Автор: Коваленко Ольга Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с №50 Населённый пункт: Московская, Красногорск Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа для изостудии "Волшебная палитра" Раздел: дошкольное образование
Срок реализации 4 года
Составитель: воспитатель
Коваленко О.М.
Рисуют
дети
на
стекле
,
Рисуют
дети
на
асфальте
,
Возводят
город
на
песке
, -
Такого
нет
ещё
на
карте
Рисуют
дети
на
стекле
И
на
асфальте
…
Пусть
рисуют
!
И
радость
детства
на
Земле
Пусть
навсегда
восторжествует
!
Т.Щербачёва
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по нетрадиционной техники
рисования «Волшебная палитра» для детей 3-7 лет имеет художественно-
эстетическое направление. Занятия проводятся под девизом: Я чувствую
Я представляю
Я воображаю
Я творю.
Актуальность программы «Волшебная палитра» заключается в том,
что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные
художественные способности, которые в той или иной мере свойственны
всем детям.
Отличии от других программ, я считаю , заключается в том ,что мы
предлагаем
детям
изобразить
знакомые
предметы
при
помощи
нетрадиционных
техник
и
материалов
развивать
кре ативно сть,
эмоциональность, эстетическое восприятие.
Способность
к
творчеству
–
отличительная
черта
человека,
благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не
нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к
выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном
детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у
него
самостоятельно
и
отличается
чрезвычайной
искренностью.
Мы,
взрослые,
должны
помочь
ребенку
открыть
в
себе
художника,
развить
способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют
разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся
педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие
русские
преподаватели,
педагоги,
психологи.
Работы
специалистов
свидетельствуют,
что
художественно-творческая
деятельность
отвлекает
детей
от
грустных
событий,
снимает
нервное
напряжение,
страх,
обеспечивает
положительное
эмоциональное
состояние
(недаром
такую
популярность получила арт - терапия).
Рисовать
дети
начинают
рано,
они
умеют
и
хотят
фантазировать.
Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И
увидеть его может лишь он.
Известно,
что
изобразительная
деятельность
–
это
деятельность
специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от
окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в
процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им
красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится
преодолеть трудности.
Рисование
является
одним
из
важнейших
средств
познания
мира
и
развития
знаний
эстетического
воспитания,
так
как
оно
связано
с
самостоятельной
практической
и
творческой
деятельностью
ребенка.
В
процессе
рисования
у
ребенка
совершенствуются
наблюдательность
и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Систематическое
овладение
всеми
необходимыми
средствами
и
способами
деятельности
обеспечивает
детям
радость
творчества
и
их
всестороннее
развитие
(эстетическое,
интеллектуальное,
нравственно-
трудовое,
физическое).
А
также,
позволяет
плодотворно
решать
задачи
подготовки детей к школе.
Изобразительное
искусство
располагает
многообразием
материалов
и
техник.
Программа ИЗО- студия носит инновационный характер, так как
приобщает
детей
к
искусству
посредством
различных
техник
нетрадиционного рисования
- рисование ладошкой,
- рисование пальчиками,
-оттиск пробкой,
-оттиск печатками из ластика,
- набрызг,
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
-монотипия,
-пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению
и фантазированию
.
Использование различных приемов способствуют выработке умений
видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до
узнаваемых изображений.
Главное
в
работе
изостудии -
привить детям любовь
к цвету, к
краскам, развить воображение, раскрыть возможности творца и материала.
Научить
их
видеть
и
любить мир.
Занятия
в
изостудии
отличаются
от
занятий
,
запланированных
программой
детского
сада,
но
способствуют
расширению и углублению знаний , полученных на основных занятиях по изо
деятельности.
На
занятиях
в
изостудии
помимо
рисования
с
детьми
проводятся необходимые беседы, рассматривание картин, иллюстраций или
фотографий
по
теме,
чтение
необходимого
художественного
материала,
наблюдения за живыми объектами
.
Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и
интересные
средства
познания
окружающего
мира
через
ненавязчивое
привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный
творческий
процесс
педагога
и
детей
при
помощи
разнообразного
изобразительного
материала,
который
проходит
те
же
стадии,
что
и
творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника
фантазии, творчества, самостоятельности. Она рассчитана на 2 занятия в
неделю продолжительностью
1 год – 15 минут
2 год - 20 минут
3 год -25 минут
4 год - 30 минут.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и
групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Цель программы :
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности
через различные способы рисования.
Задачи:
– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.
– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности
то, что для них интересно или эмоционально значимо.
– Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать
краски для получения новых цветов и оттенков.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что
наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы. В соответствии с Федеральным государственным
образовательным
стандартом
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
была
разработана
программа
«Волшебная палитра» на 2014-2018 учебный год. В программе Н.Е Вераксы
большое
внимание
уделяется
обучению
детей
традиционной
технике
рисования и недостаточно места отводится нетрадиционной.
В ходе реализации программы «Волшебная палитра» дети знакомятся со
следующими техникамирисования:
рисование свечой;
рисование по мокрой бумаге;
рисование путем разбрызгивание краски;
оттиски штампов различных видов;
«точечный рисунок»;
граттаж;
рисование жесткой кистью (тычок);
рисование на полиэтиленовой пленке
кляксография
пластилинография
Основные методы обучения:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
–
формируют
эмоционально
–
положительное
отношение
к
самому
процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
Материальное обеспечение объединения:
-краски, гуашь, цветные карандаши;
-баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластик.
-альбомы для рисования, палитра.
-репродукции картин известных художников,
-компьютер для просмотра презентаций.
- восковые мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки;
- коктельные трубочки;
- бумажные салфетки;
- матерчатые салфетки;
- подставки под кисти;
- клей ПВА.
- аптечный парафин
- зубные щетки.
- пластилин.
- шерстяные нитки.
- набор из 10 карточек с изображением неопределённых форм
- фломастеры.
- пищевая плёнка.
- крупная соль.
- пищевые красители.
- мыльные пузыри.
- манная крупа
- мука
- масло растительное
- пробки
- картофель
- листья деревьев
- трафареты
- губки
- ножницы
- бумага разного формата и цвета
Ожидаемые результаты образовательной деятельности:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года. И
т.д.
Ожидаемый
результат
В программе «Волшебная палитра» разработан механизм диагностики
качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень
освоения воспитанниками теоретической и практической части программы,
динамику роста знаний, умений и навыков.
Развитие художественных способностей
детей дошкольного возраста
Разделы
1 год обучения
2 год обучения
Техника
работы с
материалами
Совершенствование
умения правильно держать
инструменты.
Формирование
свободного
движения
руки
во
время
рисования.
Совершенствование
умения
с м е ш и в а т ь
к р а с к и .
С а мо с тоя т е л ь н о
о т б и р а т ь
инструменты
и
материалы
для
работы.
Предметное
и сюжетное
изображение
З а к р е п л я т ь
н а з в а н и я
ц ве то в ,
зн а ком с т во
с
от т е н ка м и .
Ум е н и е
с о зд а в ат ь
н е с л о ж н ы е
сюжетные
композиции,
повторяя
изоб ра же ние
одного предмета. Развитие
у м е н и я
р а с п о л а г а т ь
изображение
по
всему
листу.
Умеет
правильно
передавать
расположение
частей
сложных
предметов и соотносить их по
величине. С помощь взрослого
п о л ь з у ю т с я
с р е д с т в а м и
выразительности.
Декоративная
деятельность
Умеют украшать предметы
простейшими
ритмическими
орнаментами
и
узорами
с
использованием
Умеют
создавать
декоративные
к о м п о з и ц и и
с
п о м о щ ь
н е т р а д и ц и о н н о й
т е х н и к и
рисования. Умеют дорисовывать
предметы по воображению.
нетрадиционной
техники
рисования.
Развитие художественных способностей
детей дошкольного возраста
Разделы
Уровни развития
3 год обучения
4 год обучения
Техника
работы с
материалами
Д е т и
з н а к о м ы
с
необходимыми
навыками
нетрадиционной
техники
р и с о в а н и я
и
у м е ю т
использовать
нетрадиционные
материалы и инструменты,
н о
и м
н у ж н а
незначительная помощь.
Самостоятельно
используют
нетрадиционные
материалы
и
и н с т р у м е н т ы .
В л а д е ю т
навыками
нет радиционной
техники рисования и применяют
их.
Оперируют
предметными
терминами.
Предметное
и сюжетное
изображение
П е р е д а ю т
о б щ и е ,
типичные,
характерные
п р и з н а к и
о бъ е кто в
и
я вл е н и й .
П о л ь з у ю т с я
средствами
выразительности. Обладает
наглядно-образным
м ы ш л е н и е м .
П р и
использовании
навыков
нетрадиционной
техники
р и с о в а н и я
р е з у л ь т а т
получается
недостаточно
качественным.
Умеет
передавать
несложный
сюжет,
объединяя
в
рисунке
н е с к о л ь к о
п р е д м е т о в ,
располагая
их
на
листе
в
соответствии
с
содержание
с юж е т а .
