у а л ь н о с т и . Кроме того, толерантность, как качество личности, считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются не спо собными к изменениям, которых требует от нас жизнь. Значение толерантности в обществе велико! Её роль в нашем неспокойном мире многими рассматривается, как способ выживания человечества, условие гармоничного и всестороннего р а з в и т и я взаимоотношений в современном обществе - в обществе, в котором, с одной стороны, идет глобализация, а с другой - противодействие такой экспансии, ограждение и сохранение своей самобытности, своей уникальной культуры. А для нашей страны вопрос толерантности более чем актуален. Россия — это многонациональная, мультикультурная, многоконфес- сиональная страна. Не всё в нашем обществе в отношении толерантности гладко: часто возникают конфликты на межнациональной и религиозной почве,
люди нетерпимы к проблемам инвалидов и стариков… Задача воспитания толерантности стоит остро! Воспитывать толерантность надо с раннего детства. В воспитании толерантности детей большая нагрузка ложится на образовательное учреждение и семью. Толерантность можно и нужно воспитывать! Воспитание толерантности — это не разовая, шумная, помпезная акция, интересное мероприятие или пусть даже увлекательное учебно- воспитательное занятие. Это должна быть единица всей образовательной с и с т е м ы Сегодня, с детского сада мы говорим о том, как воспитывать толерантность, как учить людей уважать не только себя, но и тех, кто рядом, говорим - о том, что главное, это человеческая личность, права человека, самоуважение человека. Основная идея воспитания толерантности состоит в необходимости привития каждому ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. На 28-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995г. был провозглашен Международный день толерантности (16 ноября), содействующий развитию и укреплению терпимого отношения друг к другу. Принципы воспитания толерантности в духе терпимости: - воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории; - обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов; - привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах. Толерантность как неотъемлемый компонент профессионализма педагога основывается на отношенческих связях. В основе любого отношенческого поведения лежит оценка. Дружба или ненависть, доверие или недоверие, зависть или уважение, ревность или любовь - все это отношения, в той или иной мере присутствующие в педагогической деятельности. Проявление положительного или отрицательного отношения к чему-либо - это фактор
субъектности. В профессиональном общении педагога с учениками на основах толерантности возможно только субъект-субъектное взаимодействие, а значит, воспитанник тоже имеет право действовать, исходя из собственного жизненного опыта, из своих оценок. Но чаще всего он так действует на основе образцов, привычек, стереотипов, которые сложились у него в п р о ц е с с е жизнедеятельности. Такие образцы поведения дает в первую очередь семья, а в дальнейшем педагоги дошкольного и школьного этапов образования. Поскольку чаще всего человек обобщает образы и образцы поведения (развивая, стабилизируя, активизируя имеющуюся информацию), то и реализует себя, т.е. демонстрирует собственное отношение к чему-либо или кому-либо, основываясь на устоявшихся или имеющихся нормах, правилах, взглядах, позициях. Для человека как существа социального необходимы другие люди. Следовательно, в какой-то степени он в той или иной мере зависит от других. Действенность толерантного подхода в воспитании будет проявляться только тогда, когда каждый человек, и в первую очередь педагог и родитель, каждодневно будет демонстрировать детям, всем окружающим терпимость и принятие других. Воспитывать толерантность невозможно, не обладая этим элементом культуры. Ребенок с рождения имеет возможность общения с самыми близкими ему людьми: матерью, отцом, дедушкой, бабушкой. Такое общение, чаще всего несущее положительный эмоциональный настрой (улыбка, ласковый тембр голоса, интонации), обязательно "овеяно" национальным, культурным колоритом. Обыденное человеческое общение с родителями дает возможность ребенку с детства научаться быть толерантным, способным воспринимать, понимать и признавать человека таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками. Все семейное воспитание может создавать в ребенке доминанту человека благополучного и доброжелательного. Ни что так эффективно не действует на восприятие мира, как яркие ассоциации, параллели, которые мы проводим при сравнении многих вещей и понятий. Народные пословицы, поговорки, предания, притчи - замечательный методический материал для воспитания подрастающего поколения в духе терпимости: "Не ищи красоты, а ищи доброты", "В мире жить - с миром быть", "Терпение и труд - все перетрут".
