" Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания иностранного языка с использованием эффективных технологий"
Автор: Михня Татьяна Николаевна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: МБОУ "Кривошеинская СОШ имени Героя Советского Союза Ф.М.Зинченко" Населённый пункт: с.Кривошеино Томская одласть Наименование материала: статья Тема: " Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания иностранного языка с использованием эффективных технологий" Раздел: полное образование
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кривошеинская средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М.Зинченко»
Томской области
СТАТЬЯ
« РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В
ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Участник межрегиональной научно-практической конференции «Роль гуманитарных и
общепрофессиональных дисциплин в рамках внедрения ФГОС и повышения качества
подготовки специалистов»
Автор работы:
учитель
немецкого языка
Михня
Татьяна
Николаевна
с. Кривошеино – 2016
« РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Т. Н. Михня – учитель немецкого языка
Современному
государству
необходима
компетентная
личность,
человек способный адаптироваться в современном мире, найти себя и быть
нужным обществу. И какой это будет человек – во многом будет зависеть от
того, кто заложит азы компетентности.
В
настоящее
время
компетентностный
подход
в
обучении
рассматривается как самостоятельные универсальные составляющие любой
профессиональной деятельности, влияющие на её успешную реализацию.
Сегодня компетенции занимают ведущее место в образовании.
Большим
потенциалом
для
формирования
ключевых
компетенций
обладают иностранные языки. Основу их содержания составляют формы
практической деятельности человека.
Перечень ключевых компетенций определён на основе структурного
представления
социального
опыта
и
опыта
личности,
а
также
основных
видов
деятельности
обучающихся
применительно
к
развитию
их
самообразования.
Ключевые компетенции относятся к общему содержанию образования
и
предполагают
формирование
способностей
у
учащегося
находить
и
применять
нужную
информацию;
работать
в
команде;
быть
готовым
к
постоянному обучению.
Формировать ключевые компетенции, по моему мнению, можно путём
применения
в
педагогической
практике
эффективных
технологий.
В
настоящее время использование современных образовательных технологий,
обеспечивающих личностное развитие обучающихся, можно рассматривать
как ключевое условие для успешного развития компетенций.
Однако
важным
пунктом
в
решение
вопроса
реализации
компетентностного подхода, необходимо считать не только какими методами
и
стратегиями
будет
руководствоваться
преподаватель,
но
и
его
личная
компетентность в преподавание.
Так каков же идеальный тип учителя современности?
Это
самостоятельный
человек,
предприимчивый,
ответственный,
коммуникабельный,
толерантный,
способный
видеть
и
решать
проблемы
автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться всему
новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других
находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.. Все
перечисленные свойства и качества универсальны и необходимы в принципе
любому человеку в любой профессиональной деятельности.
Учитель иностранного языка помимо владения иностранным языком на
достаточно
высоком
практическом
и
теоретическом
уровне
должен
быть
самостоятельным
в
выборе
модели
обучения;
быть
творческим
в
плане
выбора стратегии обучения осведомлённым и хорошо ориентирующимся в
существующей учебной и методической литературе по специальности. В
профессиональной деятельности учителю иностранного языка необходима
ещё и гибкость в использование разных методических приёмов.
Придя работать в образовательное учреждение, я столкнулась с целым
рядом проблем и трудностей. Ставший почти риторическим вопрос «Зачем
мне
этот
немецкий?»
-
заставил
меня
серьёзно
задуматься
над
тем,
как
привить любовь к немецкому языку и повысить мотивацию к его изучению.
Посещая уроки коллег, различные семинары и конференции, знакомясь с
методической
литературой,
я
пришла
к
выводу,
что
необходима
система
методов и приёмов, которые увеличивали бы эффективность урока, создавали
условия для самореализации личности и в тоже время давали возможность
применение языковых знаний.
Организуя учебную деятельность важно помнить, что каждый из ребят,
сидящих
на
уроке
–
личность,
обладающая
различными
способностями.
