Автор: Конева Вера Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" Населённый пункт: п.Зимовники Наименование материала: мастер-класс для педагогов Тема: "Чудо по имени...Театр" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
Мастер-класс для педагогов
«Чудо по имени… Театр»
Подготовила воспитатель
Конева В.С.
п. Зимовники
2016г
Цель: Создание
условий
для максимального проявления
и
развития
педагогического
мастерства
участников
мастер-класса
в
использовании
театрализованной
деятельности
для
развития
творческих
способностей
обучающихся старшего дошкольного возраста.
Материалы и оборудование:
- сундук с атрибутами актерского ремесла (парики, элементы костюмов, грим,
шапочки);
- куклы (би-ба-бо, пальчиковые);
- музыкально-дидактическая игра «Сказочные герои»
- ширма, декорации, бутафория;
- музыкальные инструменты (детские и нетрадиционные).
Ход мастер-класса:
Слайд 1.
Уважаемые коллеги! Сегодня, предлагаю вам немного поиграть, все любят
игру «Назови одним словом».
Слайд 2.
(Ряд картинок, из которых участники мастер-класса называют слова – маска,
кукла, буфер, звонок).
Слайд 3.
А что может объёдинять эти четыре слова? (Театр).
Что для вас ТЕАТР? (мнения из зала). Кто любит театр так же как люблю его
я?
Слайд 4.
Думаю вы догадались, уважаемые коллеги о чём сегодня пойдёт речь? Я
надеюсь,
что
проведенный
сегодня
мастер-класс
поможет
вам
активно
внедрять полученный опыт в практику работы с обучающимися.
Весь мир — театр .
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Уильям Шекспир
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и
звуков, т.к. она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности, пением,
движением под музыку, слушанием и т.д.
В моей
работе с обучающимися, я понимаю, что дети не репетируют
спектакль, а играют в него. И самое важное – это подготовка к спектаклю, а
не сам спектакль. И от мастерства педагогов, от того насколько мы с вами
артистичны, мастерски владеем умеем импровизировать - зависит уровень
развития наших обучающихся.
Слайд 5.
Кто из вас хоть раз участвовал в представлениях кукольного театра? Попрошу
всех
желающих
участников
выйти…
Спасибо
за
отзывчивость.
Вам
предоставлены материалы и задания.
Слайд 6.
А с вами коллеги, я бы хотела поговорить о таком аспекте театрализованной
деятельности: этапы работы над образом персонажа.
Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж - Лисицу, и
разберём основные этапы работы над образом этого героя.
Слайд 7
I "Первый этап - Определение характера образа.
Его
задача
- научить
обучающихся распознавать конкретный образ, выделяя
характерные черты, присущие только ему.
Слайд 8
И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого
образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых
обстоятельств и целей, которые она преследует.
Для
этого
лучше
всего
использовать
метод
"Начитывание
контрастных
отрывков" из художественных произведений об этом герое.
Предложите пожалуйста произведения из детской литературы о лисе. (Ответы
участников мастер-класса, на слайде появляются картинки лисы).
Слайд 9
Давайте поговорим об этом:
1.
Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала?
(дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала -
хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе - жадная, корыстная, алчная;
обманывала самого близкого ей друга - не умеет дружить, любит только себя;)
Слайд 10
2.
Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала?
(пела и очень старалась всем понравиться)
3.
Какой она была, когда хотела всем понравиться?
(красивая, добрая,
ласковая, обаятельная, дружелюбная,)
4.
Она на самом деле хотела дружить с зайчатами? (хотела их съесть)
5.
Значит какой поступок она совершала? (притворялась добренькой -
двуличная; обманывала всех - хитрая, лживая, притворщица и т.д.)
Слайд 11
Итак,
обучающиеся увидели два совершенно разных образа лисы:
В первом случае - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на
пролом для достижения своей цели.
Вторая
лиса
-
притворщица.
Для
достижения
своей
цели
она
предстаёт
обаятельной,
ласковой, добродушной,
наивной.
Её
цель
-
усыпить
бдительность
окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем
свою сущность.
Вывод:
Таким
образом,
с
помощью
приема
«Начитывания
контрастных
отрывков»,
сравнивая
два
контрастных
персонажа, ваши дети без труда
составляют обобщенный образ лисицы:
Лиса в сказках - это устойчивый
образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса
пойдет
на
всё,
чтобы
получить
своё
-
будет
притворяться слабой
и
беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие.
II. Второй этап - работа над мимикой.
Его задача - научить обучающихся передавать эмоциональное
состояние
героев
с
помощью
мимики.
Остановимся подробнее
на приёме
«Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».
Давайте разделимся на 2 подгруппы: "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка",
Слайд
Перед
вами
ряд
иллюстраций
с
изображением
детей
в
различных
эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика
этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и
изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение
задания участниками мастер-класса)
Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями"
даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное
состояние.
III.
Третий этап - работа над жестом и движением.
Его задача - научить обучающихся двигаться в соответствии с характером
персонажа.
Решить
эту
задачу
нам
поможет игровой метод «Запоминание
физических действии».
Используем игру «Повторяйка». Правила игры: показываем поочереди одно
движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника
игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить
свой
элемент,
дополняющий
образ. Затем
упражнение
повторяет
вторая
подгруппа (образ лисички - сестрички)
Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют
развитию двигательной активности обучающихся и созданию образа через жест и
движения.
IV.
Четвёртый этап - работа над голосом.
Его задача - эмоциональная окраска речи
персонажа. Здесь нам поможет
прием – «Интонационная выразительность». Задание для первой подгруппы
- проговорить фразу Лисички-сестрички "Где вы, зайчики? Я хочу с вами
поиграть!". Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы:
"Вот
они
мои
денежки...
Ладно,
давай
делить".
Фразы
необходимо
проговаривать
с
разной
интонацией,
в
зависимости
от
того,
какое
эмоциональное состояние изображено на вашей картинке. Выполняя задание,
каждый
участник
с
различной
эмоциональной
окраской проговаривает
предложенную фразу.
В ы в о д : Таким
образом,
с
помощью
приёма
" И н то н а ц и о н н а я
выразительность"
обучающийся
учится
придавать
речи
эмоциональную
окраску.
V.
Пятый этап – Этюды.
Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике. Используем
прием Инсценирование диалогов: Детям предлагают обыграть короткие диалоги
других лис с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты
диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный
момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса. Это и
было заданием для наших коллег на сцене.
Игра команд:
Колобок
Текст сказки "Колобок".
Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик
старухе и говорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли
муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла
муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на
окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и
покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и
дальше по дорожке.
Катится колобок, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по
сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро
уйти!
И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по
сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от
тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от
дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя,
медведь, легко уйду! Медведь только его и видел.
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
— Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на
нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…
А лиса его — ам! И съела!
Слайд.
Рефлексия.
Хотелось бы закончить моё выступление словами Пьера де Ронсар
Весь мир - театр, мы все - актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
Творческих успехов, коллеги!