Организуя толерантное взаимодействие с учащимися в учебно- воспитательном процессе, педагогу следует опираться на развитие таких личностных качеств, как профессионализм, установка на толерантное поведение и корректное взаимодействие. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас традиций и обычаев. Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Проблема воспитания толерантности актуальна и для нашего колледжа. Первый, кто нуждается в программах тренинга толерантности - это педагог. Если педагог нетерпим к самому себе, если он недооценивает, не уважает собственную личность, то идет моментальная реакция передачи этого близким, и прежде всего, его ученикам. На сегодняшний день разработаны программы тренинга толерантности, психологические тренинги для учителей, которые дают возможность встать на место другого и увидеть с помощью целого ряда приемов мир его глазами. В качестве основных условий воспитания толерантности выступают следующие: - повышение уровня информированности преподавателей и студентов; - формирование установки на толерантность (нужно быть готовым к р а в н о п р а в н ом у д и а л о г у, п о н и ма н и ю п а рт н е р о в в о б щ е н и и ) ; - формирование толерантности в личной системе ценностей и превращение толерантно сти в регулятивный принцип профе ссиона льной и непрофессиональной деятельности;
- реализация личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности. Быть толерантным - значит быть готовым к принятию других людей, их мира, чувств, эмоций. Формирование готовности начинается с психологического и теоретического освоения проблемы, так как благодаря увеличению объема информации происходит расширение границ толерантности. Для реализации идей воспитания толерантности мы используем различные формы толерантности. Проводим уроки толерантности, взяв на вооружение опыт лучших педагогов. На классных часах даем оценку тому или иному поведению студентов. Выявляем, выделяем причины, так как воинствующие отношения к абстрактному злу и конкретному поступку не продуктивны. Милосердие и сострадание должны стать необходимым э л е м е н т о м д е я т е л ь н о с т и к у р а т о р а . Приобщить широкий круг людей (особенно молодежь) вряд ли может в полной мере какой-нибудь социальный институт. Нас беспокоит духовное падение определенной части молодежи, их неформальные группировки. Однако искоренить жестокость до тех пор будет невозможно, пока в обществе рекламируется насилие. Трудно перевоспитать поколение, привыкшее видеть на жестокость, беспредел. Поэтому сегодня одна из главных задач - формирование нравственности среди юных граждан, воспитание толерантности, уважения к другим религиям. Девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание в целом. Согласно Декларации принципов толерантности, "воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости". Воспитательное воздействие на детей особенно заметно в школе и семье, а развитие толерантности у ребенка возможно лишь при личностном подходе к каждому. Личностно-ориентированные технологии способствуют развитию таких качеств, как активность, желание и умение работать в команде, навыки общения, принятие многополярных взглядов на мир, признание ценности личности, активно-положительный стиль взаимоотношений, практический подход к полученным знаниям.
Однако в массовой школе мы постоянно сталкиваемся с нетолерантной сущностью подходов к воспитанию: личностно-ориенированный подход чаще декларируется, чем реально выполняется. Массовое образовательное учреждение продолжает оставаться в большей степени авторитарным, Семья в еще меньшей степени озабочена развитием толерантности у своих детей. Часто в семье провозглашаются принципы: "Если не ты, то тебя", "Сила есть - ума не надо", "Достигай цели любыми средствами". Утверждается культ насилия, бездуховности, который поддерживается телевизионными программами в подобном роде ("Слабое звено", "Русская рулетка", "Последний герой", "Окна", боевики и триллеры). Родители не очень интересуются успехами своих детей. И только тогда, когда проблема с ребенком встает во весь рост (не хочет идти в школу, перестал учиться, целые дни и ночи проводит неизвестно где, употребляет наркотики), родители спохватываются и начинают искать выход из тупика. Следовательно, если удастся создать модель взаимодействия школы и семьи в таком важном деле, как поддержка и укрепление духа толерантности, в формировании отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности, то государство получит очень важную основу со стороны общества. В нашем колледже- благодатная почву для формирования модели сообщества, основанного на толерантности, так как в нем, во-первых, взаимосвязаны дети разных возрастов, студенты, родители и педагоги (поскольку в колледже, все знают друг друга в лицо и по имени), во-вторых, в колледже учатся представители многих национальностей (даргинцы, аварцы, кумыки, лакцы, русские, лезгины и т д), в-третьих, это дети родителей из разных слоев общества. Педагогический коллектив колледжа сталкивается практически в каждом случае приёма на обучение с проблемой нетерпимости к "иным", "чужим", "непохожим", "не таким, как все" в массовой школе и её последствиями. Известно, что запугивание коренится в отсутствии уважения к человеческому достоинству и неприкосновенности личности ребёнка. Только уважение к человеческому достоинству и неприкосновенность личности другого человека делают возможным решение проблем, связанных с нетерпимостью,является как
основой толерантного общества, так и центральной ценностью дружественного сообщества и культуры мира. Значительный вклад в воспитание толерантности вносит внеучебная деятельность, при которой реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств. Одним из шагов по формированию толерантного пространства является практическая реализация знаний через совместную деятельность куратора и студентов. В нашем колледже ведется напряженный поиск наиболее эффективных способов осуществления технологии личностно-ориентированного обучения. Коллектив преподавателей апробирует такие технологии, как проблемное обучение, игровое обучение, внутрикурсовой дифференциации, интегральной технологии, индивидуализированного обучения, обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана, проектного обучения, коммуникативного обучения иноязычной культуре, развитие критического мышления через чтение и письмо, концентрированное обучение, учебная дискуссия, дебаты. Выпускник колледжа. Каким он должен быть, чтобы уметь максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания колледжа? Мобильная адаптация человека к новым условиям как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств л и ч н о с т и . В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются не спо собными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Чтобы успешно работать с каждым ребенком, нужно сначала его узнать. Вот почему очень важно, чтобы каждый учащийся, приходящий в колледж, проходит процедуру вступительного тестирования психологом. Нужно учитывать, что педагог не формирует личность, ее знания, умения, качества, а создает условия, при которых она включается в активную деятельность по достижению определенной цели, т.е. самосовершенствуется. Педагог должен способствовать включению толерантности Творческий подход к использованию принципа толерантности в процессе обучения является залогом эффективности всего образования, а также создает благоприятные условия для дальнейшей адаптации личности в других социальных отношениях.


В раздел образования