Автор: Носова Наталья Андреевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Д/с № 72" Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край Наименование материала: статья Тема: "Компьютер – помощник воспитателя" Раздел: дошкольное образование
Носова Н.А.,
Воспитатель
МБДОУ «Д/с № 72»
г. Бийска Алтайского края
«Компьютер – помощник воспитателя»
Аннотация
В статье говорится о том, что в детском саду представить себе работу без компьютера
невозможно. Основная масса педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает
для себя все новые и новые возможности этого «чуда техники». Новые информационные
технологии мы применяем в непосредственно образовательной деятельности.
Мы,
педагоги-дошкольники,
идём
в
ногу
со
временем,
становимся
для
ребёнка
проводником в мир новых технологий и формируем основы информационной культуры
личности ребёнка, опираясь на главный принцип «не навреди».
Ключевые слова:
Компьютер, новые информационные технологии, компакт - диски, интернет, монитор,
принтер.
Происходящие
изменения
в
системе
образования
обусловлены
объективной
потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в
целом. Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе
прогрессивных технологий и новых программ, умело использовать инновации и новые
информационные технологии.
Компьютер уже давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в дошкольном
учреждении
представить
себе
работу
без
него
невозможно.
Основная
масса
педагогов,
являясь
уже
свободными
пользователями,
открывает
для
себя
все
новые
и
новые
возможности этого «чуда техники». При включении информационно – коммуникационных
технологий (ИКТ) в образовательный процесс повышается роль и ответственность педагога.
Я
считаю,
что
необходимо
владеть
технологиями
и
информацией,
иметь
новый
стиль
мышления, по-новому подходить к оценке возникающих проблем,
организации
своей
деятельности. Педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа – проектора,
компьютера, имеет выход в интернет, проводит занятия на основе компьютерных обучающих
программ,
имеет
возможность
интегрировать
аудиовизуальную
информацию,
представленную в различной форме (видеофильмы, анимация, слайды, музыка), стимулирует
непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в
динамике.
При использовании компьютера должны соблюдаться санитарно – эпидемиологические
требования (СанПиН 2.4.1.2660-10, утв. постановлением Главного Гос. санитарного врача
России от 22.07.2010 №91).
Но информационно – коммуникационные технологии не следует рассматривать, как
способ или средство подавления или вытеснения других видов деятельности. ИКТ не следует
применять
в
ущерб
занятиям
на
свежем
воздухе
или
в
помещении,
способствующим
развитию
основных
моторных
навыков.
Содержание
и
организация
образовательного
процесса для детей дошкольного возраста направлены на:
формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность;
коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
В прошлом веке остались рукописные образовательные программы, годовые планы и
конспекты. Многие педагоги ДОУ уже освоили Приложения Microsoft Word и Excel. Но даже
тех
возможностей,
которые
данные
программы
могут
предложить,
иногда
бывает
недостаточно. Ведь практические материалы нужно не только отпечатать или обобщить в
таблицах, чаще всего их необходимо оформить для представления на очередном конкурсе,
выставке, круглом столе, методическом объединении. В этом случае нам на помощь приходит
еще
одно
приложение
Microsoft
Office
–
программа
составления
мультимедийных
презентаций в Power Point .
Презентации
в Power Point - современный интерактивный способ представления и
хранения информации. Программа доступна для освоения и дальнейшей работы с ней. Она
дает возможность постоянно дополнять и обновлять информацию, экономит пространство
при
архивации
и
хранении
практических
материалов,
а
также
позволяет
создавать
и
архивировать практические материалы и документы на электронных носителях.
Все перечисленное выше можно отнести к «плюсам». Конечно же, есть и «минусы», но
их значительно меньше. Это временные затраты на создание презентаций и отсутствие
достаточного количества компьютеров в дошкольном учреждении для свободного доступа к
ним всех желающих педагогов.
Процесс
овладения
информационно-коммуникационными
технологиями
требует
человеческого
фактора.
Особенно
остро
эта
проблема
встаёт
на
дошкольной
ступени
образования. Ведь раннее детство - не только источник человеческой
одарённости, но и
период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая
практика реабилитации личности. Поэтому в жизнь детей дошкольного возраста вносить что-
то
новое
следует
с
особой
осторожностью.
«Помоги,
но
не
навреди!»
-
это
принцип,
которому
нужно
следовать,
внедряя
информационно-
коммуникационные
технологии
в
обучение детей.
