Напоминание

Урок русского языка в 5 классе


Автор: Сидорова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г. Новодвинск, Архангельской области
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: Урок русского языка в 5 классе
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект открытого урока в соответствии с требованием ФГОС

Предмет:
русский язык
Класс:
5 «А»
УМК:
под редакцией Г.Г. Граник
Тема: Составное глагольное сказуемое

Оборудование:
Раздаточный материал, маркеры.
Ход урока:

Тип урока:
обобщение и систематизация знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме
: второй урок по теме
Цель:
закрепление знаний, полученных при изучении составного глагольного сказуемого; отработка умения отличать ПГС от СГС; совершенствование умения безошибочно определять грамматическую основу предложения.
Планируемые образовательные результаты:

Предметные:
Учащиеся научатся определять виды сказуемых, способ образования составного глагольного сказуемого, научатся различать простое глагольное и составное глагольное сказуемое, находить грамматическую основу предложения.
Личностные:
Понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельно сти, познавательный интерес к учебному материалу. У учащихся пополняется словарный запас и для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
Познавательные: Понимают и интегрируют информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывают, структурируют и применяют. Извлекают нужную информацию. Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно ставят цель деятельности, контролируют процесс достижения результата, корректируют свои действия и оценивают их успешность; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке. Коммуникативные: Умеют работать с информацией на уроке, связно излагают мысли; сохраняют и развивают умение сотрудничать в паре и группе. Отвечают на вопросы, 1
слушают и слышат; формулируют, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Структура и ход урока:

1.Организационный момент
Приветственное слово учителя: Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать. «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!» - Ребята, улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок.
2.Входной контроль знаний.
Мы с вами хорошо потрудились на предыдущих уроках. Многое узнали. Вспомним изученное.
Задание №1
Найди соответствие. Собери лото. Работа в парах. 2 чел. Выполняют работу на доске.
1

Синтаксис
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения и текст.
2

Пунктуация
Раздел науки о языке, в котором изучаются правила постановки знаков препинания.
3

Грамматическая

основа

предложения
Это подлежащее и сказуемое
4

Подлежащее
Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что? Обычно выражается сущ. или мест. в И.п.
5

Сказуемое
Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Отвечает на вопросы: что делает предмет? Каков он? Обычно выражается глаголом.
6

Простое

глагольное

сказуемое
Глагол совмещает в себе 2 нагрузки: смысловую и грамматическую
7

Глагол

повелительного

наклонения
Глагол, который побуждает к действию: требует, приказывает, предлагает, просит. 2

8

Глагол условного

наклонения
Обозначает действие, которое может произойти при определенных условиях
9

Глагол

изъявительного

наклонения
Обозначает реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить
1

0

Составное

глагольное

сказуемое
Анализ: кто не сделал ошибок? Озвучим некоторые определения.  Что изучает синтаксис?  Что такое грамматическая основа предложения?  Что такое сказуемое? Какие вопросы вызвали трудности? Не заполнено поле - составное глагольное сказуемое. Ребята, термин СГС нам знаком? Как вы думаете, почему я не подготовила эту карточку? Это материал нашего урока. На прошлом уроке мы с вами не все цели смогли достигнуть.
3. Работа по материалу урока
Опираясь на опорные слова, сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока.
1.Повторить
сведения о составном глагольном сказуемом.
2.Учиться
распознавать/ отличать СГС, работать со схемами.
3.Научиться
применять полученные знания при выполнении упражнений.
Задание №2
Работа в группах (по колонкам) 1колонка- учащиеся составляют кластер по теме «СГС» 2колонка – выполняют графический разбор предложения
3
колонка – работают с лото 1.Кластер СГС- 1) главный член предложения 2) зависит от подлежащего 3) совмещает смысловую и грамматическую нагрузку 4) составлено из вспомогательного глагола и глагола неопределенной формы 5) вспомогательный глагол несет грамматическую нагрузку и часть смысловой 3
6) Основную смысловую нагрузку несет глагол неопределенной формы 2.Лото