Ум е л о
п е р е д а е т
расположение
частей
п р и
рисовании сложных предметов и
соотносит
их
по
величине.
П р и м е н я е т
в с е
з н а н и я
в
самостоятельной
творческой
д е я т е л ь н о с т и .
Р а з в и т о
художественное
восприятие
и
в о о б р а ж е н и е .
П р и
и с п о л ь з о в а н и и
н а в ы к о в
н е т р а д и ц и о н н о й
т е х н и к и
рисования результат получается
каче ственным.
П р оя вл я ют
самостоятельность,
инициативу
и творчество.
Декоративная
деятельность
Р а з л и ч а ю т
в и д ы
декоративного
искусства.
Умеют украшать предметы
простейшими орнаментами
и
у з о р а м и
с
использованием
нетрадиционной
техники
рисования.
Умело
применяют
полученные
з н а н и я
о
д е к о р а т и в н о м
искусстве.
Украшают
силуэты
и г р у ш е к
э л е м е н т а м и
дымковской
и
филимоновской
р о с п и с и
с
п о м о щ ь ю
нетрадиционных
материалов
с
применением
нетрадиционной
техники
рисования.
Умеют
украшать
объемные
предметы
различными приемами.
Мониторинг
проводится
два
раза
в
год:
в
начале
учебного
года
(первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).
Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка
Техника
работы
с материалами
Предметное и
сюжетное
изображение
Декоративная
деятельность
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
май
В
В
В
В
С
В
В
В
С
В
С
С
В диагностической таблице
используется следующее обозначение:
высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия
работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология
достижения
ожидаемого
результата,
формы
и
способы
устранения
недостатков.
Конечным результатом обучения считается умение:
Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;
Составлять композицию из предметов;
Последовательно работать над живописным изображением рисунка;
Применять разные техники изображения.
Заключение
Проведение занятий в нетрадиционной технике рисования стимулирует
художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
способностей,
умений
и
навыков
детей.
Художественно-творческая
деятельность
выполняет
терапевтическую
функцию,
отвлекает
детей
от
печальных
событий,
обид,
вызывает
радостное,
приподнятое
настроение,
обеспечивает
положительное
эмоциональное
состояние
каждого
ребенка.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих
способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно
проявить
себя
и
испытать
радость
творчества.
Легко
и
непринужденно
дошкольники
пользуются
всеми
нетрадиционными
техниками,
развивая
фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так
же
решаются
задачи
развития
психических
познавательных
процессов:
восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные
технологии
способствуют
развитию
мелкой
мускулатуры
пальцев
руки,
глазомера,
координации
движений.
У
детей
формируется
умение
ориентироваться
на
листе
бумаги.
Дети
получают
знания
о
свойствах
материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается
познавательный интерес.
Нетрадиционные
техники
изобразительной
деятельности
–
это
своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают
тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных
занятиях.
Поэтому
приемы
нетрадиционной
технике
необходимо
использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные
техники
рисования
помогают
почувствовать
себя
свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами
сделать
труднее.
А
главное,
они
дают
детям
возможность
удивиться
и
порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет
радость, дает новый толчок к творчеству.
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2011г. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн:
ООО «Попурри», 2010 г. – 256с.
3.
Белкина
В.Н.,
Васильева
Н.Н.,
Елкина
Н.В.
Дошкольник:
обучение
и
развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития»,
«Академия К˚», 2012г.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2011г.
– 96с.
5.
Урунтаева
Г.А.
«Диагностика
психологических
о собенно стей
дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 2012г. – 96с.
6.
Колль,
Мери
Энн
Ф.
Рисование.
–
М:
ООО
Издательство
«АСТ»:
Издательство «Астрель», 2011г. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН –
ПРЕСС», 2013г.– 96с.
8.
Коллективное
творчество
дошкольников:
конспекты
занятий./Под
ред.
Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2011г. – 192с.
9.
Соломенникова
О.А.
Радость
творчества.
Развитие
художественного
творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2013г.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников:
методическое
пособие
для
воспитателей
дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2012г. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс»,
2010г. – 128с.
12.
Казанова
Р.Г.,
Сайганова
Т.И.,
Седова
Е.М.
Рисование
с
детьми
дошкольного
возраста:
Нетрадиционные
техники,
планирование,
конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2011г. – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 2014г. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри»,
2012г. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство
«ГНОМ и Д», 2011г. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз
– Дидактика», 2013г. – 108с.