Напоминание

"Чудо по имени...Театр"


Автор: Конева Вера Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: п.Зимовники
Наименование материала: мастер-класс для педагогов
Тема: "Чудо по имени...Театр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Мастер-класс для педагогов «Чудо по имени… Театр» Подготовила воспитатель Конева В.С. п. Зимовники
2016г Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития творческих способностей обучающихся старшего дошкольного возраста. Материалы и оборудование: - сундук с атрибутами актерского ремесла (парики, элементы костюмов, грим, шапочки); - куклы (би-ба-бо, пальчиковые); - музыкально-дидактическая игра «Сказочные герои» - ширма, декорации, бутафория; - музыкальные инструменты (детские и нетрадиционные). Ход мастер-класса: Слайд 1. Уважаемые коллеги! Сегодня, предлагаю вам немного поиграть, все любят игру «Назови одним словом». Слайд 2. (Ряд картинок, из которых участники мастер-класса называют слова – маска, кукла, буфер, звонок). Слайд 3. А что может объёдинять эти четыре слова? (Театр). Что для вас ТЕАТР? (мнения из зала). Кто любит театр так же как люблю его я? Слайд 4. Думаю вы догадались, уважаемые коллеги о чём сегодня пойдёт речь? Я надеюсь, что проведенный сегодня мастер-класс поможет вам активно внедрять полученный опыт в практику работы с обучающимися. Весь мир —
театр
. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль. Уильям Шекспир Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, т.к. она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности, пением, движением под музыку, слушанием и т.д. В моей работе с обучающимися, я понимаю, что дети не репетируют спектакль, а играют в него. И самое важное – это подготовка к спектаклю, а не сам спектакль. И от мастерства педагогов, от того насколько мы с вами артистичны, мастерски владеем умеем импровизировать - зависит уровень развития наших обучающихся. Слайд 5. Кто из вас хоть раз участвовал в представлениях кукольного театра? Попрошу всех желающих участников выйти… Спасибо за отзывчивость. Вам предоставлены материалы и задания. Слайд 6.
А с вами коллеги, я бы хотела поговорить о таком аспекте театрализованной деятельности: этапы работы над образом персонажа. Выберем для демонстрации широко известный сказочный персонаж - Лисицу, и разберём основные этапы работы над образом этого героя. Слайд 7 I "Первый этап - Определение характера образа. Его задача - научить обучающихся распознавать конкретный образ, выделяя характерные черты, присущие только ему. Слайд 8 И так мы взяли образ лисы. Наша задача показать многогранность этого образа, показать, что лиса может быть разной в зависимости от предлагаемых обстоятельств и целей, которые она преследует. Для этого лучше всего использовать метод "Начитывание контрастных отрывков" из художественных произведений об этом герое. Предложите пожалуйста произведения из детской литературы о лисе. (Ответы участников мастер-класса, на слайде появляются картинки лисы). Слайд 9 Давайте поговорим об этом:
1.
Какой предстала перед вами лиса Алиса? Какие поступки она совершала? (дралась - значит она агрессивная, злая, жестокая, безжалостная; обманывала - хитрая, лживая; Хотела все монеты забрать себе - жадная, корыстная, алчная; обманывала самого близкого ей друга - не умеет дружить, любит только себя;) Слайд 10
2.
Какую вы увидели лисичку-сестричку? Какой поступок она совершала? (пела и очень старалась всем понравиться)
3.
Какой она была, когда хотела всем понравиться? (красивая, добрая, ласковая, обаятельная, дружелюбная,)
4.
Она на самом деле хотела дружить с зайчатами? (хотела их съесть)
5.
Значит какой поступок она совершала? (притворялась добренькой - двуличная; обманывала всех - хитрая, лживая, притворщица и т.д.) Слайд 11 Итак, обучающиеся увидели два совершенно разных образа лисы: В первом случае - это хищница: агрессивная, жестокая, алчная, идущая на пролом для достижения своей цели. Вторая лиса - притворщица. Для достижения своей цели она предстаёт обаятельной, ласковой, добродушной, наивной. Её цель - усыпить бдительность окружающих, заставить их поверить ей, и уж тогда показать всем свою сущность. Вывод: Таким образом, с помощью приема «Начитывания контрастных отрывков», сравнивая два контрастных персонажа, ваши дети без труда составляют обобщенный образ лисицы: Лиса в сказках - это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса
пойдет на всё, чтобы получить своё - будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. II. Второй этап - работа над мимикой. Его задача - научить обучающихся передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. Остановимся подробнее на приёме «Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние». Давайте разделимся на 2 подгруппы: "Лиса Алиса" и "Лисичка-сестричка", Слайд Перед вами ряд иллюстраций с изображением детей в различных эмоциональных состояниях. Выберете те иллюстрации, на которых мимика этих детей подходит к образу вашего персонажа, аргументируйте ваш выбор и изобразите мимикой эмоциональное состояние вашего персонажа. (Выполнение задания участниками мастер-класса) Вывод: Таким образом, мы видим, что приём "Работа с иллюстрациями" даёт возможность ребёнку подобрать мимику героя через его эмоциональное состояние. III. Третий этап - работа над жестом и движением. Его задача - научить обучающихся двигаться в соответствии с характером персонажа. Решить эту задачу нам поможет игровой метод «Запоминание физических действии». Используем игру «Повторяйка». Правила игры: показываем поочереди одно движение, присущее Лисе Алисе, задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ. Затем упражнение повторяет вторая подгруппа (образ лисички - сестрички) Вывод: Таким образом, игры на память физических действий способствуют развитию двигательной активности обучающихся и созданию образа через жест и движения. IV. Четвёртый этап - работа над голосом. Его задача - эмоциональная окраска речи персонажа. Здесь нам поможет прием – «Интонационная выразительность». Задание для первой подгруппы - проговорить фразу Лисички-сестрички "Где вы, зайчики? Я хочу с вами поиграть!". Задание для второй подгруппы - проговорить фразу Лисы Алисы: "Вот они мои денежки... Ладно, давай делить". Фразы необходимо проговаривать с разной интонацией, в зависимости от того, какое эмоциональное состояние изображено на вашей картинке. Выполняя задание, каждый участник с различной эмоциональной окраской проговаривает предложенную фразу. В ы в о д : Таким образом, с помощью приёма " И н то н а ц и о н н а я выразительность" обучающийся учится придавать речи эмоциональную окраску.
V. Пятый этап – Этюды. Его задача - применить изученные методы и приёмы на практике. Используем прием Инсценирование диалогов: Детям предлагают обыграть короткие диалоги других лис с персонажами героев из других сказок. Проговаривая тексты диалогов, необходимо помнить о эмоциональном состоянии лисицы в данный момент, о мимике, жестах и движениях, о эмоциональной окраске голоса. Это и было заданием для наших коллег на сцене. Игра команд:
Колобок
Текст сказки "Колобок". Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит: — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке. Катится колобок, а навстречу ему заяц: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти! И покатился колобок дальше — только заяц его и видел! Катится колобок, а навстречу ему волк: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти! И покатился колобок дальше! Катится колобок, а навстречу ему медведь: — Колобок, колобок, я тебя съем! — Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел. Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший! Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит: — Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок. Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по… А лиса его — ам! И съела!
Слайд. Рефлексия. Хотелось бы закончить моё выступление словами Пьера де Ронсар Весь мир - театр, мы все - актеры поневоле, Всесильная Судьба распределяет роли, И небеса следят за нашею игрой! Творческих успехов, коллеги!


В раздел образования