Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ульканский межотраслевой техникум»
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УПР
_____________ Лисичникова Е.В.
«____» ______________ 2015 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов
по учебной дисциплине
ОУД.17 Экология
Улькан 2015 г.
1
Комплект
контрольно-измерительных
материалов
разработан
на
основе
программы учебной дисциплины Экология с учётом требований ФГОС среднего
общего
образования,
ФГОС
среднего
профессионального
образования
е сте ственнонаучного
и
социально-
экономиче ского
п р о фи л е й
профессионального образования
Организация-разработчик: Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой
техникум»
Разработчик:
Лосева Н.А., преподаватель В КК
Р а с с м от р е н
и
од о б р е н
н а
з а с ед а н и и
м е тод и ч е с ко й
ко м и с с и и
«Профессиональный,
общеобразовательный
цикл» Протокол
№
1
от
«31»
августа 2015 г.
Руководитель методической комиссии _Лосев А.Б.___
(инициалы, фамилия)
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ПАСПОРТ)
стр.
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,
ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
5-7
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
8-13
3
1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ПАСПОРТ)
1.1. Назначение:
КИМ
предназначен
для
контроля
и
оценки
результатов
освоения
учебной
дисциплины Экология по профессии 43.01.02 Парикмахер.
Комплект
контрольно-измерительных
материалов
разработан
на
основе
программы
учебной
дисциплины
Экология
с
учётом
требований
ФГОС
среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования
естественнонаучного
и
социально-
экономического
профилей
профессионального образования.
1.2. Условия проведения дифференцированного зачета:
Дифференцированный зачет проводится в форме тестирования на компьютере
в
программе MyTestX – 5 тестов (всего 90 вопросов). Задания выполняются
самостоятельно.
Задания
предусматривают
проверку
знаний
и
умений
по
учебной дисциплине у обучающихся по количеству компьютеров.
Время выполнения задания – 120 минут
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,
ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
В ходе дифференцированного зачета проверяются следующие знания и умения:
Таблица 2.1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные
знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
предметных:
сформированность представлений об экологической
культуре как условии достижения устойчивого
(сбалансированного) развития
общества и природы, об экологических связях в
системе «человек-общество-природа»;
Тесты по темам: Предмет и
задачи экологии (14 вопросов);
Экологические системы (23
вопроса); Факторы среды (23
вопроса); Загрязнения человеком
(12 вопросов); Организм и среда
обитания (18 вопросов).
сформированность экологического мышления и
способности учитывать и оценивать экологические
последствия в разных сферах деятельности;
владение умениями применять экологические знания в
жизненных ситуациях, связанных с выполнением
типичных социальных ролей;
владение знаниями экологических императивов,
гражданских прав и обязанностей в области энерго- и
ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
сформированность личностного отношения к
экологическим ценностям, моральной ответственности
за экологические последствия своих действий в
окружающей среде;
сформированность способности к выполнению
проектов экологически ориентированной социальной
деятельности, связанных с экологической
безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и
повышением их экологической культуры.
В ходе текущего контроля проверяются следующие знания и умения:
Таблица 2.2
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
личностных:
устойчивый интерес к истории и достижениям в
области экологии;
Защита проектов на СНО, участие в
предметных олимпиадах, мероприятиях
техникума
готовность к продолжению образования,
повышен ию квалификации в избранной
профессиональной деятельности, используя
полученные экологические знания;
объективное осознание значимости
компетенций в области экологии для человека и
общества, умение;
умения проанализировать техногенные
последствия для окружающей среды, бытовой и
производственной деятельности человека;
5
готовность самостоятельно добывать новые для
себя сведения экологической направленности,
используя для этого доступные источники
информации;
умение управлять своей познавательной
деятельностью, проводить самооценку уровня
собственного интеллектуального развития;
умение выстраивать конструктивные
взаимоотношения в команде по решению общих
задач в области экологии;
метапредметных:
овладение умениями и навыками различных
видов познавательной деятельности для
изучения различных сторон окружающей среды;
о ц е н к а
р е з ул ь т а т а
в ы п о л н е н и я
п р а к т и ч е с к и х
р а б о т
№ 1 - 1 5
и
самостоятельных работ.
Тестирование по разделам 1-4;
Тесты
по
темам:
Предмет
и
задачи
экологии
(14
вопросов);
Экологические
системы (23 вопроса); Факторы среды (23
вопроса);
Загрязнения
человеком
(12
вопросов);
Организм
и
среда
обитания
(18 вопросов).