Успех
ИКТ
педагогического
процесса
зависит
от
компетентности
специалистов,
используемых методов, качества применяемых средств.
Возникает вопрос: где, когда и как применять информационные технологии в работе
воспитателей дошкольных учреждений.
Ответ - новые информационные технологии можно и нужно применять в любом виде
деятельности дошкольников:
на занятиях фронтального типа;
на занятиях индивидуального типа;
на праздниках и развлечениях;
в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Всё чаще использую на занятиях аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает
мне работу, ведь недаром есть пословица «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».
Наглядный материал я могу приготовить в виде слайд-шоу или в виде презентации. Такой
приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в
привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и
долговременным.
Следовательно,
творческим
педагогам,
стремящимся
идти
в
ногу
со
временем,
необходимо
изучать
возможности
использования
и
внедрения
новых
ИКТ
в
свою
практическую
деятельность.
Использование
ИКТ
в
дошкольном
учреждении
позволяет
модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать
детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных
особенностей детей.
В
нашем
ДОУ
имеется
мультимедийная
установка,
компьютеры
и
ноутбуки
с
аудиоколонками для просмотра различных видео материалов.
Моя
работа
с
ИКТ
в
образовательном
процессе
ДОУ,
в
основном,
заключается
в
следующем:
подбор
иллюстративного
и
дополнительного
материала
для
образовательной
деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
обмен опытом;
знакомство с периодикой,
использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;
создание электронной почты, ведение сайта;
создание презентаций в программе Power Point.
Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет
образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого
иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким
образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть
способность
выполнять
определенные
действия
в
ответ
на
действия
ребенка,
и
мультимедийность
(от
английского
«multimedia»
–
многокомпонентная
среда),
то
есть,
возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также
воспроизводить звук и музыку. Мультимедийные
презентации я использовала на своих
таматических
занятиях:
«Земля
–
наш
дом»,
«Африка».
Мультимедийность
облегчает
процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и
динамичной,
«погрузить»
ребенка
в
определенную
обстановку,
создать
иллюзию
соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.
Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога,
а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как
при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Я применяю в своей практике готовые мультимедийные презентации в различных
образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Физическое
развитие», что позволяет мне:
• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств,
коммуникативных навыков.
• развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной дальнейшей
учёбы в начальной школе.
• развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического
мышления, эмоционально-волевой сферы.
Практика показывает, что при условии систематического использования мультимедийных
презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по
организации
образовательной
деятельности
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
значительно повышается.
Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в
мир новых технологий.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много
преимуществ, на которых следует остановиться:
дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как
они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
позволяют
увеличить
восприятие
материала
за
счет
увеличения
количества
иллюстративного материала;
позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во
взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
использование
мультимедийных
презентаций
обеспечивает
наглядность,
которая
способствует
восприятию
и
лучшему
запоминанию
материала,
что
очень
важно,
учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые
нельзя
или
сложно
показать
на
занятии
либо
увидеть
в
повседневной
жизни
(например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.)
занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает
детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет
самостоятельно или вместе с родителями;
высокая
динамика
занятия
способствует
эффективному
усвоению
материала,
развитию памяти, воображения, творчества детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения.
Как
показывает
практика,
без
информационных
технологий
уже
невозможно
представить себе современного образования. Использование ИКТ становится привычным
для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из
важных результатов инновационной работы в детском саду.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и
целесообразно
использовать
ИКТ
в
различных
видах
образовательной
деятельности.
Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она
должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с
использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная
техника
с
её
мультимедийными
возможностями.
Использование
информационных
технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным,
откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-
коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не
могут и не должны.
Литература:
1.
Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы [Текст]
/ Б. С. Гершунский. – М., 1987.
2.
Новоселова,
С.
Л.
Новая
информационная
технология
в
работе
с
дошкольниками.
Приемлема ли она? [Текст] / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное
воспитание. – 1989. - №9.
3.
Плужникова
Л.
Использование
компьютеров
в
образовательном
процессе
[Текст]
/Л.
Плужникова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.
4.
Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль
воспитателя
в
освоении
детьми
начальной
компьютерной
грамотности
[Текст]
//
Современное дошкольное образование. – 2011- №4. – 14с.
5.
Горвица Ю.М.Новые информационные технологии в дошкольном образовании. [Текст]
/Линка-пресс 1998