Напоминание

"Компьютерная зависимость у подростков, как социально-психологическая проблема"


Автор: Соколова Елена Олеговна
Должность: заведующая канцелярией
Учебное заведение: МБОУ "Школа №7 "Русская классическая школа"
Населённый пункт: Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: "Компьютерная зависимость у подростков, как социально-психологическая проблема"
Раздел: среднее образование





Назад





Соколова Е.О., Сухов А.Н.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №7 «Русская классическая школа»

Компьютерная зависимость у подростков, как социально-

психологическая проблема

Аннотация:
В данной статье рассматривается специфика компьютерной зависимости подростков как социально-педагогическая проблема. Затрагиваются личностные проблемы подростков, которые используют зависимое поведение как защитный механизм, создавая тем самым иллюзорную зону комфорта и благополучия.
Зависимость
рассматривается как комплексное заболевание; изменения в личности подростка, ведущие к социальной дезадаптации, анализируются на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях.
Ключевые

слова
: компьютерная зависимость, подростки, компьютер, виртуальный мир.
Abstract:
The article highlights the specific character of teenagers’ computer addiction as a social and pedagogical issue. It touches upon personal problems of teenagers, for whom addictive behaviour is a defence mechanism, which helps them to create an illusionary comfort zone. The article considers addiction as a complex disease; personality changes of a teenager that lead to social exclusion are analyzed on biological, psychological, social and spiritual levels.
Keywords:
computer addiction, teenagers, computer, virtual world.
Актуальность:
исследование проблем компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги. В нашей жизни мы уже не мыслим жизнь без компьютера. Почти каждая семья может позволить себе купить компьютер. И это неотъемлемый помощник в учебе для детей и подростков. Многие из них просто не представляют себе как можно без него учиться, провести большую часть своего свободного времени. Ведь компьютер выполняет множество различных функций и задач: воспроизведение видео, проигрывание ауди, текстовые программы, графические анимации, виртуальные игры и много другое. Подросткам очень тяжело почувствовать баланс в «общении» с компьютером и тогда они почти не используют его для учебы, а компьютер им нужен только для того, чтобы исследовать Интернет, общаться с
приятелями или играть в виртуальные игры. Активный отдых уходит у них на второй план. Таким образом, перед подростком открывается совершенно новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который «отключает» его от реального мира, «переключая» на себя. Из-за неуравновешенности психики в этот период у подростков очень быстро формируется компьютерная зависимость. Компьютерная зависимость – это форма ухода от реальности. В реальности подростку иногда приходится сложно, приходится решать различные конфликты, испытывать разочарования. Приходится строить отношения с различными людьми, к которым испытываешь симпатию, и на оборот, которые совершенно тебе не симпатичны. Поэтому подростку кажется, что виртуальная жизнь интереснее, захватывающее, идеальнее. Компьютерный мир реален только для ребенка. В него нет доступа никому, кроме него самого. Здесь подросток может себя чувствовать в безопасности, защищенным. Можно сказать, что у подростка появляется собственный окружающий мир, но только не реальный, а виртуальный. В этом виртуальном мире он стремиться получить признание, уважения, быть главным, его боятся. Это происходит, скорее всего, тогда, когда он не может получить этого в жизни при общении со сверстниками, родителями, учителями. Дети в наше время прекратили общаться правильно. Всё их общение состоит из виртуальной переписки друг с другом. Иногда проще написать, чем сказать что-то в глаза собеседнику. Большая ответственность лежит на родителях, которые для освобождения своего личного времени, с ранних лет усаживают детей за портативную технику. По началу родители радуются, видя достижения в «компьютерной работе» их ребенка, не подразумевая, что может все это обернуться совершенно в обратную сторону. Родители начинают только тогда «бить тревогу», когда начинают замечать за своим ребенком совершенно необъяснимые изменения в поведении: беспричинное возбуждение или вялость, частные перепады настроения, агрессивное поведение на критику, замечания, нарастающая оппозиционность к родителям, друзьям, ухудшение памяти, отказ от хобби, неряшливость – все это можно подчеркнуть как основные критерии, определяющие начало компьютерной зависимости у подростков. Просиживая несколько часов за игрой подростку, окунувшемуся в мир виртуальной реальности совершенно не хочется из нее выходить даже тогда, когда его зовут или требуют обратить на что-то внимание он начинает раздражаться и злиться. У зависимых от компьютера детей теряется чувство ответственности, ему становятся безразличны домашние дела, уроки, договоренности, встречи, имеющие для него важный характер, теряется сон, появляется возбуждение при игре. По сле проявления таких изменений, родители начинают самостоятельно решать проблему, но в большинстве случаев это бывает безуспешно. Начинается запрет во всем, что еще больше провоцирует приступ агрессии у подростка. Родители становятся врагами, так как они не дают ему испытать удовольствие, кайф, возможность выброса эмоций.
В процессе компьютерной игры у подростков происходит ряд реакций, сходных с чувством удовлетворенности, т.е. при хорошем исходе игр – у подростка присутствует гормон счастья, а если проигрыш в игре – гормон стресса, агрессии, гнева. Его привлекает «вкус» победы, и он стремиться вновь и вновь испытать это чувство. Как алкоголик или наркоман. На основе этого можно сделать вывод, что компьютерные игры воздействуют на психоэмоциональное состояние подростка. Компьютерная зависимость, как и любая другая, влечет за собой деградацию личности подростка, ухудшение психологического состояния, потеря «Я» образа, В наше время разработчики компьютерных игр создают такие игры, где подросток может наблюдать грязь, кровь, драки, убийства. Согласно теории А. Бандуры (американский психолог, известный своими работами по теории социального обучения), «чувства, вызываемые виртуальным наблюдением агрессии и жестокости, с большим процентом вероятности ведут к возбуждению реальной агрессии». Игра предоставляет возможность нарушать закон и мораль, что в настоящем мире недопустимо. Подросток, воображая себя героем, преступает закон, начинает убивать, мстить врагам при этом он испытывает самое настоящее физиологическое удовлетворение собой не понимая и не различая где он, а где герой игры. Это все для него становиться одним целым. И если во время не заметить проблему, то в будущем у таких подростков начнутся уже реальные проблемы с законом. Некоторые виртуальные игры в XXI веке требует материальных вложений, для того, чтобы перейти на следующий уровень, купить новое оружие, «прокачать» героя, и не всегда родители готовы обеспечивать его материально. Если у подростка компьютерная зависимость, то он может, преступая закон и ослушиваясь родителей, сам начинает «добывать» себе деньги. Он начинает воровать деньги у родителей, чтобы пойти в Интернет- кафе, а после избивает детей младше себя возраста, грабит прохожего – ведь именно это он много раз проделывал в игре. В компьютерной игре – он был герой, так почему же он не может все это воплотить в реальную жизнь? Здесь можно выделить два типа зависимых подростков. первый тип: ребенок после проигрывания игры, возвращается в реальность, забывая и не применяя ничего из этой игры в реальной жизни, а второй тип – совершенно противоположный. Подросток чувствует себя героически, и пытается подражать своему герою, не осознавая дальнейших последствий. Английский психолог М. Шоттон объясняет причину компьютерной зависимости тем, что подростки воспринимают компьютер в роли «конкурента» – многофункционального, умного, неопознанного. М. Шоттон отмечает также опасность истощения эмоционального состояния подростка, поскольку в процессе любой игры, не возможно выигрывать с первого раза и постоянно, не допуская ошибок. Большинство компьютерных игр, по мнению психолога, провоцируют агрессивное поведение, неустойчивое настроение и неадекватные реакции.


В раздел образования