Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития в доме ребенка
Автор: Морозихина Людмила Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики Населённый пункт: г. Орехово-Зуево Наименование материала: Статья Тема: Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития в доме ребенка Раздел: среднее профессиональное
Особенности семейного воспитания детей с
нарушениями развития в специализированном доме
ребенка
Появление в доме ребенка детей с нарушениями развития всегда ведет к
созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь
всех членов педагогического коллектива. Основной задачей воспитателей,
является
преодоление
психологического
стресса
и
э м о ц и о н а л ь н ы х
трудностей,
так
как
без
этого невозможно решать
проблемы
воспитания
ребенка
с
нарушениями
развития.
Мы
являемся
с а м ы м и
б л и з к и м и
людьми,
которых
видят
изо дня в день наши дети,
становимся семьей для них , а семья выполняет главную роль в воспитании
детей с нарушениями слуха, речи, зрения и другими дефектами, поэтому
воспитателям
важно
сформировать
у
себя
правильную
позицию
по
отношению к своим воспитанникам, а также знать об основных принципах
воспитания
детей
с
нарушениями
развития
и
активно
применять
их
в
повседневной жизни.
Позиция воспитателя (сотрудников группы) по отношению к ребенку
Очень большое значение в воспитании детей с различными нарушениями
развития
играет
отношение
воспитателя
и
всего
персонала
к
ребенку.
Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но
имеющего ряд особенностей, которые педагог должен учитывать в процессе
воспитания.
Однако
в
большинстве
случае
формируются
неадекватные
позиции по отношению к ребенку:
Гиперопека – в этой ситуации воспитатель и сотрудники группы относятся к
ребенку как к беспомощному существу, которое нуждается в постоянной
защите и контроле, ему не прививают навыков самостоятельности.
Эмоциональное неприятие ребенка – воспитатели и сотрудники коллектива
смиряются с особенностями ребенка, но не принимают его самого, что ведет
к
недостатку
или
полному
отсутствию
необходимой
педагогической
и
коррекционной работы.
Неприятие
дефекта
ребенка
–
воспитатели
принимают
ребенка,
но
не
способны смириться с его дефектом, поэтому прилагают множество усилий,
чтобы
его
исправить,
растят
ребенка
в
условиях
«культа
болезни»,
что
негативно сказывается на его психическом развитии.
Неприятие ребенка и его особенностей – воспитатели и сотрудники группы
не
могут
принять
ни
ребенка,
ни
его
дефект,
не
видят
будущего
в
его
воспитании, поэтому отказываются от дальнейшего развития и обучения и
становления его как личности.
Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном
принятии.
Педагоги
не
должны
сравнивать
его
с
другими,
нормально
развивающимися детьми.
Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями
развития.
Всем
воспитателям
и
сотрудникам
группы
(медсестры,
санитарки)
рекомендуется соблюдать следующие важные принципы:
В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны
принимать участие все члены группы, где проживают дети. Всем членам
группы необходимо иметь представление о природе нарушений развития,
имеющихся
у
ребенка,
правильной
линии
поведения
с
ним
и
способах
коррекции дефектов. Помимо семейного воспитания, ребенку необходима
профессиональная
помощь
специалистов,
при
этом
степень
их
участия
в
процессе
воспитания
определяется
в
зависимости
от
тяжести
дефектов
развития
ребенка.
Наиболее
важным
условием
для
эффективного воспитания детей с нарушениями зрения,
слуха, речи и другими дефектами является гармоничная
психологическая
обстановка
в
группе
дома
ребенка.
Все
дети
остро
переживают
дефицит
л ю б в и
и
л а с к и ,
а
д е т и
с
о т к л о н е н и я м и
в
р а з в и т и и
отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что здесь его
любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания
и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно,
чтобы все сотрудники группы: воспитатели, медсестры и санитарки, умели
легко
и
бесконфликтно
договориться
о
любых
вопросах,
связанных
с
воспитанием
детей
с
нарушением
в
развитии.
Только
такие
условия
гарантируют,
что
он
будет
расти
и
развиваться
в
условиях
душевного
комфорта
и
иметь
чувство
защищенности.
При
воспитании
детей
с
нарушениями слуха, зрения и речи воспитателям следует соблюдать принцип
внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при
воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что
ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов,
поэтому
сотрудникам
группы
нужно
учиться
распознавать
их
по
его
выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе. Также необходимо
соблюдать
принцип
формирования
у
ребенка
навыков
нормативного
поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию.
Особенно
этот
принцип
важен
при
воспитании
детей
с
нарушениями
интеллекта. Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания
детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития
является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с
отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности.
Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал
посильное
участие
в
выполнении
трудовых
поручений
и
предложений
в
группе. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при
котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет
ощущать
дискомфорта
из-за
своих
физических
недостатков.
Кроме
того,
необходимо
обеспечить
ребенку
условия
для
развития
его
природных
способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать
упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при
которой
речевые
дефекты
не
будут
оказывать
влияния
на
успешность
занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия
для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.