Напоминание

Методика организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.


Автор: Миронова Светлана Евгеньевна
Должность: преподаватель профильного цикла
Учебное заведение: ГБПОУ "Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского"
Населённый пункт: г. Выкса, Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Методика организации научно-исследовательской деятельности обучающихся

Аннотация
В условиях реформирования системы профобразования, в связи с пристальным вниманием к результатам обучения особое значение для развития личности студента приобретают умения отбирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской деятельности. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для обучающихся и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Легко ли это? Как организовать научно-исследовательскую деятельность обучающихся? Цель данной презентации: познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности студентов.
Основополагающий вопрос
Научно-исследовательская работа - что это: очередная дань моде или попытка реформировать систему образования.
Цели и задачи

Цель:
Познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно- исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности студентов.
Методические:
1. Раскрыть роль проведения научных исследований в развитии творческой личности. 2. Сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы. 3. Оказать практическую помощь в работе педагогам-научным руководителям
Определение научно-исследовательской деятельности
Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности обучающихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке. Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для обучающихся и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности студента.  Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.  Учебно – исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, активизацию личностной позиции обучающегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и лично значимыми для конкретного учащегося). Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности и тематике.

Специфика научно-исследовательской деятельности
Главная цель НИД – самореализация личности обучающегося на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя(учителя) происходит развитие личности студента в трех направлениях: Студент:  самосовершенствование  самопознание  самовоспитание В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества студента: - навык самостоятельной исследовательской деятельности; - навык работы с научно-познавательной литературой; - инициатива и творчество; - использование, расширение и углубление предметных знаний; - навык совместной работы с участниками исследования; - самоутверждение обучающихся в данной предметной области и т.д.
Этапы исследования
№ Основные этапы работы Сроки Содержание работы 1 Подготовительный 2 мес Сформировать мотивацию к деятельности Анализ литературы Разработка программы проведения исследования 2 Экспериментальный 0,5 года Проведение исследования 3 Рефлексивный 0,5 года Анализ проведенной работы Оформление отчета по исследовательской работе 4 Итоговый этап Защита результатов исследования
Выбор темы исследования
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Темы исследований:
теоретические
(ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках)
эмпирические
(проведение собственных наблюдений и экспериментов)
Основные критерии выбора темы:
1. Тема интересна не только студенту, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. 2.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Формулировка темы


Тема – это визитная карточка исследования.
Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер
Требования к формулировке темы:
1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. 2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и обучающемуся. 3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.
Обоснование актуальности темы
Обосновать
актуальность выбора темы
исследования – значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научногопознания.
Главные правила
: 1 Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке. 2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель. 3 Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема- некая противоречивая ситуация, требующая разрешения). 4. Освещение актуальности не должно быть многословным - одна страница.  Актуальность исследования формулирует важность и необходимость исследования данной проблемы.  Описывает затруднения и проблемы, противоречия практики , из которых вытекает необходимость исследования и проведение эксперимента по данной теме .  Отвечает на вопросы:  Что не устраивает , в чем состоит проблемная ситуация?  Что хотелось бы изменить?  Почему эту проблему нужно изучать сейчас?  Сформулировать проблему
Цель и задачи исследования

Цель исследования
– это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….
Задачи исследования
– это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.  Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели.  Задачи исследования- действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.  Какие действия необходимо совершить для того, чтобы достичь цели эксперимента? Какие промежуточные результаты необходимы для достижения цели? Какие шаги нужно сделать для достижения цели?  Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Классификация задач исследования
Степень сложности экспериментальных данных: Практические (Служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура воздуха) и исследуется связанное с этим параметром изменение (понижение температуры). Результат стабилен и не требует анализа).
Собственно исследовательские (Применяются в школах. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности зависит от расстояния до трубы завода и метеоусловий, рост растения зависит от температуры воздуха и полива и т.д. ). Научные (Эти задачи неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи решают ученые, делая великие открытия).  Объект исследования – определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию; то, на что направлена исследовательская деятельность. Определяя объект исследования, надо ответить на вопрос:
что рассматривается?
 Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Именно он определяет тему работы. Определяя предмет исследования, надо ответить на вопрос:
как будет рассматриваться

объект именно в данном исследовании?

