Автор: Гришанина Людмила Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Лицей №1561 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: Конспект Тема: Знакомство со скульптурой Раздел: дошкольное образование
«Знакомство детей со скульптурой»
Цель: Сформировать у детей представление о скульптуре, как одном из
жанров изобразительного искусства.
Задачи:
1. Знакомить детей с видами скульптуры, с профессией скульптор.
2. Знакомить детей из каких материалов бывают скульптуры.
3. Развивать внимание, познавательный интерес.
4. Закрепить знание русских народных сказок.
5. Развивать мелкую моторику.
6. Учить передавать в лепке особенности сказочного образа.
Ход занятия:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, смотрите, к нам в сад пришло письмо. На нем
написано: «Детям группы Ромашка». Значит нам. Давайте посмотрим, кто
нам пишет. Ой, смотрите, да это наш старый знакомый, Незнайка, он
приглашает нас посетить музей. Ребята, а кто-нибудь из вас был в музее?
ДЕТИ: Да!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А в каких музеях вы были?
ДЕТИ: - Музей Дарвина;
- Палеонтологический музей; (там, где динозавры)
- Музее воздушных шаров;
-На Бородинской панораме.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Как много музеев вы посетили. А Незнайка
приглашает нас в музей скульптуры. Вы знаете, что такое скульптура?
ДЕТИ: Да (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Но чтобы окончательно понять, что же такое
скульптура? Давайте вспомним, чем отличаются геометрические фигуры от
геометрических тел.
ДЕТИ: Геометрические фигуры плоские, а тела – объемные.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Если мы посмотрим на геометрическое тело с
разных сторон, то мы каждый раз увидим какую-нибудь фигуру, а если на
геометрическую фигуру посмотрим сбоку, то увидим лишь тонкую полоску.
Так и скульптура отличается от рисунка тем, что она имеет объем и какой бы
стороной мы ее не повернули, мы всегда будем ее видеть.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто изготавливает скульптуру?
ДЕТИ: Человек
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. А профессия этого человека называется–
скульптор. (слайд №1)
Скульптуры очень разнообразны. Где их можно увидеть?
ДЕТИ: - На улице, в музее, в доме, в метро, даже у нас на участке (паровозик)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, скульптуры ставятся как в помещении, так и на улице
(слайд №2). А какие они бывают по размеру?
ДЕТИ: Большие и маленькие
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно (слайд №3). А чьи скульптуры мы можем
увидеть?
ДЕТИ: - Людей, Животных, Птиц, Сказочных персонажей (слайд №4)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Еще есть скульптуры с изображением человека в полный
рост или бывает, что скульптор валяет только голову. (слайд №5) А из каких
материалов изготовлены скульптуры, которые мы с вами только что
посмотрели?
ДЕТИ: - Металл
- Глина
- Камень
- Стекло
-Дерево.
ВОСПИТАТЕЛЬ:-На нашей с вами площадке есть какие-нибудь скульптуры?
ДЕТИ: -Да, паровозик!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Но еще скульптуры можно изготавливать из
песка и льда (слайд №6). Вы видели где-нибудь такие?
ДЕТИ: Да
ВОСПИТАТЕЛЬ: А где?
ДЕТИ: В парке «Сокольники», на ВДНХа.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А из чего там скульптуры?
ДЕТИ: Изо льда
ВОСПИТАТЕЛЬ: А в какое время года можно увидеть скульптуры из льда?
ДЕТИ: Зимой!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А почему только зимой?
ДЕТИ: Потому что летом тепло, и они растают.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Вот мы с вами и познакомились со скульптурой.
А теперь давайте посмотрим на скульптуры в нашем музее. Ребята, а как
нужно вести себя в музее?
ДЕТИ: - Тихо
- Нельзя трогать предметы руками
- Можно только рассматривать
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте посмотрим, какие же скульптуры у нас здесь
выставлены.
ДЕТИ: - Людей
- Животных
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как называются эти расписные игрушки?
ДЕТИ: Дымка.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот эти скульптуры, раскрашенные сине-голубой
краской, откуда?
ДЕТИ: Из Гжели
ВОСПИТАТЕЛЬ: А из чего они сделаны?
ДЕТИ: Из глины.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Тоже из глины. Только из белой.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Все вы знаете. Посмотрите, а что за скульпторы
изображены на картинках?
ДЕТИ: Это фигурки из сказок.
ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы догадались, что они из сказок?
ДЕТИ: - Животные в одежде
- Ходят на двух лапах
- Есть сказочные животные, которых нет на самом деле (жар-птица)
ВОСПИТАТЕЛЬ: А из чего сделаны эти скульптуры?
ДЕТИ: Из фарфора
ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите внимательно на скульптуры. Можно ли
сказать, что скульптор изобразил героев сказок в движении?
ДЕТИ: Можно
ВОСПИТАТЕЛЬ: А почему вы видите героев движущимися?
ДЕТИ: - У лисы широко расставлены лапы, она бежит
- Жар-птица взмахнула крыльями, пыталась вырваться от Ивана
- Сивка-бурка встала на дыбы, а Иван присел, чтобы ее удержать.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок, а вы угадаете их
и скажите где скульптура из этой сказки:
- Дед бил, бил –
Не разбил
Баба била – била
Не разбила (Курочка Ряба)
- Подарю тебе конька
Ростом только два вершка
Двух коней, коль хошь, продай,
Но конька не отдавай
На земле и под водой
Будет верный друг он твой (Конек-горбунок)
- Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под
окошко и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку. (Петушок золотой гребешок)
- Жили-были муж с женой. Была у них дочка и сынок маленький. Старшие
ушли, а девочка посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на
улицу, заигралась, загулялась, про братца забыла (Гуси-лебеди)
- Жил в одной деревне ленивый Емеля. Понадобилось как-то в дом воды
принести. Пошел Емеля к проруби, зачерпнул воды, а там – щука. (По
щучьему веленью)
- Выйди в чистое поле и крикни: «Сивка – бурка вещая каурка, стань передо
мной, как лист перед травой!» (Сивка – бурка)
- Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка. Вот идут они по
широкой дороге и захотелось Иванушке пить. Стоит у дороги коровье
копытце, полно водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
- Однажды Джузеппе принес Карло полено и сказал: «Вырежь из него куклу,
научи ее петь и танцевать, будет тебе славный помощник» (Буратино)
Дети отгадывают из каких сказок эти отрывки и находят соответствующие
скульптуры.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Все сказки вы узнали, а также нашли героев из
них.
Скажите, а мы с вами превращаемся иногда в скульпторов?
ДЕТИ: Да!
ВОСПИТАТЕЛЬ: А когда?
ДЕТИ: Когда лепим из пластилина, глины, соленого теста.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Давайте теперь вернемся в группу. И
превратимся в скульпторов. И попробуем слепить из глины скульптуру
народной игрушки - барыню.
Дети совместно с воспитателем лепят скульптуру народной игрушки-барыни.
После занятия организуется мини-музей в группе, который открыт для
посещения родителей.