Автор: Герасимова Наталья Геннадьевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 Населённый пункт: РС(Я), г. Алдан Наименование материала: методическая разработка Тема: мастер - класс Раздел: полное образование
Мастер-класс
Учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №1 г.Алдана РС(Я)
Герасимовой Натальи Геннадьевны.
В наших руках, руках преподавателей есть возможность создать на
учебных занятиях такую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать
себя личностью. И мы можем сделать так, чтобы наши ученики стали
успешными в этой жизни.
Исходя из требований сегодняшнего времени, меняется подход к
современному уроку. Современный урок – это прежде всего урок на котором
учитель умело использует все возможности для развития личности. При
реализации системно-деятельностного подхода меняются функции
участников образовательного процесса: учитель – из вещателя и передатчика
информации становиться менеджером. Он управляет учебным процессом. А
ученик – это активный деятель. Учащиеся становятся активной личностью,
умеющие ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать
информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Эпиграфом к своему мастер-классу я взяла слова британского политика
У.Уорда:
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.»
Цель:
Распространение
опыта
работы
по
формулированию
темы
урока
учащимися
в
рамках
личностно-ориентированных
технологий,
способствующих формированию ключевых компетенций.
Задачи:
-
Представление
различных
приемов
при
формулировании
темы
учебного занятия.
-
Моделирование
участниками
мастер-класса
ситуаций
при
формулировании темы урока, готовых к практическому применению.
Перед тем как начать свой мастер-класс я хотела бы, чтобы вы сделали
выбор между двумя парами:
- Интересно и неинтересно
- Легко и трудно
Обучение
должно
быть
интересным,
только
тогда
оно
приобретает
какой-то личностный смысл, приобретает эмоциональную окраску, а если
знания не интересны, то они становятся бесполезными. Мы должны детей
удивлять. Когда учиться интересно, то и познавательный интерес у учащихся
к изучению предмета всегда будет. Ну а кто выбрал пару «Легко и трудно», то
могу сказать: тот, кто имеет трудность, тот находит мудрость.
А
теперь
давайте
попробуем
сформулировать
тему
нашего
мастер-
класса.
Посмотрите
на
экран
(на
экране
ролик
с
названием
программ,
музыкальная тема)
Педагоги формулируют тему мастер-класса.
Тема: Формулирование темы урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Какие
же
приемы
(слайд)
можно
использовать
для
того,
чтобы
учащиеся сами могли сформулировать тему учебного занятия?
- Нестандартный вход в урок.
- Отсроченная отгадка.
- Ассоциативный ряд.
- Удивляй!
- Фантастическая добавка.
- Необъявленная тема.
На
сегодняшнем
мастер-классе
я
покажу
несколько
приемов,
с
помощью
которых
можно
подвести
учащихся
к
тому,
чтобы
они
сами
сформулировали тему учебного занятия.
Прием 1:
На экране ролик из детского киножурнала «Ералаш»
выпуск №4
«Сорока».
Показано
назревание
конфликта
между
учащимися
и
его
разрешение. Сформулируйте тему урока – «Межличностные конфликты».
С помощью видеосюжетов, видеороликов из фильмов, мультфильмов,
сказок и т.д. можно подвести учащихся к самостоятельному формулированию
темы учебного занятия.
Прием 2:
Учащимся предлагается посмотреть на предметы (картошка, календарь,
трубка, табак) Как вы думаете, о каком историческом деятеле пойдет речь? А
почему вы так считаете?
Здесь мы используем ассоциативный прием. С помощью предметов,
карт,
картин,
макетов
и
т.д.
также
можно
вывести
учащихся
на
формулирование темы.
Прием 3:
Предлагается
прочитать,
проанализировать
и
сделать
выводы
из
предложенных
документов
(Петр I
–
глазами
Н.М.
Карамзина, Петр I –
глазами
С.М.
Соловьева)
Сформулируйте
тему
урока
с
озвучиванием
проблемы, которая будет решаться на этом уроке.
С помощью исторических документов, фрагментов из литературных
исторических
произведений,
текста
учебника
и
т.д.
учащиеся
могут
справиться с поставленной задачей.
В
завершении
нашего
мастер-класса
я
предлагаю
Вам
выполнить
задания. Каждая группа должна подвести своего оппонента к правильной
формулировке
темы
учебного
занятия,
используя
полученные
знания
на
данном мастер-классе. (Группам предлагаются темы уроков)
Возвращаясь к началу нашего мастер-класса, еще раз хочу напомнить,
что великий учитель должен вдохновлять своих учеников, уметь удивлять их,
формировать интерес у учащихся, как к процессу учебной деятельности, так
и к достижению конечного результата.
Подводя итог нашего занятия, я хотела бы прочитать вам причту:
Однажды учитель вместе со своими учениками посетил лекцию в местном
университете. По окончанию лекции ученики спросили учителя: «Что вы
скажете об этом профессоре, учитель? Понравилось ли Вам как он владеет
материалом и как объясняет его?» «На мой взгляд, - сказал учитель, - ему
нужно преподавать не в университете, а в школе, или даже, может быть, в
детском саду». Когда учитель произнес эти слова, кто-то, стоявший недалеко
от них, развернулся и решительным шагом ушел прочь. Один из учеников
воскликнул: «Учитель! Это тот самый профессор!» Учитель всмотрелся в
спину уходящего, улыбнулся и сказал: «Кто-нибудь, пожалуйста, догоните его
и скажите, что я ошибся: только школа». Этой историей все были очень
удивлены. Мало того, что учитель обижает профессора, он еще необычайно
быстро меняет свет мнение.
Как вы думаете, почему учитель подобным образом ответил своим
ученикам?
Оказывается! Глубокое убеждение учителя заключалось в том, что на
раннем этапе в обучении должны участвовать лучшие преподаватели.
Вы с этим согласны?
Неудивительно: учителя – знают и любят, ценят во многих городах и
странах, а преподавателя только в одном университете.