Задача преподавателя – руководить деятельностью обучающихся, чтобы они
могли
проявлять
свои
дарования,
способствовать
развитию
творческих
способностей,
максимально
вовлечь
обучающихся
в
процесс
познания
окружающего
мира,
способствовать
формированию
познавательного
интереса к изучаемой дисциплине.
Так,
в
своей
работе
я
систематизировала
различные
формы
деятельности, которые, я использую на уроках и во внеурочное время для
развития
творческих
способностей
и
коммуникативной
компетенции
учащихся.
Организуя деятельность учащихся на уроке, я выбираю такие формы и
приёмы
работы,
которые
обеспечивают
максимальную
включённость
в
учебный процесс.
В последние годы слово «инновация» стало употребляться практически
во
всех
программах
развития
общества,
во
всех
сферах
деятельности
человека.
Уже на протяжении шести лет я применяю в своей педагогической
деятельности приёмы технологии «Развитие критического мышления через
чтение и письмо.
Задачи, которые я перед собой ставлю, при использовании приёмов
данной технологии, заключается в том, чтобы:
привлечь внимание обучающихся к изучению иностранного языка;
воспитать разносторонне развитую личность ;
раскрыть творческие способности каждого обучающегося.
Критическое мышление это подход в обучении, ориентированный на
развитие
самостоятельной
творчески
мыслящей
личности,
на
самореализацию «я» обучающегося, на развитие творческого потенциала,
чтобы
он
смог
применить
полученные
знания
и
легко
адаптироваться
в
окружающем мире.
Используя
на
своих
уроках
немецкого
языка
некоторые
приёмы
формирования критического мышления, я и мои ученики получаем огромное
удовольствие, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи,
используют свои знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни,
учатся формулировать собственное мнение, творят.
Работа в группах развивает такие качества как
доброжелательность,
ответственность
каждого
и
чувство
коллективной
ответственности,
сотрудничество,
умение
выслушать
друг
друга,
отстаивать
свою
точку
зрения.
Если
говорить
о
конкретных
приёмах
технологии
«Развитие
критического мышления через чтение и письмо», то в своей деятельности
систематически использую такие приём как «кластер» и «синквейн».
«Кластер» в методике преподавания иностранного языка именуется как
«Ассоциация» и имеет широкое применение. «Ассоциация – это обучающая
стратегия,
побуждающая
к
размышлению,
к
желанию
высказать
своё
сложившееся
мнение
по
предложенной
теме.
Такой
приём
работы
способствует
накоплению
словарного
запаса,
помогает
лучше
понять
и
усвоить грамматические явления, развивает коммуникативное умение.
Работа с стратегией «Синквейн» - направлена на творческое развитие
обучающегося, заставляет его самостоятельно мыслить, творить.
Работая по технологии РКМЧП с обучающимися у меня «родились»
новые идеи. Я реализую их на уроках своего предмета и во внеклассной
работе.
Я нашла для своей педагогической деятельности иные приёмы, которые
по моим соображениям способствуют развитию критического и творческого
мышления. Это «Художественный перевод» и «Стихосложение»
Позже, в материалах журнала «Иностранные языки в школе» мне
удалось найти подтверждение своим мыслям. Один из преподавателей
английского языка также активно применяет «Художественный перевод» и
«Стихосложение»
Работа
с
поэтическими
произведениями,
развивает
творческие
способности, обогащает духовный мир, прививает чуткость к поэтическому
слову, радует и изумляет яркостью и музыкальностью языка, учат видеть и
ценить красоту.
Поэзия
даёт
импульс
творческому
мышлению
и
воображению
обучающихся
и
обладает
огромным
потенциалом
эмоционального
воздействия.
«Художественный
перевод»
и
«Стихосложение»
делают
занятия
ино странным
языком
более
содержательными,
м от и ва ц и о н н о
направленными.
Таким образом, развивая критическое мышление, используя названые
выше приёмы (стратегии) способствуют:
коммуникативно
–
психологической
адаптации
к
новому
языковом
миру, отличного от мира родного языка;
преодолению
в
дальнейшем
психологических
барьеров
в
использование иностранного языка как средства коммуникации.
