Напоминание

Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития в доме ребенка


Автор: Морозихина Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики
Населённый пункт: г. Орехово-Зуево
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития в доме ребенка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития в специализированном доме ребенка Появление в доме ребенка детей с нарушениями развития всегда ведет к созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь всех членов педагогического коллектива. Основной задачей воспитателей, является преодоление психологического стресса и э м о ц и о н а л ь н ы х трудностей, так как без этого невозможно решать проблемы воспитания ребенка с нарушениями развития. Мы являемся с а м ы м и б л и з к и м и людьми, которых видят изо дня в день наши дети, становимся семьей для них , а семья выполняет главную роль в воспитании детей с нарушениями слуха, речи, зрения и другими дефектами, поэтому воспитателям важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своим воспитанникам, а также знать об основных принципах воспитания детей с нарушениями развития и активно применять их в повседневной жизни.
Позиция воспитателя (сотрудников группы) по отношению к ребенку
Очень большое значение в воспитании детей с различными нарушениями развития играет отношение воспитателя и всего персонала к ребенку. Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые педагог должен учитывать в процессе воспитания. Однако в большинстве случае формируются неадекватные позиции по отношению к ребенку: Гиперопека – в этой ситуации воспитатель и сотрудники группы относятся к ребенку как к беспомощному существу, которое нуждается в постоянной защите и контроле, ему не прививают навыков самостоятельности.
Эмоциональное неприятие ребенка – воспитатели и сотрудники коллектива смиряются с особенностями ребенка, но не принимают его самого, что ведет к недостатку или полному отсутствию необходимой педагогической и коррекционной работы. Неприятие дефекта ребенка – воспитатели принимают ребенка, но не способны смириться с его дефектом, поэтому прилагают множество усилий, чтобы его исправить, растят ребенка в условиях «культа болезни», что негативно сказывается на его психическом развитии. Неприятие ребенка и его особенностей – воспитатели и сотрудники группы не могут принять ни ребенка, ни его дефект, не видят будущего в его воспитании, поэтому отказываются от дальнейшего развития и обучения и становления его как личности. Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном принятии. Педагоги не должны сравнивать его с другими, нормально развивающимися детьми.
Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями

развития.
Всем воспитателям и сотрудникам группы (медсестры, санитарки) рекомендуется соблюдать следующие важные принципы: В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны принимать участие все члены группы, где проживают дети. Всем членам группы необходимо иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов. Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка. Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, речи и другими дефектами является гармоничная психологическая обстановка в группе дома ребенка. Все дети остро переживают дефицит л ю б в и и л а с к и , а д е т и с о т к л о н е н и я м и в р а з в и т и и
отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что здесь его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно, чтобы все сотрудники группы: воспитатели, медсестры и санитарки, умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием детей с нарушением в развитии. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности. При воспитании детей с нарушениями слуха, зрения и речи воспитателям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому сотрудникам группы нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе. Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Особенно этот принцип важен при воспитании детей с нарушениями интеллекта. Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности. Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении трудовых поручений и предложений в группе. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих физических недостатков. Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.


В раздел образования