Напоминание

"Анализ качества образовательной среды в школе"


Автор: Старостина Ольга Олеговна
Должность: замиститель директора по УВР, учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г.Александровск-Сахалинский, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ качества образовательной среды в школе"
Раздел: среднее образование





Назад





Анализ качества образовательной среды в МБОУ СОШ № 1

г.Александровск-Сахалинского (методика В.А.Ясвина)
Май 2014 г. В настоящее время гуманизация образования выступает в качестве одного из главных принципов развития современной школы. В МБОУ СОШ № 1 г.Александровск-Сахалинского, в рамках работы областной инновационной площадки «Родители как общественные эксперты качества образования», было проведено комплексное исследование анализа субъективных отношений участников образовательного процесса. Диагностика отношения к школе учащихся, педагогов и родителей позволяет расширить потенциал гуманитарной экспертизы в образовании. Цель исследования заключается в выявлении особенностей субъективного отношения к школе различных категорий участников образовательного процесса (учащихся, педагогов и родителей), а также в установлении характера влияния качества школьной образовательной среды на структурно-динамические характеристики этого отношения. Объектом исследования является субъективное отношение к школе участников образовательного процесса. Предметом исследования являются структурно-динамические особенности субъективного отношения к школе в зависимости, как от ролевой позиции участников образовательного процесса, так и от качества самой школьной образовательной среды. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что, различные категории субъектов образовательного процесса обладают специфическими особенностями отношения к школе, обусловливающими различные требования к организации образовательной среды, а характер отношения к школе учащихся, педагогов и родителей может служить критерием качества школьной образовательной среды. Задачи исследования: 1. Провести структурно-содержательный анализ понятия «образовательная среда школы». 2. Апробировать методику психологической диагностики субъективного отношения к школе В.А.Ясвина. 3. Проанализировать особенности субъективного отношения к школе в зависимости от ролевой позиции участников образовательного процесса.
4. Выявить характер влияния качества школьной образовательной среды на субъективное отношение к школе. Исследования проводились с помощью методики диагностики субъективного отношения к школе и методики психолого-педагогической экспертизы образовательной среды (В.А. Ясвин). При анализе и обобщении экспериментальных результатов использовались методы статистической обработки данных. В основе теоретического конструкта методики психологической диагностики субъективного отношения к школе лежит понимание того, что процесс развития этого отношения связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познавательную сферы людей, касаются осуществляемой ими практической деятельности и — самое главное — совершаемых поступков. Соответственно, выделяются четыре компонента отношения: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный. Эмоциональный компонент отношения характеризует это отношение, прежде всего по шкале «нравится — не нравится». Эмоциональный компонент связан с оценочными суждениями, предпочтениями и чувствами человека. Этот компонент характеризует, в частности, степень устойчивости человека к влиянию различных негативных стереотипов, слухов и мифов о школе. Познавательный компонент отношения характеризует изменения в мотивации и направленности познавательной активности человека. Уровень развития когнитивного компонента отношения отражает степень интереса к жизни школы. Эти изменения выражаются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию о данной школе. При низком уровне сформированности познавательного компонента человек игнорирует и даже отвергает поступающую к нему информацию, связанную со школой. При среднем уровне человек готов лишь перерабатывать поступающую информацию, его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией, хотя он является к этой информации восприимчивым, «неравнодушным», в чем и проявляется его отношение. При высоком уровне человек сам стремится искать информацию, связанную с данной школой, осознанно организует свою соответствующую познавательную деятельность. Практический компонент отношения характеризует готовность и стремление к практической деятельности, связанной со школой. Если человек в своей практической деятельности мало связан с данной школой или связан с ней формально, но психологически не включен во взаимодействие, то можно констатировать низкий уровень практического компонента отношения. При среднем уровне человек взаимодействует со школой пассивно, включается в школьную жизнь
только по необходимости, не проявляя собственной инициативы. Наконец, высокий уровень развития практического компонента отношения характеризует ся сверхнормативной активностью в общении и деятельности, связанными со школой. Поступочный компонент характеризует активность личности, направленную на изменение окружения в соответствии со своим отношением к данной школе. Эта активность всегда носит сверхнормативный характер и может быть направлена как на саму школу, так и на формирование у других людей соответствующего отношения к школе (позитивного или негативного в зависимости от собственного эмоционального вектора). Поступок — это всегда единица социального поведения, «демонстрация» личностью своего отношения. Именно поступочный компонент является концентрированным выражением отношения, в нем в наибольшей степени оно проявляется. Совокупность показателей эмоционального, познавательного, практического и поступочного компонентов характеризует интенсивность отношения человека, то есть «силу» этого отношения. Интенсивность показывает, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение к школе. Методика предусматривает диагностику отношения к четырем основным структурным элементам, составляющим смысловое содержание понятия «школа», отношение к каждому из которых может быть различным: 1) педагоги, 2) школьники, 3) помещение и оборудование, 4) образовательный процесс. Результаты, полученные с помощью данной методики, позволяют целенаправленно вести работу по формированию позитивного отношения к школе всех субъектов образовательного процесса. Результаты мониторинга отношения к школе (в баллах)
