Автор: Плаксина Ольга Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ г.Москвы " Центр образования им. героя Советского Союза М. В. Водопьянова" №1449 сп №4 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Проект Тема: "Куда идут часы, куда бежит время?" Раздел: дошкольное образование
Исследовательский проект "Куда идут часы, куда бежит время? " .
Вид проекта: Исследовательский .
Направление деятельности проекта: Познавательно-исследовательская деятельность;
ознакомление с окружающим.
Участники проекта: воспитанники группы №6 (возраст: 6-7лет); воспитатели; родители.
Продолжительность: среднесрочный( январь - февраль).
Формы реализации проекта: исследовательская, экспериментальная деятельность,
наблюдения, творческие задания, беседы, решение проблемных ситуаций, чтение
художественной литературы.
Цель: Формирование у дошкольников 6-7 лет исследовательских интересов, повышение
познавательной активности в рамках ознакомления с окружающим.
Задачи :
- Сформировать временные представления; познакомить с единицами измерения
времени ( секунда, минута, час)
- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и
настоящем.
- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
・
Развивать мышление, исследовательский навыки.
・
Воспитывать понимание ценности времени.
・
Воспитывать любознательность, наблюдательность, творческое воображение.
Организация проекта:
Идея проекта:
Идея проекта появилась благодаря принесённым воспитанницей нашей группы
карманным часам. Дети с интересом стали их рассматривать, и тут-то посыпались
вопросы: « Как они устроены? Почему часы идут?; Как люди определяли время в
«прошлом?»; «Что произойдёт если все часы в мире остановятся?» Был даже
философский вопрос - «Куда идут часы?» - эти вопросы и явились отправной точкой
проекта.
Часы окружают нас повсюду, и жизни без них мы уже не представляем, но к сожалению,
ценность бесполезно потраченного времени мы осознаём не всегда, поэтому хотелось бы
дать детям знания не только об удивительном «мире часов» прошлого и настоящего, но и
воспитать в них понимание ценности времени.
Формы реализации проекта:
Беседы по теме проекта: "Для чего человеку нужны часы?"; "Как люди определяли
время до изобретения часов?"; "Какие бывают виды часов?" и т. д.;
Непосредственная образовательная деятельность на темы: "Час"; "Получас";
Наблюдения: временные промежутки (части суток; дни; недели; и т.д.)
Познавательно-исследовательская деятельность: посещение мини-музея "Часы"на
территории детского сада, рассматривание экспонатов различных видов часов;
исследование часов , принесённых детьми.
Опытно-экспериментальная деятельность: эксперименты с "водяными, песочными,
солнечными часами"; изобретение часов "гречневых"; "манных" и т.д.;
Постановка проблемных ситуаций: "Что произойдёт если все часы в мире остановятся?";
"Как определить время без часов?";
Взаимодействие с родителями: творческие задания (конструирование водных,
парафиновых часов; изготовление альбомов с различными видами часов "прошлого" и
"настоящего"; сочинение сказок и рассказов собственного сочинения).
Художественное творчество: рисование; лепка ;
Чтение художественной литературы: "Сказка о потерянном времени"; сказка "Часы с
кукушкой"; рассказ "Почему они идут?"; стихи, загадки, поговорки о часах и времени и т.
д.
Просмотр мультфильма: Приключения Фиксиков "Часы";
Детские мини презентации: (домашние задания);
Дидактические игры на тему проекта.
1 этап - Предварительный (Этапы проектирования):
*
Планирование этапов исследовательской деятельности;
*
Обсуждение вариантов поиска информации: расспрос родителей, поиск
информации, энциклопедии, чтение художественной литературы, просмотр
мультфильмов, детских презентаций.
*
Выбор материала для исследовательской и опытно-экспериментальной
деятельности по теме проекта;
*
Взаимодействие с родителями (домашние задания — моделирование часов
«прошлого», оформление альбомов, сочинение сказок, рассказов по теме
проекта.
*
Подбор материала для оформления мини выставки "Часы".
*
Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.
*
*
Актуализация знаний, выяснение того факта, что знаем? и что хотим узнать?
Знаем:
Часы - устройство для определения времени;
Бывают различные виды часов: (настенные; наручные; настольные; напольные и т.д.)
Хотим узнать:
Как люди определяли время до изобретения часов?
Историю возникновения часов.
Как выглядели первые часы и как по ним определяли время?
Как устроен механизм часов?
О чём говорят стрелки часов?
Можно ли остановить время?
2 этап - Основной.
Цель: Приобретение дошкольниками знаний и умений по теме «Часы»; «Время»,
развитие исследовательских навыков, формирование понимания ребёнком ценности
времени в жизни человека.
-Беседы: «Что я знаю о часах», "Для чего человеку нужны часы?"; "Как люди определяли
время до изобретения часов?"; "Какие бывают виды часов?" «Какие часы были в
прошлом?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки».
-В ходе реализации проекта возникали проблемные вопросы и ситуации , которые
заставляли детей проявить познавательную мотивацию: «Как устроены часы?»; «Что
произойдёт если все часы в мире остановятся?; Как люди определяли время по часам из
«прошлого»?
-Познавательная литература: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Часы
без стрелок (песочные часы) »; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые
барометры времени (цветочные часы) », «Самые известные часы в мире».
-Чтение художественной литературы: : «Сказка о потерянном времени», сказка "Часы с
кукушкой", Стихи, загадки, пословицы и поговорки про часы и время.
-Непосредственная образовательная деятельность на тему: "Час","Получас".
-Рассматривание иллюстраций часов.
-Экскурсия в мини-музей "Часы" детского сада.
-Исследование экспонатов мини-музея и часов, принесённых детьми.
-Опытно-экспериментальная деятельность: эксперименты с "водяными, песочными,
солнечными часами"; изобретение часов "гречневых"; "манных" и т.д.;
-Изготовление макетов солнечных ; гречневых; песочных; рисовых часов.
-Дидактическая игры: «Который час?»;"Когда это бывает?".
-Совместная деятельность детей и родителей по подготовке домашнего
задания(конструирование водных, парафиновых часов; изготовление альбомов с
различными видами часов "прошлого" и "настоящего"; сочинение сказок и рассказов
собственного сочинения).
-Мини-презентации детьми своих домашних заданий.
-Художественное творчество на тему: "Часы"
3 этап- заключительный:
Цель: обобщение полученного опыта, формулирование выводов.
Продукты проектной деятельности:
•
Мини-музей: «Часы из прошлого» (макеты часов сделанные детьми совместно с
родителями и воспитателями группы);
•
Альбомы: «Самые известные часы в мире»; «Удивительный мир часов»; «Мир
часов» в рисунках ; «Часы из прошлого»;
•
Совместные
творческие
работы:
книжки-самоделки
с
рассказами
и
сказками
собственного сочинения; рисунки, поделки из пластилина;
•
Разучены стихи, поговорки о часах и времени;
Фото коллекция хода проектной деятельности.