Автор: Старостина Ольга Олеговна Должность: замиститель директора по УВР, учитель биологии и химии Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 Населённый пункт: г.Александровск-Сахалинский, Сахалинская область Наименование материала: статья Тема: "Анализ качества образовательной среды в школе" Раздел: среднее образование
Анализ качества образовательной среды в МБОУ СОШ № 1
г.Александровск-Сахалинского (методика В.А.Ясвина)
Май 2014 г.
В настоящее время гуманизация образования выступает в качестве одного из главных
принципов развития современной школы.
В МБОУ СОШ № 1 г.Александровск-Сахалинского, в рамках работы областной
инновационной площадки «Родители как общественные эксперты качества образования»,
было проведено комплексное исследование анализа субъективных отношений участников
образовательного
процесса.
Диагностика
отношения
к
школе
учащихся,
педагогов
и
родителей позволяет расширить потенциал гуманитарной экспертизы в образовании.
Цель
исследования
заключается
в
выявлении
особенностей
субъективного
отношения
к
школе
различных
категорий
участников
образовательного
процесса
(учащихся, педагогов и родителей), а также в установлении характера влияния качества
школьной
образовательной
среды
на
структурно-динамические
характеристики
этого
отношения.
Объектом
исследования
является
субъективное
отношение
к
школе
участников
образовательного процесса.
Предметом
исследования
являются
структурно-динамические
особенности
субъективного отношения к школе в зависимости, как от ролевой позиции участников
образовательного процесса, так и от качества самой школьной образовательной среды.
Гипотеза
исследования
заключалась
в
предположении
о
том,
что,
различные
категории
субъектов
образовательного
процесса
обладают
специфическими
особенностями
отношения
к
школе,
обусловливающими
различные
требования
к
организации образовательной среды, а характер отношения к школе учащихся, педагогов и
родителей может служить критерием качества школьной образовательной среды.
Задачи исследования:
1.
Провести
структурно-содержательный
анализ
понятия
«образовательная
среда
школы».
2.
Апробировать методику психологической диагностики субъективного отношения к
школе В.А.Ясвина.
3.
Проанализировать особенности субъективного отношения к школе в зависимости
от ролевой позиции участников образовательного процесса.
4.
Выявить
характер
влияния
качества
школьной
образовательной
среды
на
субъективное отношение к школе.
Исследования
проводились
с
помощью
методики
диагностики
субъективного
отношения к школе и методики психолого-педагогической экспертизы образовательной
среды
(В.А.
Ясвин).
При
анализе
и
обобщении
экспериментальных
результатов
использовались методы статистической обработки данных.
В
основе
теоретического
конструкта
методики
психологической
диагностики
субъективного отношения к школе лежит понимание того, что процесс развития этого
отношения связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познавательную
сферы людей, касаются осуществляемой ими практической деятельности и — самое
главное — совершаемых поступков. Соответственно, выделяются четыре компонента
отношения: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.
Эмоциональный компонент отношения характеризует это отношение, прежде всего
по шкале «нравится — не нравится». Эмоциональный компонент связан с оценочными
суждениями, предпочтениями и чувствами человека. Этот компонент характеризует, в
частности, степень устойчивости человека к влиянию различных негативных стереотипов,
слухов и мифов о школе.
Познавательный
компонент отношения
характеризует
изменения
в
мотивации
и
направленности познавательной активности человека. Уровень развития когнитивного
компонента
отношения
отражает
степень
интереса
к
жизни
школы.
Эти
изменения
выражаются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать,
искать и перерабатывать информацию о данной школе.
При
низком
уровне
сформированности
познавательного
компонента
человек
игнорирует и даже отвергает поступающую к нему информацию, связанную со школой.
При среднем уровне человек готов лишь перерабатывать поступающую информацию, его
активность
не
выходит
за
рамки,
задаваемые
ситуацией,
хотя
он
является
к
этой
информации восприимчивым, «неравнодушным», в чем и проявляется его отношение. При
высоком уровне человек сам стремится искать информацию, связанную с данной школой,
осознанно организует свою соответствующую познавательную деятельность.
Практический
компонент отношения
характеризует
готовность
и
стремление
к
практической деятельности, связанной со школой.
Если человек в своей практической деятельности мало связан с данной школой или
связан с ней формально, но психологически не включен во взаимодействие, то можно
констатировать
низкий
уровень
практического
компонента
отношения.
При
среднем
уровне человек взаимодействует со школой пассивно, включается в школьную жизнь
только
по
необходимости,
не
проявляя
собственной
инициативы.
Наконец,
высокий
уровень
развития
практического
компонента
отношения
характеризует ся
сверхнормативной активностью в общении и деятельности, связанными со школой.
Поступочный
компонент характеризует
активность
личности,
направленную
на
изменение
окружения
в
соответствии
со
своим
отношением
к
данной
школе.
Эта
активность всегда носит сверхнормативный характер и может быть направлена как на
саму школу, так и на формирование у других людей соответствующего отношения к школе
(позитивного или негативного в зависимости от собственного эмоционального вектора).
Поступок — это всегда единица социального поведения, «демонстрация» личностью
своего
отношения.
Именно
поступочный
компонент
является
концентрированным
выражением отношения, в нем в наибольшей степени оно проявляется.
Совокупность
показателей
эмоционального,
познавательного,
практического
и
поступочного компонентов характеризует интенсивность отношения человека, то есть
«силу» этого отношения. Интенсивность показывает, в каких сферах и в какой степени
проявляется отношение к школе.
Методика
предусматривает
диагностику
отношения
к
четырем
основным
структурным
элементам,
составляющим
смысловое содержание
понятия «школа»,
отношение к каждому из которых может быть различным:
1) педагоги,
2) школьники,
3) помещение и оборудование,
4) образовательный процесс.
