Напоминание

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы


Автор: Кожаева Татьяна Алексеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "ПСХТ"
Населённый пункт: с Починки, Починковский район, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад





Тема: Использование информационно-компьютерных технологий на

уроках русского языка и литературы.
Уроки литературы – это прежде всего уроки нравственности. Уроки литературы как никакой другой предмет помогают растущему человеку обрести ценностные ориентации: умение восхищаться окружающим миром, противостоять злу и насилию, ощущать чужую боль или радость как собственную, бережно относиться к родине, любви. Современный учитель – философски образованный человек, с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Это творческий человек, ищущий новые подходы в обучении, умеющий схватывать все новое, осмысливать его и применять в своей работе. ХХI век – век компьютерных технологий и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Так или иначе это коснулось и образования. Чтобы урок был интересным, преподаватель должен осваивать новые методы подачи материала. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет преподавателям изменить содержание урока, разнообразить формы и методы обучения. Применение информационно-компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка повышает интерес к изучаемым предметам, активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает их творческий потенциал, а самое главное позволяет более эффективно организовать работу на занятиях как групповую, так и индивидуальную, способствует самореализации и саморазвитию личности обучающегося. Интернет даёт огромный материал, который раньше ни одна библиотека не могла дать. Кроме того, можно теперь брать материал, быстро что-то копировать, выбирать, а не перепечатывать. Это экономит время. Студентов только надо научить выбирать нужную информацию, чтобы они не просто скачивали что-то в виде собственных рефератов и работ. Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных мною и учениками материалов с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для тестов). Использую представленные на дисках или USB носителях словари и энциклопедии, (например: “В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка”, “Русские словари”, “Большая русская биографическая энциклопедия. Cоциальные сервисы, которые использую в своей практике: ВикиПедия, Учительский портал, letopisi,
wiki.openclass, campus . Теперь мои студенты получили возможность, как и их городские сверстники, не выходя из дома, побывать в разных уголках мира.. Интернет не уроке - это быстрый, эффективный поиск, тесты, словари, интерактивные таблицы, плакаты, аудио- и видео материалы, расширенный теоретический материал и многое другое. Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю задания на компьютере с обсуждением и общением с детьми, стараюсь оперативно реагировать на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний студентов , использую на этапе закрепления и повторения пройденного. Уроки с использованием презентаций PowerPoint всегда интересны, и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Обучающиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и совершить виртуальные экскурсии в музеи. Так при изучении жизненного и творческого пути А.П. Чехова, мы вместе оказываемся в Таганроге, в тех местах, где родился и жил писатель. При изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» компьютерная презентация позволяет совершить путешествие по «срединным» улицам Петербурга 19 века, заглянуть в лестничные пролёты «домов-колодцев» и квартиры, где живут герои Достоевского. Такие презентации оживляют учебный процесс, делают урок более ярким, эмоциональным. Главная задача преподавателя-словесника приобщить студентов к чтению, открыть им мир художественной литературы. Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Поэтому на своих уроках использую отдельные видеофрагменты или организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма. Когда чтение текстов сопровождается просмотром фрагментов из художественных фильмов, которые в большинстве своём являются шедеврами советского кинематографа (например, «Война и мир», режиссёр С. Бондарчук», «Тихий Дон», режиссёр С.Герасимов), то это заставляет обучающихся по-новому взглянуть на произведение. Образы героев становятся ближе, и у многих появляется желание перечитать тексты программных произведений. В связи с небольшим количеством часов, на уроке нет возможности посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды (от 10 до 20 мин.)
я всё же использую. Чтение отдельных глав, просмотр правильно подобранных фрагментов из фильмов, предварительные задания помогают включить в процесс обсуждения и анализа литературного произведения, даже слабоуспевающих студентов. Многие эпизоды, особенно из художественных фильмов «Жестокий романс», «Преступление и наказание», «Война и мир», «Живи и помни» , «А зори здесь тихие», вызывают глубокие переживания, сострадание. Фильмы помогли мне провести уроки литературы на современном, информационном, эмоциональном уровне. Видеоряд, анимации, различные картинки, аудиофайлы дают возможность, например, на литературе сделать интереснейшие уроки по биографии писателей, сравнить интерпретацию литературных произведений в кино с художественным текстом. Можно послушать голос писателя, всё это компактно хранится в компьютере преподавателя. Кроме того, преподаватель может делать и свои документальные фильмы о писателях и поэтах, проводить заочные экскурсии по литературным местам, создавать презентации-игры! Это повышает интерес к уроку не только ребят, но и преподавателя. Обучающиеся с удовольствием слушают стихи в авторском или актерском исполнении, знакомятся с музыкальными произведениями, написанными на эти стихи. А просмотр экранизированных художественных произведений, используемый в учебных целях, помогает обучающимся понять глубину и сложность творчества того или иного писателя. Отмечается, что видеосюжеты позволяют преподавателю более эффективно подготовить обучающихся к написанию сочинений и изложений разных жанров. Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. В своей педагогической деятельности использую нестандартные формы уроков. Уже довольно давно провожу уроки в форме импровизированной литературной гостиной или литературного кафе.( «Певец страны березового ситца», посвященная творчеству С. Есенина, «Литературно–музыкальная гостиная по теме "Я тысячами душ живу в сердцах",«Если душа родилась крылатой» (о творчестве М.Цветаевой). На таких занятиях обучающиеся выступают с докладами, читают стихи, звучит классическая музыка, романсы, песни
современных композиторов. В наше время, время прагматиков, когда на первый план выходят материальные, а не духовные ценности, очень тяжело говорить о душе, красоте, об искусстве и литературе. Но когда студенты сами принимают активное участие в подготовке таких уроков: оформляют кабинет, готовят компьютерные презентации, с моей помощью подбирают музыкальное сопровождение, это повышает интерес к изучаемому материалу, способствует его лучшему усвоению. Урок литературы «Строки, опалённые войной», который посвящён поэзии военных лет, провожу в форме конференции. Ребят делю на группы : 1-я- «Поэты» , 2-я-«Писатели-публицисты»,3-я- «Художники и композиторы». Каждая группа получает задание: подготовить презентацию, найти аудиозаписи с песнями военных лет, подготовить доклад, выучить стихи наизусть, рассказать о художниках, которые изображали на своих полотнах военную тематику. На фоне слайдов, звучат голоса Левитана и О. Бергольц, песни «Священная война», «Тёмная ночь», причём оригинальные записи именно тех далёких лет. И это производит сильное эмоциональное впечатление на молодых людей. Современные возможности Интернета позволяют теперь использовать эти записи на USB носителях. Внедрение информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка позволяют повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы, сделать урок увлекательным. Построение схем, таблиц в презентации позволяет сэкономить время. При изучении раздела «Функциональные стили языка» использую презентации Нарушевич А.Г. (автора многих учебных пособий по русскому языку). В них очень логично и грамотно подобран материал. Дана характеристика особенностей всех стилей на разных уровнях языка (лексическом, морфологическом, синтаксическом), приведены интересные примеры из художественной, научной литературы и СМИ. Вместе с обучающимися оформили несколько презентаций по орфографии и пунктуации. Так по теме «Чередование гласных в корнях» использую раздаточный материал и параллельно презентацию, где на слайдах даны таблицы и приведены примеры. А задания с последующей проверкой и самопроверкой активизирует внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную грамотность. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее
дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов. Девизом каждого преподавателя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»


В раздел образования