Также, в своей работе я широко использую метод исследования.
Под
исследовательской
деятельностью
понимается
деятельность
обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с
заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов,
характерных для исследования
В
результате
использований
в
своей
педагогической
деятельности
метода
исследования,
я
добилась
следующих
результатов:
постановку
проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практического
овладения
ими,
сбор
собственного
материала,
его
анализ
и
обобщение,
собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая
ц е п оч ка
я вл е н и й
я вл я е т с я
н е от ъе м л е м о й
п р и н а д л е ж н о с т ь ю
исследовательской деятельности, нормой её проведения.
Исследовательская
деятельность
направлена
на
реализацию
учебно-
воспитательного процесса в более индивидуализированном в дополнительно
вводимой
предметной
области.
В
современных
условиях,
когда
актуален
вопрос
о
снижении
учебной
нагрузки
детей,
значение
термина
«исследовательская
деятельность
приобретает
несколько
иное
значение.
Сейчас
всё
чаще
исследовательскую
деятельность
рассматривают
как
инструмент повышения качества образования.
Главным
результатом
исследовательской
деятельности
является
интеллектуальный продукт. Необходимо подчеркнуть самоценность
достижения истины в исследование как его главного продукта.
Нельзя
не
отметить,
что
очень
важное
место
на
моих
занятиях
занимают ролевые игры.
Игра это один из стимулов к овладению языком.
Ролевые игры носят развивающий характер на уроках немецкого языка.
Такую форму работы можно применять при изучении разных тем. Ребята в
форме диалогической речи могут обсудить сложившуюся ситуацию. Ролевая
игра способствует развитию не только коммуникативных
умений, но и
использоваться как метод тренировки навыков аудирования.
Ролевая игра
очень эффективна для лучшего усвоения лексического
материала,
для
тренировки
грамматически
правильно
построенного
предложения.
Она
позволяет
учащимся
максимально
погрузиться
в
естественную языковую среду.
Я
также
использую
возможности
компьютера,
интерактивной
доски.
Стараюсь
в
последние
годы
всё
чаще
использовать
презентации
на
своих
уроках. Создавая презентации, я ставлю перед собой следующие цели:
дифференцировать урок, давая возможность обучающимся с
различными интересами и способностями выбрать нужный материал;
активизировать познавательную деятельность обучающихся – получить
как можно больше информации за меньшее время;
расширить
кругозор
обучающихся,
используя
материал
из
разных
источников информации.
Большое внимание в своей работе я как преподаватель немецкого языка
всегда уделяю внеурочной деятельности обучающихся по моему предмету.
В создание своей системы внеклассной работы я учитывала некоторые
факторы:
возрастные особенности и возможности обучающихся;
уровень подготовки по предмету;
индивидуальные способности;
интересы;
Считаю своими важными задачами в организации внеклассной работы:
стимулировать интерес обучающихся к изучаемому предмету;
расширить навыки во владении иноязычной коммуникативной
деятельностью;
способствовать всестороннему развитию личности;
В заключении хотелось бы отметить, что вся моя методическая система
направлена на повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности
через
реализацию
компетентностного
подхода
с
применение
эффективных
технологий и носит личностно ориентированный характер.
Список использованной литературы:
1.
Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода //
Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе:
проблемы,
задачи,
перспективы».
-
М.:
Исследовательский
центр
проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2.
Байденко
В.И.
Компетенции
в
профессиональном
образовании
(к
освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России
2006.
3.
Болотов
В.А.,
Сериков
В.В.
Компетентностная
модель:
от
идеи
к
образовательной программе/Педагогика. № 10. 2007.
4.
Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского
школьника?, 2006.
5.
Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся / В. Зайцев
// Сельская школа. - 2009.
6.
Мильруд Р.П. Компетентность и иноязычное образование // Сборник
научных
статей
Таганрогского
государственного
радиотехнического
университета. Таганрог, 2004.