Напоминание

"Компьютер – помощник воспитателя"


Автор: Носова Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с № 72"
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Компьютер – помощник воспитателя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Носова Н.А., Воспитатель МБДОУ «Д/с № 72» г. Бийска Алтайского края
«Компьютер – помощник воспитателя»

Аннотация
В статье говорится о том, что в детском саду представить себе работу без компьютера невозможно. Основная масса педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности этого «чуда техники». Новые информационные технологии мы применяем в непосредственно образовательной деятельности. Мы, педагоги-дошкольники, идём в ногу со временем, становимся для ребёнка проводником в мир новых технологий и формируем основы информационной культуры личности ребёнка, опираясь на главный принцип «не навреди».
Ключевые слова:
Компьютер, новые информационные технологии, компакт - диски, интернет, монитор, принтер. Происходящие изменения в системе образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных технологий и новых программ, умело использовать инновации и новые информационные технологии. Компьютер уже давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в дошкольном учреждении представить себе работу без него невозможно. Основная масса педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности этого «чуда техники». При включении информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс повышается роль и ответственность педагога. Я считаю, что необходимо владеть технологиями и информацией, иметь новый стиль мышления, по-новому подходить к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности. Педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа – проектора, компьютера, имеет выход в интернет, проводит занятия на основе компьютерных обучающих программ, имеет возможность интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильмы, анимация, слайды, музыка), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. При использовании компьютера должны соблюдаться санитарно – эпидемиологические требования (СанПиН 2.4.1.2660-10, утв. постановлением Главного Гос. санитарного врача России от 22.07.2010 №91). Но информационно – коммуникационные технологии не следует рассматривать, как способ или средство подавления или вытеснения других видов деятельности. ИКТ не следует применять в ущерб занятиям на свежем воздухе или в помещении, способствующим развитию основных моторных навыков. Содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста направлены на:  формирование общей культуры,  развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;  формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;  коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. В прошлом веке остались рукописные образовательные программы, годовые планы и конспекты. Многие педагоги ДОУ уже освоили Приложения Microsoft Word и Excel. Но даже тех возможностей, которые данные программы могут предложить, иногда бывает
недостаточно. Ведь практические материалы нужно не только отпечатать или обобщить в таблицах, чаще всего их необходимо оформить для представления на очередном конкурсе, выставке, круглом столе, методическом объединении. В этом случае нам на помощь приходит еще одно приложение Microsoft Office – программа составления мультимедийных презентаций в Power Point
.
Презентации в Power Point - современный интерактивный способ представления и хранения информации. Программа доступна для освоения и дальнейшей работы с ней. Она дает возможность постоянно дополнять и обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранении практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях. Все перечисленное выше можно отнести к «плюсам». Конечно же, есть и «минусы», но их значительно меньше. Это временные затраты на создание презентаций и отсутствие достаточного количества компьютеров в дошкольном учреждении для свободного доступа к ним всех желающих педагогов. Процесс овладения информационно-коммуникационными технологиями требует человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встаёт на дошкольной ступени образования. Ведь раннее детство - не только источник человеческой одарённости, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. Поэтому в жизнь детей дошкольного возраста вносить что- то новое следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - это принцип, которому нужно следовать, внедряя информационно- коммуникационные технологии в обучение детей. Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых средств. Возникает вопрос: где, когда и как применять информационные технологии в работе воспитателей дошкольных учреждений. Ответ - новые информационные технологии можно и нужно применять в любом виде деятельности дошкольников:  на занятиях фронтального типа;  на занятиях индивидуального типа;  на праздниках и развлечениях;  в повседневной жизни и самостоятельной деятельности. Всё чаще использую на занятиях аудиозаписи или видеозаписи (DVD), это облегчает мне работу, ведь недаром есть пословица «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Наглядный материал я могу приготовить в виде слайд-шоу или в виде презентации. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. В нашем ДОУ имеется мультимедийная установка, компьютеры и ноутбуки с аудиоколонками для просмотра различных видео материалов. Моя работа с ИКТ в образовательном процессе ДОУ, в основном, заключается в следующем:  подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;  знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;  обмен опытом;
 знакомство с периодикой,  использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;  использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;  создание электронной почты, ведение сайта;  создание презентаций в программе Power Point. Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийные презентации я использовала на своих таматических занятиях: «Земля – наш дом», «Африка». Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя слишком часто использовать мультимедийные технологии, так как при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Я применяю в своей практике готовые мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет мне: • значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков. • развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной дальнейшей учёбы в начальной школе. • развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Практика показывает, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста значительно повышается. Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ, на которых следует остановиться:  дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;  позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;  позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;  использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;  одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;  с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.)  занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает
детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;  высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;  предоставляет возможность индивидуализации обучения. Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современного образования. Использование ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в детском саду. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно- коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Литература: 1. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы [Текст] / Б. С. Гершунский. – М., 1987. 2. Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлема ли она? [Текст] / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. – 1989. - №9. 3. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе [Текст] /Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. 4. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности [Текст] // Современное дошкольное образование. – 2011- №4. – 14с. 5. Горвица Ю.М.Новые информационные технологии в дошкольном образовании. [Текст] /Линка-пресс 1998


В раздел образования