Конспект занятия по развитию речи
Тема: Животные жарких стран.
Задачи:
-образовательные: уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;
учить согласовывать существительные с числительными; учить образовывать
названия детенышей животных; учить образовывать притяжательные
прилагательные.
-развивающие: развивать внимание, память, мышление;
-воспитательные: прививать любовь к животным; воспитывать умение слушать
логопеда и сверстников.
Интеграция
образовательных
областей: познавательное
развитие,
речевое,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Виды деятельности: игровая, речевая, конструктивная.
Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Приёмы: проблемная ситуация, творческие задания.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных жарких стран,
игрушка слоны, глобус, мягкая игрушка обезьяна, картина с изображением
джунглей.
Предварительная работа: беседа о животных жарких стран, рассматривание
иллюстраций.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Давайте в это прекрасное утро улыбнемся и скажем друг-
другу приятные слова.
Игра «Не сердись, улыбнись».
2.Сообщение темы занятия:
(Слышен плач. В группе появляется маленький слоненок).
-Ребята, посмотрите, какой маленький слоненок. Что у него случилось, как вы
думаете? Почему он плачет? (Наверное, он потерял свою маму)
-Конечно. Он потерял свою маму. Видите, как он расстроился. Как же мы можем
ему помочь? (Ответы детей)
-А где живут слоны. Как вы думаете? (В жарких странах.)
-Нужно нам туда отправиться. А поможет нам в этом волшебный глобус.
Закрывайте глаза. А я скажу волшебные слова:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу.
Открывайте глаза.
3. Согласование существительных с числительными. Дидактическая игра
«Сосчитай».
-Куда это мы попали? Не похоже на Африку. Кажется, мы оказались в Австралии.
А кто здесь живет вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Она в Австралии живет,
На обед траву жует.
У нее высокий рост,
Ей опорой служит хвост,
На двух лапках она скачет,
Малыша в кармане прячет.
Кто это? (Кенгуру)
А вот и она сама прискакала.
Кенгуру: Здравствуйте, ребята.
Д: Здравствуй, кенгуру. Мы ищем маму слоненка. Вы не видели её?
Кенгуру: Если вы мне поможете, то и я вам помогу. Посмотрите, по полю
разбежались мои детки. Надо их сосчитать и в кучку собрать.
Дети считают: 1 кенгуренок, 2, 3, 4, 5, кенгурят и расставляют кенгурят в
кармашки на полотне.
Кенгуру: Вот спасибо вам, ребятишки. Помогу и я вам. Слоны не живут в
Австралии. Вам нужно отправляться в Африку. Там вы и найдете маму слоненка.
-Спасибо, Кенгуру. Закрывайте глаза, отправляемся дальше.
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу.
4.Актуализация предметного словаря. Дидактическая игра «Угадай и покажи».
-Ребята, вот мы и в Африке.
Африка, Африка – волшебный континент,
На всей большой планете земли прекрасней нет!
Поиграем в игру «Угадай и покажи». Но нужно не просто угадать, а еще и найти
изображение животного, которого я загадала.
Скажите-ка мне: кто это такие здесь живут, ловкие и хвостатые? (Обезьяны)
А большие и толстокожие? (Бегемоты) Сильные и гривастые (Львы)
Быстрые, пятнистые? (Леопарды) Пятнистые, длинношеие? (Жирафы.)
Выносливые, двугорбые? (Верблюды.)
5. Образование притяжательных прилагательных. Дидактическая игра «Чье это?»
-Поиграли, а теперь немного отдохнем, присядем на травку. Ребята, посмотрите,
мы так неожиданно здесь появились, что все животные спрятались от нас.
Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите?
Копыта чьи? – зебры.
Хвост чей? – леопарда.
Голова чья? – бегемота.
Хобот чей? – хобот слона.
6. Физкультминутка «Чудесное превращение».
-Вот сколько животных мы увидели! Давайте покажем им игру про животных
жарких стран.
Дилы-дилы-дилы – появились крокодилы.
(Дети изображают дремлющего крокодила.)
Моты-моты-моты – появились бегемоты.
(Показывают, как шагают бегемоты, как широко они открывают рты.)
Афы-афы-афы – жуют листики жирафы.
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов.)
Ны-ны-ны – водой брызгают слоны.
(Надувают щеки, как бы набирая воду, затем, брызгают.)
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.
(Дети изображают скачущих обезьян.)
7. Образование названия детенышей. Дидактическая игра «Кто у кого?»
-Ребята, посмотрите, здесь чьи-то следы! Как вы -думаете, чьи они? (Следы
слонов) наверное, здесь проходили слоны и мы на правильном пути.
Дети подходят к обезьянке и тигренку по следам.
-Здравствуй обезьянка и тигренок.
Д: Вы не видели маму слоненка?
Обезьянка: Нет, мы не видели маму слониху. Но если вы нам поможете, мы вам
покажем где ее можно найти. Мы с тигренком не можем найти детенышам маму.
Дети собирают игру.
Тигренок: Ребята, вы, наверное, Очень торопитесь? (Ответы детей)
Отправляйтесь дальше в джунгли. Там вы можете встретить стадо слонов. Может
среди них окажется и мама вашего слоненка.
Д: Спасибо.
Идут дальше.
-Ребята, посмотрите. Кажется, я уже вижу кого-то. Это стадо слонов, а мамы
слонихи нет. Наверное, она ищет своего сынишку.
Слониха: Здравствуйте, ребята. Я так переживала за своего сына, ведь он такой
маленький! Отбился от стада. Спасибо, что помогли найти ему дорогу домой.
-Ребята, расскажите, кто помогал вам найти маму слоненка.
Ответы детей.
-Нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся со слоненком и его мамой.
Нам нужно вернуться обратно в детский сад. Давайте произнесем вместе
волшебные слова:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть домой скорей хочу.
8. Итог.
-Вам понравилось путешествие?
А что вам запомнилось больше всего?
Вот какое доброе дело мы с вами сделали.