Профессионализм педагогов во взаимодействии с родителями
Автор: Маханькова Ирина Геннадьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: НРМДОБУ"Д/с "Ёлочка" Населённый пункт: П.Юганская Обь, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: Профессионализм педагогов во взаимодействии с родителями Раздел: дошкольное образование
Профессионализм педагогов во взаимодействии с родителями - залог
полноценного развития детей
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ
профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей,
специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку.
Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного
климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения
между работниками сада и родителями не сложились.
К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны
"разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают
назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а
наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и
родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.
Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как
направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем
родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать
индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и
контактировать, активизировать и работать сообща.
Поэтому наши педагоги сложили свою философию взаимодействия ДОУ с
семьей. Она заключается в том, что вся работа педагога должна быть
направлена на интерес каждого конкретного родителя.
Преимущества такой философии взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы
и многочисленны:
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на
совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены,
что педагоги всегда помогут им в вопросах воспитания и сложных
педагогических ситуациях, будут учитывать мнения семьи и предложения по
взаимодействию с ребенком.
- Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, имея постоянный контакт с
семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их
при работе.
- Родители самостоятельно могут определить в дошкольном возрасте то
направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным,
следовательно, родители берут на себя ответственность за его воспитание.
- Это укрепление внутрисемейных связей, нахождение общих интересов и
занятий.
- Это единый подход в воспитании и развитии ребенка в ДОУ и семье.
При реализации нового подхода во взаимодействии с семьей удается
избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Педагоги ДОУ придерживаются основных принципов при организации
работы в рамках новых форм работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и
взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в
ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-
воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Конкретная помощь семьям в воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка.
Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьей давала
действенные результаты, способствовала повышению уровня ее
педагогической культуры и установлению единства в воспитании детей,
необходимо, чтобы работа велась целенаправленно, планомерно,
систематически; не менее важны конкретность и дифференцированный
подход на основе знания каждой семьи и ребенка. Большое значение имеет и
характер взаимоотношений воспитателя и других работников учреждения с
родителями.
Целенаправленность в работе с семьей заключается в том, чтобы
любое мероприятие было направлено на достижение определенной цели.
Планомерность и систематичность работы с семьей предполагает ее
непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем,
комплексный подход к формированию личности ребенка как процессу
всестороннего ее развития, единство и взаимодействие физического,
умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Педагогическое просвещение родителей наиболее действенно тогда,
когда оно носит конкретный характер. Воспитатели помогают родителям
понять, как следует семье применять общие теоретические и методические
положения, изложенные в докладах, лекциях, беседах и советах. Чтобы
давать родителям советы и рекомендации, воспитатель должен хорошо знать
возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, условия жизни
и воспитания в семьях. Оправдывают себя беседы с группой родителей,
которых объединяет что-то общее (например, наличие одного ребенка в
семье), встречи-беседы воспитателей с отцами, бабушками и дедушками;
отдельно собирают матерей, которые одни воспитывают своих детей.
Конкретизировать общие требования и рекомендации семье с учетом
возможностей, условий, уровня педагогической культуры родителей,
подходить к семьям воспитанников дифференцированно — таково одно из
условий успешной работы детского сада с семьей.
взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями.
должны быть доброжелательными и дружескими. Они основаны на
совпадении интересов семьи и дошкольного учреждения в полноценном
развитии детей. Если родители видят в воспитателе человека, лично
заинтересованного в судьбе их ребенка, они относятся к нему как к другу и
близкому им человеку, проникаются к нему доверием и уважением. Особенно
важен авторитет воспитателя в условиях проживания на малых территориях
– поселках, селах, деревнях.
Маханькова И.Г.,
старший воспитатель НРМДОБУ «Д/с «Ёлочка»,
п.Юганская Обь, 2017г
.