Тема

Цель

Объект

Предмет
Формирование системы дополнительных квалификаций в профессиональном лицее на основе компетентностного подхода Разработка системы дополнительных квалификаций в профессиональном лицее, реализуемой на основе компетентностного подхода Система дополнительных квалификаций в профессиональном лицее Структура и модель формирования дополнительных квалификаций дополнительных квалификаций в профессиональном лицее
Изучение научной литературы
Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо изучить научную литературу по данному вопросу. Поначалу может сложиться впечатление, что трудно найти в большом количестве книг, газет и журналов именно то, что надо по теме. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Работая с литературой по теме, обучающийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.
Он должен

различать
: 1.Просмотровое чтение. 2. Ознакомительное (выборочное) чтение. 3. Изучающее чтение. Освоенный алгоритм работы позволит обучающемуся в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.
Определение гипотезы
Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна
соответствовать ряду требований
: - быть проверяемой; - содержать предположение; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».
Пример 1
 Проблема ‒ поиск средств и условий развития интеллектуально ‒ творческой деятельности (ИТД)обучающихся при обучении математике
 Гипотеза ‒педагогическое взаимодействие в процессе обучения математике будет способствовать развитию ИТД обучающихся, если в основе методики обучения будет лежать использование системы открытых заданий
Пример 2

Проблема
отыскания причинснижения уровня грамотности выпускников школы 
Гипотеза
если определить изменения при осуществлении познавательной деятельности учащихся, то это позволит выделить причины снижения уровня грамотности выпускников за счет выявления новых механизмов усвоения правописания
Пример 3

Гипотеза
: Если рециклинг изношенных резиновых шин будет эффективен, то может явиться одним из условий экологической безопасности и экономического благополучия республики.
Методы исследования
теоретические (Моделирование Абстрагирование Анализ и синтез От простого к сложному) эмпирические (Наблюдение Сравнение Эксперимент Тестирование Интервьюирование) математические (Статистические Сетевое моделиров. Программирование Визуализация) Метод – это способ достижения цели исследования
II. Проведение научного исследования
1.Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы. В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности. Дата мероприятие оборудование Ответственные 1. Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.
III. Оформление научно- исследовательской работы
Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике -это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы. Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).
IV. Защита результатов исследования
Основные формы представления результатов: -сообщение -полный текст учебного исследования -тезисы -научная статья (описание хода работы) -отчет -план исследования
-устный доклад -стендовый доклад (оформление наглядного материала ) -реферат проблемного характера -компьютерная программа -прибор с описанием его действия, -видео- и аудиоматериалы. Уровни представления работ: - внутри образовательного учреждения, региональные, международные.
Виды научно-исследовательских работ учащихся
Информационно-реферативные Экспериментально -творческие Натуралистические и описательные Исследовательские Проблемно – реферативные
Виды работ учащихся

Информационно- реферативные
Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы
Проблемно - реферативные
Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/.
Экспериментально - творческие
Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные
Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования (общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.)
Исследовательские –
творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. 
Тема
: Рециклинг резиновых покрышек автомобиля. 
Цель
: изучить эффективность процесса рециклинга изношенных шин автомобилей и возможность дальнейшего использования полученного продукта в производстве резиновых покрытий. 
Задачи
: 1. изучить литературу по данной теме; 2. исследовать движение изношенных шин в г. Улан-Удэ; 3. изучить принцип работы компании ООО «Байкал – полимер»; 4. выработать рекомендации по внедрению опыта компании ООО «Байкал-полимер» по переработке использованных автомобильных шин. 
Гипотеза
: Если рециклинг будет эффективен, то может явиться одним из условий экологической безопасности и экономического благополучия республики. 
Объект исследования
: резиновые покрышки. 
Предмет исследования
: рециклинг.

Методы исследования
: статистический, анализирующий, исторический. 
Гипотеза
: Если рециклинг будет эффективен, то может явиться одним из условий экологической безопасности и экономического благополучия республики. 
Объект исследования
: резиновые покрышки. 
Предмет исследования
: рециклинг. 
Методы исследования
: статистический, анализирующий, исторический.
Заключение
Академик Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Современный учитель является важнейший фигурой в организации педагогического процесса. От его профессиональной пригодности, педагогического мастерства, творчества, к готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Научно-исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования. Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в образовательном процессе. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность. Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования образования.


В раздел образования