Напоминание

"Педагогические приёмы коррекции социального поведения ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению".


Автор: Нечаева Кристина Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Новоникольский детский сад
Населённый пункт: с. Новоникольское
Наименование материала: Статья
Тема: "Педагогические приёмы коррекции социального поведения ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Педагогические

приёмы

коррекции

социального

поведения

ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению
Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, дающих понять как родителям, так и педагогу свою исключительность. Это и период перехода от одной ступени развития к другой. Готовность к школьному обучению является важнейшим итогом воспитания и обучения ребёнка в детском саду и семье. Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и многие другие. Е.Е. Кравцова считает, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Происходит смена ведущих видов деятельности. Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная зрелость (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика); эмоциональная зрелость (управление эмоциями, мотивация к обучению, умение сосредоточиться); социальная зрелость (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться). Большое количество родителей задается вопросом готовности к школе. Но важнее всего определить, что лучше самому будущему школьнику, насколько он готов к учёбе физически и психологически. Многие родители считают, что готовность к школе определяется только знаниями, но на самом деле, это не так.
Одним из направлений социально - педагогической деятельности является коррекционная работа с воспитанниками. Но эту работу должны проводить не только педагоги, но и сами родители. В статье рассматривается изучение педагогических приёмов коррекции социального поведения ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению. Целью статьи является раскрытие понятия " Социально - педагогическая коррекция ", выявить методы и скорректировать поведение ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению. Подготовка к школе – длительный процесс. Начинать заниматься с детьми необходимо не только перед поступлением в школу, а до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. Как известно, заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет. Но скорректировать это желание можно. Начинать подготавливать ребёнка к обучению в школе необходимо с пяти лет. В данном процессе должны участвовать не только педагоги дошкольных образовательных учреждений, но и сами родители. Коррекция - (от лат. correctio - исправление) - система специальных и педагогических мер, направленных на ослабление или преодоление психофизического развития и отклонений в поведении детей. Коррекционная работа с ребенком – это сложнейший вид деятельности направлена на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, так же коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как педагогическое явление, направленное на изменение личности ребенка. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части.
Педагогическая коррекция–комплекс учебно–воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных с психическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми. К.Д.Ушинский подчеркивал, что готовить детей к школе, в первую очередь, должны родители, семья. В настоящее время существует большое количество методик, для определения уровня готовности к школьному обучению. А вот, как скорректировать готовность возникает вопрос? Социально - педагогическая коррекция - представляет собой деятельность специалиста, по исправлению тех о собенно стей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям, нормам поведения воспитанника. Существует два метода коррекции поведения: Первый метод - изменить отношение к ребёнку; Второй метод - изменить его деятельность. Рекомендации для педагогов и родителей, по коррекции социального поведения ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению. - Ребёнку необходимо приводить пример из личного опыта взрослого или сверстника. - Ни в коем случае не реагировать на девиантное поведение ребёнка. - Педагогам и родителям необходимо поощрять ребёнка. - Вводить новые виды деятельности. - Изменять содержание и смысл деятельности. - Вводить новые и дополнительные виды деятельности. При использовании различных видов деятельности необходимо использовать: «Арттерапию», рисование, рисуночную терапию, музыкотерапию, библиотерапию.
Функции социальной коррекции (по А.И. Кочетову):  Восстановительная – восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у воспитанника до появления дезадаптации, обращение к предыдущему положительному социальному опыту;  Компенсаторная – формирование у подопечного стремления компенсировать ситуации неуспеха в увлекающей его деятельности;  Стимулирующая – активизация положительной социально полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки, небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного, его поступкам;  Исправительная – исправление отрицательных качеств, использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги, психотерапевтические методики, включающие в группу поддержки). Этапы коррекционной деятельности педагога: 1. Выявление детей, нуждающихся в коррекции; 2. Составление коррекционной программы в зависимости от проблемы, недостатка ребенка; 3. Реализация коррекционной программы. Для того чтобы повысить "Портрет" идеального первоклассника предполагает наличие определённых качеств «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определенных качеств: ∙ стремление к общению со сверстниками; ∙ желание учиться (уметь читать,писать,считать); ∙ хорошее здоровье; ∙ эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий); ∙ грамотная речь, связное изложение своих мыслей; ∙ самостоятельность, стремление к сотрудничеству со взрослыми;
∙ развитая произвольность поведения, организованность; ∙ хорошо сформированная координация движений и графических навыков. Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является основой его готовности к школе.


В раздел образования