Духовно-нравственное воспитание личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов
Автор: Денисюк Алёна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС№15 "Солнышко" Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание личности ребенка дошкольного
возраста в условиях новых стандартов
Денисюк Алёна Сергеевна,
воспитатель,
МАДОУ ДС №15 «Солнышко»
В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь
тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без
этого он - засушенный цветок».
В
современном
мире
материальные
ценности
доминируют
над
духовными,
поэтому
у
детей
искажены
представления
о
доброте,
милосердии,
великодушии,
справедливости,
гражданственности
и
патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом
агрессивности и жестокости в обществе. В погоне за развитием интеллекта
упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького
человека без которых, накопленные знания могут оказаться бесполезными. И
как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Актуальность
проблемы
духовно-нравственного
воспитания
так
же
заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и
развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного
воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые
ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на
еще
только
формирующуюся
сферу
нравственности.
Таким
образом,
в
настоящее
время
основной
целью
дошкольного
воспитания
является
целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста
является первостепенной задачей современной образовательной системы, и
представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. У
дошкольника
формируются
представления
о
доступных
его
пониманию
конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста
необходимо начинать духовно- нравственное воспитание.
Рассмотрим основные термины духовно-нравственного воспитания:
Духовность - это способность человека слушать свой внутренний голос и
бескорыстно,
по
зову
сердца
проявлять
деятельностную
любовь
к
окружающим людям и природе.
Духовное
воспитание
в
педагогике
-
это
формирование
ценностного
отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие
человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,
ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам
и мыслям человека.
Нравственность
-
включает
внутренние,
духовные
качества,
которыми
руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые
этими качествами.
Духовно
-
нравственное
воспитание
-
э т о целенаправленный
педагогический
процесс
взаимодействия
ребенка
с
элементами
духовной
культуры,
направленный
на
становление
внутренней
системы
духовных
ценностей (абсолютных, общечеловеческих), процесс содействия духовно-
нравственного становления человека, формированию у него:
-нравственных
чувств
(совести,
долга,
веры,
ответ ственно сти,
гражданственности, патриотизма);
-нравственного облика (терпения, милосердия);
-нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-нравственного
поведения
(готовности
служения
людям
и
Отечеству,
проявления духовной рассудительности, доброй воли).
Ключевой задачей современной государственной политики Российской
Федерации
является
обеспечение
духовно-нравственного
развития
и
воспитания личности и гражданина России.
Целью
новых
стандартов
является:
позитивная
социализация
детей
дошкольного
возраста,
приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям семьи, общества и государства.
Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в
Федеральном государственном образовательном стандарте ДО:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий;
-
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
-
формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-
формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Социокультурные условия для духовно-нравственного развития детей в
ДОО, предполагают:
обеспечение
эмоционального
благополучия
через
уважительное
отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
установление
правил
взаимодействия
в
разных
ситуациях:
создание
условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе
принадлежащим
к
разным
национально-культурным,
религиозным
общностям и социальным слоям;
взаимодействие
с
родителями
по
вопросам
образования
ребенка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
В
соответствии
с
целевыми
ориентирами
духовно-нравственная
культура дошкольников складывается:
- из установки положительного отношения к миру;
- способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и
правилам;
-
умений
адекватно
проявлять
свои
чувства
во
взаимоотношениях
с
взрослыми и сверстниками.
ФГОС
ДО
представляет
совокупность
обязательных
требований
к
дошкольному образованию .
Рассмотрим
положения,
касающиеся
духовно-нравственного
воспитания
дошкольников.
Оно
обеспечивает
развитие
личности,
и
охватывает
определенные
направления
развития
и
образования
детей,
образовательные области.
Социально-коммуникативное
развитие
направлено
на
усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности;
формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие формирование первичных представлений о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках.
Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры;
знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие музыки,
художественной
литературы,
фольклора;
реализацию
самостоятельной
творческой деятельности детей.
Физическое
развитие направленно
на
охрану
жизни
и
укрепление
физического и психического здоровья.
Конкретное
содержание
образовательных
областей
в
сфере
духовно-
нравственного
воспитания
детей
дошкольного
возраста
(от
3
до
8
лет)
зависит
от
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей
и
реализовывается
в
различных
видах
деятельно сти:
и г р о в о й ,
коммуникативной, изобразительной, музыкальной и др.
Методы и формы работы с детьми в духовно-нравственном направлении:
словесно-образный:
- чтение литературных произведений воспитателем;
- беседы с элементами диалога;
- рассказы по схемам, иллюстрациям;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.
наглядно-действенный:
- наблюдения;
- экскурсии;
- показ сказок;
- рассматривание иллюстраций, репродукций картин;
- дидактические игры;
- целевые прогулки и т.д.
практический:
-
игры
строительные,
дидактические,
подвижные,
малоподвижные,
инсценировки и др.;
- оформление коллекций на различную тематику;
- конкурсы, викторины;
- вечера с родителями, для родителей и детей;
- изготовление с детьми наглядных пособий для праздников, занятий, игр.
Вся работа по духовно-нравственному развитию детей в ДОО ведется по
трем направлениям:
1.Самообразование педагогов.
Самообразование педагогов осуществляется в следующих формах:
- консультации;
- тематические семинары, мастер-классы, педагогические советы;
- изучение передового опыта и литературы (вебинары, ГМО, РМЦ и др).
2. Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно-
образовательного
процесса
в
ДОУ.
Различные
формы
сотрудничества
помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:
- тематическое анкетирование;
- родительские собрания;
- папки-передвижки;
- тематические выставки (выставки семейного творчества и др.);
- совместные праздники.
3. Совместная деятельность с детьми.
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное
направление в духовно-нравственном воспитании.
- Праздники (традиционные, тематические, развлекательные);
- беседы на нравственные темы;
- проектная деятельность;
- слушание аудиозаписей (детские песни и сказки);
- рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
- продуктивная деятельность (рисунки, поделки и др.).
Таким образом, переход на ФГОС в системе российского образования
обозначает
инновационную
работу
по
совершенствованию
воспитания
подрастающего
поколения.
Одним
из
направлений
является
духовно
-
нравственное воспитание. Организация работы в данном направлении особое
значение приобретает в системе дошкольного образования.
Литература
1.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М., 2006.
2.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.,
2008.
3.
Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - СПб., 2005.
4.
Нравственное
воспитание
в
детском
саду
/
Под
редакцией
В.Г.
Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: «Просвещение», 2006.
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
6 .
Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? - М., 2010.