Категория субъектов образовательного процесса Компонент отношения Субъективное отношение К учащимся К учителям К образовательному процессу К помещению и оборудованию учащиеся Эмоциональный + 1,6 1,9 1,2 1,3 Эмоциональный - 1,3 1,1 2,1 1,5 Познавательный 1,1 1,6 0,7 0,9 Практический 2,2 1,7 0,9 1,3 Поступочный 1,3 1,0 0,8 1,4 педагоги Эмоциональный + 2,6 2,3 1,4 1,8 Эмоциональный - 0,7 0,4 1,3 1,0 Познавательный 2,1 1,5 2,3 2,0 Практический 1,7 1,5 2,1 2,2 Поступочный 1,5 1,1 1,8 1.9 родители Эмоциональный + 1,8 1,7 1,9 1,5 Эмоциональный - 1,3 1,0 1,8 1,9 Познавательный 0,8 1,2 1,3 0,7 Практический 0,2 0,9 0,2 0,3 Поступочный 0,1 0,3 0,2 0,4 Категория субъектов образовательного процесса Компонент отношения Субъективное отношение Общий балл Эмоциональный + 4,9 Эмоциональный - 2,8 Познавательный 2,7
учащиеся Практический 4,0 Поступочный 3,1 педагоги Эмоциональный + 4,6 Эмоциональный - 3,5 Познавательный 3,5 Практический 5,6 Поступочный 4,5 родители Эмоциональный + 4,9 Эмоциональный - 2,8 Познавательный 2,3 Практический 2,7 Поступочный 2,6 Отношение к школе у учащихся сформировано на среднем уровне: познавательный и поступочный компоненты — ниже среднего (2,7 и 3,1), практический и эмоциональный — на среднем уровне (4,0) и (4,9) соответственно. Ведущим компонентом отношения является эмоциональный: значимо при p<0,01 превышает познавательный и поступочный и при p<0,05 — практический. Следует отметить, что наиболее отрицательно и наименее положительно учащиеся относятся к образовательному процессу. Наиболее интенсивно проявляется отношение к учителям и образовательному процессу, а другие учащиеся, помещение и оборудование охвачены отношением значительно меньше, то есть основную роль в школьном мире учащихся играют учителя и образовательный процесс. При этом основное значение в отношении и к учителям и к образовательному процессу играет эмоциональный компонент. На основе проведенного исследования можно подвести следующие
итоги:
1. В наибольшей степени качество образовательной среды связано с различными подструктурами отношения к школе у учащихся, а в наименьшей — у родителей. 2. В наибольшей степени с качеством образовательной среды связана степень сформированности эмоционального и практического компонентов, в наименьшей — поступочного. 3. Отношение учителей к коллегам и учащихся к сверстникам не связано с качеством образовательной среды и, вероятно, детерминировано другими факторами. 4. Во всех выборках качество образовательной среды имеет высоко значимую корреляцию с интенсивностью отношения к школе в целом, что говорит о ее устойчивости и достоверности.
5. Система корреляционных связей между качеством образовательной среды и степенью сформированности различных подструктур отношения к школе в целом достаточно полно согласуется с типом отношения к школе. И сделать следующие
выводы:
1. Особенности отношения к школе учащихся, педагогов и родителей обусловлены их ролевыми позициями как субъектов образовательной деятельности. Анализ экспериментальных данных свидетельствует, что отношение к школе педагогов может быть охарактеризовано как когерентное, эмоционально-практическое, с ориентацией на учащихся и коллег, средней степени интенсивности. Полученные данные позволяют охарактеризовать отношение к школе учащихся средних и старших классов как менее когерентное, эмоциональное, с ориентацией на образовательный процесс (в ряде случаев на учителей и сверстников), средней степени интенсивности. Отношение к школе родителей отличается некогерентностью, доминированием эмоционального компонента и ориентированностью, преимущественно, на педагогов и образовательный процесс, при низкой степени интенсивности. У всех категорий участников образовательного процесса доминирующую роль играет эмоциональный компонент отношения к школе. Таким образом, получила подтверждение гипотеза о наличии специфических особенностей отношения к школе у различных категорий участников образовательного процесса. 2. Интенсивность отношения к школе всех субъектов образовательного процесса имеет высокую степень корреляции с качеством школьной образовательной среды. В наибольшей степени с качеством образовательной среды связана степень сформированности эмоционального и практического компонентов отношения к школе, в наименьшей - поступочного. Полученные данные свидетельствуют, что наибольшее влияние качество образовательной среды оказывает на формирование субъективного отношения к школе у учащихся. Таким образом, получила подтверждение гипотеза о возможности рассмотрения субъективного отношения к школе участников образовательного процесса как критерия качества школьной образовательной среды. 3. Проведенный теоретический анализ и полученные эмпирические данные показывают, что диагностика отношения к школе различных субъектов образовательного процесса является важной составляющей гуманитарной психолого-педагогической экспертизы школы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к мониторингу школьного образования.
Зам.директора по УВР О.О.Старостина


В раздел образования