Лишнее: Смысловая нагрузка; Грамматическая нагрузка; Глагол, который справляется с обеими нагрузками 3.Графический разбор предложения.1 ученик выполняет работу на доске. Умеет волна вдалеке от земли Спокойно держать на себе корабли. Я тоже хотел на волне полежать, Но море не может меня удержать. Находим сказуемое, определяем его тип. Составляем схему 2 предложения. Умеет держать Хотел полежать Не может удержать
Проверка
1)Кластер вывешиваем на доску, учащийся дает связный ответ на вопрос. СГС состоит из вспомогательного глагола и глагола в неопределенной форме. Грамматическую и часть смысловой нагрузки несет вспомогательный глагол. Основную смысловую нагрузку несет глагол в неопределенной форме. Какие карточки лишние? Из них что получилось? (схема ПГС)
Задание №3
Работа в парах на карточках. Определим третье лишнее предложение («Третий лишний»). – оранжевые карточки 1.Мартышка вздумала трудиться. 2.Солнце старательно раскрашивало деревья. 3.Тускло льется свет лампады. 4
СГС
Грамматическая нагрузка + Часть смысловой нагрузки Основная смысловая нагрузка Неопределенная форма глагола Вспомогательный глагол
1.Солнце начало пригревать землю. 2.В лесу мы будем собирать рыжики и опята. (будущее сложное) 3.Берега озер заросли ивняком и вереском. 1.В клетке соловей перестал петь. 2.Учитель попросила ученика открыть окно. (ПГС) 3.В лесу раздавался топор дровосека Назовите третье лишнее в каждой группе. По какому принципу вы выделили эти предложения? Опасность: В 3 группе вопрос: 2 глагола - 1 лишнее предложение. Определите деятеля - учитель. Его действия - попросила. Открывать окно кто будет? Ученик. Вывод: Сказуемое - обозначает действие, которое выполняется одним деятелем. Зададим вопрос от сказуемого. Попросила о чем? Открыть – это второстепенный член предложения - дополнение. Опасность: будь внимателен: 2 глагола - не есть СГС. Смотри на смысловую нагрузку! Выполняя это упражнение, чему мы учились
?

Задание №4
Работа с сигнальными карточками. Красная карточка - СГС Зеленая-ПГС
Подчеркнуть сказуемое. Определить тип сказуемого
№ Предложение Тип сказуемого СГС/ПГС 1 Туман
начинает
понемногу
рассеиваться
. СГС 2 Долго
будет моросить
дождь. ПГС/сложное будущее 3 Иван
стал подниматься
по лестнице на трибуну СГС 4 В танцевальном кружке девочки
занимались
уже два месяца. ПГС 5 Я
предложила
ребятам поучаствовать в олимпиаде. ПГС 6 Ученики
должны выполнять
правила поведения. СГС
Задание №5 Карточка
5
Письменная работа. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными. 1.Деревья пожелтели. Деревья ___________________________________________________________ 2. Собрание начнется в назначенный срок. Собрание_______________________ _______________в назначенный срок. 3.Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. Учитель ____________________ребятам в решении трудных задач. 4.Сыновья помогают матери в домашних делах. Сыновья ____________________________________матери в домашних делах. 5.Она водит машину. Она _______________________________________________машину. 6.Сыновья навестили своих родителей. Сыновья _________________________________________ своих родителей. Проверка: 1.Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.) 2.Собрание начнется в назначенный срок. (должно начаться) 3.Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (должен помочь) 4.Сыновья помогают матери в домашних делах. (рады помочь) 5.Она водит машину. (умеет водить) 6.Сыновья навестили своих родителей. (смогут навестить)
4.Домашнее задание:
упр. 123 или 124
5. Подведение итогов. Рефлексия
. Учитель: Подведем итоги сегодняшней работы. Вопросы: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2. Научились … 3. Самым интересным мне показался тот момент, когда … 4. Трудным для меня стало…
Лестница успеха
Выходя из кабинета, оцените свою работу на уроке. -уверен в своих знаниях -в основном уверен -нужно еще повторить -Нуждаюсь в помощи Спасибо всем за работу! 6
7


В раздел образования