Напоминание

Программа для изостудии "Волшебная палитра"


Автор: Коваленко Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №50
Населённый пункт: Московская, Красногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа для изостудии "Волшебная палитра"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Программа

дополнительного образования

по нетрадиционной техники рисования

«Волшебная палитра»

Для детей 3-7 лет

Срок реализации 4 года
Составитель: воспитатель Коваленко О.М.
Рисуют дети на стекле
,
Рисуют дети на асфальте
,
Возводят город на песке
, -
Такого нет ещё на карте Рисуют дети на стекле И на асфальте

Пусть рисуют
!
И радость детства на Земле Пусть навсегда восторжествует
!

Т.Щербачёва

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по нетрадиционной техники рисования «Волшебная палитра» для детей 3-7 лет имеет художественно- эстетическое направление. Занятия проводятся под девизом: Я чувствую  Я представляю  Я воображаю  Я творю. Актуальность программы «Волшебная палитра» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Отличии от других программ, я считаю , заключается в том ,что мы предлагаем детям изобразить знакомые предметы при помощи нетрадиционных техник и материалов развивать кре ативно сть, эмоциональность, эстетическое восприятие. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия). Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно- трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Программа ИЗО- студия носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования - рисование ладошкой, - рисование пальчиками, -оттиск пробкой, -оттиск печатками из ластика, - набрызг, - кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна); -монотипия, -пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию . Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Главное

в

работе

изостудии
- привить детям любовь к цвету, к краскам, развить воображение, раскрыть возможности творца и материала. Научить их видеть и любить мир. Занятия в изостудии отличаются от занятий , запланированных программой детского сада, но способствуют расширению и углублению знаний , полученных на основных занятиях по изо деятельности. На занятиях в изостудии помимо рисования с детьми проводятся необходимые беседы, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение необходимого художественного материала, наблюдения за живыми объектами .
Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Она рассчитана на 2 занятия в неделю продолжительностью 1 год – 15 минут 2 год - 20 минут 3 год -25 минут 4 год - 30 минут.
Форма организации детей на занятии:
групповая.
Форма проведения занятия:
комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).


Цель программы
: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. – Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. – Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Отличительные особенности
программы заключаются в том, что наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования была разработана программа «Волшебная палитра» на 2014-2018 учебный год. В программе Н.Е Вераксы большое внимание уделяется обучению детей традиционной технике рисования и недостаточно места отводится нетрадиционной. В ходе реализации программы «Волшебная палитра» дети знакомятся со следующими техникамирисования:  рисование свечой;  рисование по мокрой бумаге;  рисование путем разбрызгивание краски;  оттиски штампов различных видов;  «точечный рисунок»;  граттаж;
 рисование жесткой кистью (тычок); рисование на полиэтиленовой пленке кляксография пластилинография
Основные методы обучения:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Материальное обеспечение объединения:
-краски, гуашь, цветные карандаши; -баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик. -альбомы для рисования, палитра. -репродукции картин известных художников, -компьютер для просмотра презентаций. - восковые мелки, свеча; - ватные палочки; - поролоновые печатки; - коктельные трубочки; - бумажные салфетки; - матерчатые салфетки; - подставки под кисти; - клей ПВА. - аптечный парафин - зубные щетки. - пластилин. - шерстяные нитки. - набор из 10 карточек с изображением неопределённых форм - фломастеры. - пищевая плёнка. - крупная соль. - пищевые красители. - мыльные пузыри. - манная крупа - мука - масло растительное - пробки
- картофель - листья деревьев - трафареты - губки - ножницы - бумага разного формата и цвета
Ожидаемые результаты образовательной деятельности:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей. Тематические выставки в ДОУ. Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года. И т.д.
Ожидаемый

результат
В программе «Волшебная палитра» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
Развитие художественных способностей

детей дошкольного возраста



Разделы



1 год обучения

2 год обучения
Техника работы с материалами Совершенствование умения правильно держать инструменты. Формирование свободного движения руки во время рисования. Совершенствование умения с м е ш и в а т ь к р а с к и . С а мо с тоя т е л ь н о о т б и р а т ь инструменты и материалы для работы. Предметное и сюжетное изображение З а к р е п л я т ь н а з в а н и я ц ве то в , зн а ком с т во с от т е н ка м и . Ум е н и е с о зд а в ат ь н е с л о ж н ы е сюжетные композиции, повторяя изоб ра же ние одного предмета. Развитие у м е н и я р а с п о л а г а т ь изображение по всему листу. Умеет правильно передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине. С помощь взрослого п о л ь з у ю т с я с р е д с т в а м и выразительности. Декоративная деятельность Умеют украшать предметы простейшими ритмическими орнаментами и узорами с использованием Умеют создавать декоративные к о м п о з и ц и и с п о м о щ ь н е т р а д и ц и о н н о й т е х н и к и рисования. Умеют дорисовывать предметы по воображению.
нетрадиционной техники рисования.
Развитие художественных способностей

детей дошкольного возраста



Разделы

Уровни развития

3 год обучения

4 год обучения
Техника работы с материалами Д е т и з н а к о м ы с необходимыми навыками нетрадиционной техники р и с о в а н и я и у м е ю т использовать нетрадиционные материалы и инструменты, н о и м н у ж н а незначительная помощь. Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и и н с т р у м е н т ы . В л а д е ю т навыками нет радиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. Предметное и сюжетное изображение П е р е д а ю т о б щ и е , типичные, характерные п р и з н а к и о бъ е кто в и я вл е н и й . П о л ь з у ю т с я средствами выразительности. Обладает наглядно-образным м ы ш л е н и е м . П р и использовании навыков нетрадиционной техники р и с о в а н и я р е з у л ь т а т получается недостаточно качественным. Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке н е с к о л ь к о п р е д м е т о в , располагая их на листе в соответствии с содержание с юж е т а . Ум е л о п е р е д а е т расположение частей п р и рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. П р и м е н я е т в с е з н а н и я в самостоятельной творческой д е я т е л ь н о с т и . Р а з в и т о художественное восприятие и в о о б р а ж е н и е . П р и и с п о л ь з о в а н и и н а в ы к о в н е т р а д и ц и о н н о й т е х н и к и рисования результат получается каче ственным. П р оя вл я ют самостоятельность, инициативу и творчество. Декоративная деятельность Р а з л и ч а ю т в и д ы декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и у з о р а м и с использованием нетрадиционной техники рисования. Умело применяют полученные з н а н и я о д е к о р а т и в н о м искусстве. Украшают силуэты и г р у ш е к э л е м е н т а м и дымковской и филимоновской р о с п и с и с п о м о щ ь ю нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной
техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами. Мониторинг проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка

Техника

работы

с материалами

Предметное и

сюжетное

изображение

Декоративная

деятельность



сентябрь



май



сентябрь



май



сентябрь



май
В В В В С В В В С В С С В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н. На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Конечным результатом обучения считается умение: Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы; Составлять композицию из предметов; Последовательно работать над живописным изображением рисунка; Применять разные техники изображения.
Заключение
Проведение занятий в нетрадиционной технике рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая
фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2011г. – 80с. 2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2010 г. – 256с. 3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 2012г.– 256с. 4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2011г. – 96с. 5. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических о собенно стей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 2012г. – 96с. 6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2011г. – 63с. 7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2013г.– 96с. 8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2011г. – 192с. 9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2013г. 10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012г. – 192с. 11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2010г. – 128с. 12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2011г. – 128с. 13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2014г. – 144с. 14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2012г. – 144с. 15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2011г. – 64с. 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2013г. – 108с.


В раздел образования