"Педагогические приёмы коррекции социального поведения ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению".
Автор: Нечаева Кристина Эдуардовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Новоникольский детский сад Населённый пункт: с. Новоникольское Наименование материала: Статья Тема: "Педагогические приёмы коррекции социального поведения ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению". Раздел: дошкольное образование
ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению
Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, а возраст, когда
ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте
ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего
внутреннего,
дающих
понять
как
родителям,
так
и
педагогу
свою
исключительность. Это и период перехода от одной ступени развития к
другой.
Готовность
к
школьному
обучению
является
важнейшим
итогом
воспитания и обучения ребёнка в детском саду и семье.
Вопросы
психологической
готовности
к
обучению
в
школе
рассматривают
педагоги,
психологи,
дефектологи:
Л.И. Божович,
Л.А. Венгер,
А.Л. Венгер,
Л.С. Выготский,
А.В. Запорожец,
В.С. Мухина,
Е.О. Смирнова
и
многие
другие.
Е.Е.
Кравцова
считает,
проблема
психологической
готовности
к
школьному
обучению
получает
свою
конкретизацию,
как
проблема
смены
ведущих
типов
деятельности,
это
переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности. Происходит смена
ведущих видов деятельности.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:
интеллектуальная
зрелость (способность
к
концентрации
внимания,
умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
эмоциональная
зрелость
(управление
эмоциями,
мотивация
к
обучению, умение сосредоточиться);
социальная зрелость (потребность в общении, коррекция поведения в
коллективе, способность обучаться).
Большое количество родителей задается вопросом готовности к школе.
Но
важнее
всего
определить,
что
лучше
самому
будущему
школьнику,
насколько он готов к учёбе физически и психологически.
Многие
родители
считают,
что
готовность
к
школе
определяется
только знаниями, но на самом деле, это не так.
Одним
из
направлений
социально
-
педагогической
деятельности
является коррекционная работа с воспитанниками. Но эту работу должны
проводить не только педагоги, но и сами родители.
В статье рассматривается изучение педагогических приёмов коррекции
социального
поведения
ребёнка
в
процессе
подготовки
к
школьному
обучению.
Целью
статьи
является
раскрытие
понятия
" Социально
-
педагогическая коррекция ", выявить методы и скорректировать поведение
ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению.
Подготовка к школе – длительный процесс. Начинать заниматься с
детьми необходимо не только перед поступлением в школу, а до этого, с
младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и
в
самостоятельной
деятельности
ребят
–
в
играх,
в
труде,
общении
со
взрослыми и сверстниками.
Как известно, заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого
не захочет. Но скорректировать это желание можно. Начинать подготавливать
ребёнка к обучению в школе необходимо с пяти лет. В данном процессе
должны
участвовать
не
только
педагоги
дошкольных
образовательных
учреждений, но и сами родители.
Коррекция - (от лат. correctio - исправление) - система специальных и
педагогических
мер,
направленных
на
ослабление
или
преодоление
психофизического развития и отклонений в поведении детей.
Коррекционная работа с ребенком – это сложнейший вид деятельности
направлена на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта,
так же коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного
процесса
и
выступать
как
педагогическое
явление,
направленное
на
изменение
личности
ребенка. Залог ее успеха – в их профессиональном
взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно
включают в себя психологическую и педагогическую части.
Педагогическая
коррекция–комплекс
учебно–воспитательных
мер,
которые
направлены
на
преодоление
у
детей
отклонений,
связанных
с
психическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми.
К.Д.Ушинский подчеркивал, что готовить детей к школе, в первую
очередь, должны родители, семья.
В
настоящее
время
существует
большое
количество
методик,
для
определения
уровня
готовности
к
школьному
обучению.
А
вот,
как
скорректировать готовность возникает вопрос?
Социально
-
педагогическая
коррекция -
представляет
собой
деятельность
специалиста,
по
исправлению
тех
о собенно стей
психологического,
педагогического,
социального
плана,
которые
не
соответствуют
принятым
в
обществе
моделям,
нормам
поведения
воспитанника.
Существует два метода коррекции поведения:
Первый метод - изменить отношение к ребёнку;
Второй метод - изменить его деятельность.
Рекомендации для педагогов и родителей, по коррекции социального
поведения ребёнка в процессе подготовки к школьному обучению.
-
Ребёнку
необходимо
приводить
пример
из
личного
опыта
взрослого или сверстника.
-
Ни
в
коем
случае
не
реагировать
на
девиантное
поведение
ребёнка.
-
Педагогам и родителям необходимо поощрять ребёнка.
-
Вводить новые виды деятельности.
-
Изменять содержание и смысл деятельности.
-
Вводить новые и дополнительные виды деятельности.
При
использовании
различных
видов
деятельности
необходимо
использовать:
«Арттерапию»,
рисование,
рисуночную
терапию,
музыкотерапию,
библиотерапию.
Функции социальной коррекции (по А.И. Кочетову):
Восстановительная – восстановление тех положительных качеств,
которые преобладали у воспитанника до появления дезадаптации, обращение
к предыдущему положительному социальному опыту;
Компенсаторная
–
формирование
у
подопечного
стремления
компенсировать ситуации неуспеха в увлекающей его деятельности;
Стимулирующая
–
активизация
положительной
социально
полезной деятельности воспитанника, оказание эмоциональной поддержки,
небезразличное отношение социального педагога к личности подопечного,
его поступкам;
Исправительная
–
исправление
отрицательных
качеств,
использование методов коррекции поведения (убеждение, пример, тренинги,
психотерапевтические методики, включающие в группу поддержки).
Этапы коррекционной деятельности педагога:
1.
Выявление детей, нуждающихся в коррекции;
2.
Составление
коррекционной
программы
в
зависимости
от
проблемы, недостатка ребенка;
3.
Реализация коррекционной программы.
Для того чтобы повысить
"Портрет"
идеального
первоклассника
предполагает
наличие
определённых качеств
«портрет» идеального
первоклассника
предполагает
наличие
определенных качеств:
∙ стремление к общению со сверстниками;
∙ желание учиться (уметь читать,писать,считать);
∙ хорошее здоровье;
∙ эмоциональный настрой (тревожность, мотивация своих действий);
∙ грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
∙ самостоятельность, стремление к сотрудничеству со взрослыми;
∙ развитая произвольность поведения, организованность;
∙ хорошо
сформированная
координация
движений
и
графических
навыков.
Правильно
сформированная
внутренняя
позиция
будущего
первоклассника является основой его готовности к школе.