Результаты, полученные с помощью данной методики, позволяют целенаправленно
вести
работу
по
формированию
позитивного
отношения
к
школе
всех
субъектов
образовательного процесса.
Результаты мониторинга отношения к школе (в баллах)
Категория субъектов
образовательного процесса
Компонент
отношения
Субъективное отношение
К учащимся
К учителям
К
образовательному
процессу
К помещению
и
оборудованию
учащиеся
Эмоциональный +
1,6
1,9
1,2
1,3
Эмоциональный -
1,3
1,1
2,1
1,5
Познавательный
1,1
1,6
0,7
0,9
Практический
2,2
1,7
0,9
1,3
Поступочный
1,3
1,0
0,8
1,4
педагоги
Эмоциональный +
2,6
2,3
1,4
1,8
Эмоциональный -
0,7
0,4
1,3
1,0
Познавательный
2,1
1,5
2,3
2,0
Практический
1,7
1,5
2,1
2,2
Поступочный
1,5
1,1
1,8
1.9
родители
Эмоциональный +
1,8
1,7
1,9
1,5
Эмоциональный -
1,3
1,0
1,8
1,9
Познавательный
0,8
1,2
1,3
0,7
Практический
0,2
0,9
0,2
0,3
Поступочный
0,1
0,3
0,2
0,4
Категория субъектов
образовательного процесса
Компонент
отношения
Субъективное отношение
Общий балл
Эмоциональный +
4,9
Эмоциональный -
2,8
Познавательный
2,7
учащиеся
Практический
4,0
Поступочный
3,1
педагоги
Эмоциональный +
4,6
Эмоциональный -
3,5
Познавательный
3,5
Практический
5,6
Поступочный
4,5
родители
Эмоциональный +
4,9
Эмоциональный -
2,8
Познавательный
2,3
Практический
2,7
Поступочный
2,6
Отношение к школе у учащихся сформировано на среднем уровне: познавательный и
поступочный компоненты — ниже среднего (2,7 и 3,1), практический и эмоциональный —
на
среднем
уровне
(4,0)
и
(4,9)
соответственно.
Ведущим
компонентом
отношения
является эмоциональный: значимо при p<0,01 превышает познавательный и поступочный
и при p<0,05 — практический. Следует отметить, что наиболее отрицательно и наименее
положительно учащиеся относятся к образовательному процессу. Наиболее интенсивно
проявляется отношение к учителям и образовательному процессу, а другие учащиеся,
помещение и оборудование охвачены отношением значительно меньше, то есть основную
роль в школьном мире учащихся играют учителя и образовательный процесс. При этом
основное значение в отношении и к учителям и к образовательному процессу играет
эмоциональный компонент.
На основе проведенного исследования можно подвести следующие итоги:
1.
В
наибольшей
степени
качество
образовательной
среды
связано
с
различными
подструктурами отношения к школе у учащихся, а в наименьшей — у родителей.
2.
В
наибольшей
степени
с
качеством
образовательной
среды
связана
степень
сформированности эмоционального и практического компонентов, в наименьшей —
поступочного.
3.
Отношение учителей к коллегам и учащихся к сверстникам не связано с качеством
образовательной среды и, вероятно, детерминировано другими факторами.
4.
Во
всех
выборках
качество
образовательной
среды
имеет
высоко
значимую
корреляцию
с
интенсивностью
отношения
к
школе
в
целом,
что
говорит
о
ее
устойчивости и достоверности.
5.
Система корреляционных связей между качеством образовательной среды и степенью
сформированности различных подструктур отношения к школе в целом достаточно
полно согласуется с типом отношения к школе.
И сделать следующие выводы:
1.
Особенности отношения к школе учащихся, педагогов и родителей обусловлены их
ролевыми
позициями
как
субъектов
образовательной
деятельности.
Анализ
экспериментальных данных свидетельствует, что отношение к школе педагогов может
быть охарактеризовано как когерентное, эмоционально-практическое, с ориентацией
на
учащихся
и
коллег,
средней
степени
интенсивности.
Полученные
данные
позволяют охарактеризовать отношение к школе учащихся средних и старших классов
как менее когерентное, эмоциональное, с ориентацией на образовательный процесс (в
ряде случаев на учителей и сверстников), средней степени интенсивности. Отношение
к школе родителей отличается некогерентностью, доминированием эмоционального
компонента
и
ориентированностью,
преимущественно,
на
педагогов
и
образовательный
процесс,
при
низкой
степени
интенсивности.
У
всех
категорий
участников образовательного процесса доминирующую роль играет эмоциональный
компонент отношения к школе. Таким образом, получила подтверждение гипотеза о
наличии специфических особенностей отношения к школе у различных категорий
участников образовательного процесса.
2.
Интенсивность отношения к школе всех субъектов образовательного процесса имеет
высокую
степень
корреляции
с
качеством
школьной
образовательной
среды.
В
наибольшей
степени
с
качеством
образовательной
среды
связана
степень
сформированности эмоционального и практического компонентов отношения к школе,
в наименьшей - поступочного. Полученные данные свидетельствуют, что наибольшее
влияние качество образовательной среды оказывает на формирование субъективного
отношения к школе у учащихся. Таким образом, получила подтверждение гипотеза о
возможности
рассмотрения
субъективного
отношения
к
школе
участников
образовательного процесса как критерия качества школьной образовательной среды.
3.
Проведенный теоретический анализ и полученные эмпирические данные показывают,
что диагностика отношения к школе различных субъектов образовательного процесса
является важной составляющей гуманитарной психолого-педагогической экспертизы
школы
в
соответствии
с
современными
требованиями,
предъявляемыми
к
мониторингу школьного образования.
Зам.директора по УВР О.О.Старостина