Напоминание

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов


Автор: Денисюк Алёна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№15 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание личности ребенка дошкольного возраста в условиях новых стандартов
Раздел: дошкольное образование





Назад





Духовно-нравственное воспитание личности ребенка дошкольного

возраста в условиях новых стандартов
Денисюк Алёна Сергеевна, воспитатель, МАДОУ ДС №15 «Солнышко» В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок». В современном мире материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека без которых, накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно- нравственное воспитание. Рассмотрим основные термины духовно-нравственного воспитания:
Духовность
- это способность человека слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе.
Духовное

воспитание
в педагогике - это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Нравственность
- включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Духовно

-

нравственное

воспитание
- э т о целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных
ценностей (абсолютных, общечеловеческих), процесс содействия духовно- нравственного становления человека, формированию у него: -нравственных чувств (совести, долга, веры, ответ ственно сти, гражданственности, патриотизма); -нравственного облика (терпения, милосердия); -нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); -нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, доброй воли). Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Целью

новых

стандартов

является:
позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Социокультурные условия для духовно-нравственного развития детей в

ДОО, предполагают:
 обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;  установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям;  взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.
В

соответствии

с

целевыми

ориентирами

духовно-нравственная

культура дошкольников складывается:
- из установки положительного отношения к миру; - способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам;
- умений адекватно проявлять свои чувства во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
ФГОС

ДО

представляет

совокупность

обязательных

требований

к

дошкольному образованию
. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников. Оно обеспечивает развитие личности, и охватывает определенные направления развития и образования детей, образовательные области.
Социально-коммуникативное

развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Развитие речи
включает владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие
предполагает восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое

развитие
направленно на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья. Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельно сти: и г р о в о й , коммуникативной, изобразительной, музыкальной и др.
Методы и формы работы с детьми в духовно-нравственном направлении:
словесно-образный: - чтение литературных произведений воспитателем; - беседы с элементами диалога; - рассказы по схемам, иллюстрациям; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др. наглядно-действенный: - наблюдения; - экскурсии; - показ сказок; - рассматривание иллюстраций, репродукций картин; - дидактические игры; - целевые прогулки и т.д. практический: - игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.; - оформление коллекций на различную тематику; - конкурсы, викторины;
- вечера с родителями, для родителей и детей; - изготовление с детьми наглядных пособий для праздников, занятий, игр.
Вся работа по духовно-нравственному развитию детей в ДОО ведется по

трем направлениям:

1.Самообразование педагогов.
Самообразование педагогов осуществляется в следующих формах: - консультации; - тематические семинары, мастер-классы, педагогические советы; - изучение передового опыта и литературы (вебинары, ГМО, РМЦ и др).
2. Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно- образовательного процесса в ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач: - тематическое анкетирование; - родительские собрания; - папки-передвижки; - тематические выставки (выставки семейного творчества и др.); - совместные праздники.
3. Совместная деятельность с детьми.
Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. - Праздники (традиционные, тематические, развлекательные); - беседы на нравственные темы; - проектная деятельность; - слушание аудиозаписей (детские песни и сказки); - рассматривание книжных иллюстраций и фотографий; - продуктивная деятельность (рисунки, поделки и др.). Таким образом, переход на ФГОС в системе российского образования обозначает инновационную работу по совершенствованию воспитания подрастающего поколения. Одним из направлений является духовно - нравственное воспитание. Организация работы в данном направлении особое значение приобретает в системе дошкольного образования.
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников – М., 2006. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 2008. 3. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - СПб., 2005. 4. Нравственное воспитание в детском саду / Под редакцией В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. М.: «Просвещение», 2006.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 6 . Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? - М., 2010.


В раздел образования