применение основных методов познания
(описание, наблюдение, эксперимент) для
изучения различных проявлений
антропогенного воздействия, с которыми
возникает необходимость сталкиваться в
профессиональной сфере;
умение определять цели и задачи деятельности,
выбирать средства их достижения на практике;
умение использовать различные источники для
получения сведений экологической
направленности и оценивать её достоверность
для достижения поставленных целей и задач;
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
6
3.1. Контрольно-оценочные материалы (задания в тестовой форме)
Тест Предмет и задачи экологии
Задание #1
Вопрос:
Современное определение науки экология - это:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
учение о доме, жилище;
2)
наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и
окружающей средой;
3)
фундаментальная наука о природе, являющаяся комплексной и
объединяющая знание основ нескольких классических естественных наук.
Задание #2
Вопрос:
Биоцентрическое мировоззрение это:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
в центр природы и мироздания ставит человека;
2)
рассматривает человека как часть природы;
3)
центром и целью жизни самого человека ставит тоталитарную социальную
или производственную систему;
Задание #3
Вопрос:
Термин экология впервые ввел в науку:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
Ю.П. Одум;
2)
В.И. Вернадский;
3)
Э. Геккель;
4)
К.Ф. Рулье.
Задание #4
Вопрос:
Какой
из
методов
экологических
исследований
является
основным,
позволяет исследователю по возможности не вмешиваясь в естественный
ход событий, судить об истинном характере изучаемого явления?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
эксперимент;
2)
моделирование;
3)
наблюдение в искусственных условиях;
4)
наблюдение в естественных условиях.
Задание #5
Вопрос:
Раздел экологии, изучающий взаимоотношение особей (организмов) с
окружающей средой называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
демэкология;
2)
аутэкология ;
3)
общая экология;
4)
синэкология.
Задание #6
7
Вопрос:
Раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяций с окружающей
средой называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
демэкология;
2)
общая экология;
3)
синэкология;
4)
глобальная экология.
Задание #7
Вопрос:
Раздел экологии, изучающий взаимоотношения сообществ и экосистем
называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
медицинская экология;
2)
общая экология;
3)
аутэкология;
4)
синэкология.
Задание #8
Вопрос:
Раздел экологии, исследующий общие закономерности взаимоотношений
общества и природы называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
общая экология;
2)
популяционная экология;
3)
социальная экология;
4)
глобальная экология.
Задание #9
Вопрос:
Один из разделов экологии, изучающий биосферу земли называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
общая экология;
2)
глобальная экология;
3)
сельскохозяйственная экология;
4)
химическая экология.
Задание #10
Вопрос:
Раздел экологии, изучающий болезни человека, связанные с загрязнением
среды и способы их предупреждения и лечения называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
химическая экология;
2)
экономическая экология;
3)
медицинская экология;
4)
общая экология.
Задание #11
Вопрос:
Один из разделов экологии, изучающий способы получения экологически
чистых сельскохозяйственных продуктов без истощения ресурсов пашни
и лугов называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
8
1)
экономическая экология;
2)
медицинская экология;
3)
сельскохозяйственная экология;
4)
юридическая экология.
Задание #12
Вопрос:
Моделированием экологических процессов занимается:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
промышленная экология;
2)
математическая экология;
3)
экономическая экология
4)
химическая экология.
Задание #13
Вопрос:
Разработкой экономических механизмов рационального
природопользования занимается:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
промышленная экология;
2)
юридическая экология;
3)
общая экология;
4)
экономическая экология.
Задание #14
Вопрос:
Изучением влияния выбросов предприятий и заводов на окружающую
среду, снижением этого влияния за счет совершенствованных технологий
занимается:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
химическая экология;
2)
юридическая экология;
3)
промышленная экология;
4)
социальная экология.
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 3;
2) (1 б.) Верные ответы: 2;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 4;
5) (1 б.) Верные ответы: 2;
6) (1 б.) Верные ответы: 1;
7) (1 б.) Верные ответы: 4;
8) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верные ответы: 2;
10) (1 б.) Верные ответы: 3;
11) (1 б.) Верные ответы: 3;
12) (1 б.) Верные ответы: 2;
13) (1 б.) Верные ответы: 4;
14) (1 б.) Верные ответы: 3;
Тест: Экологические системы
Задание #1
9
Вопрос:
Экосистема это:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
сохраняющаяся неопределенно долгое время совокупность различных
популяций, взаимодействующих между собой и окружающей их средой;
2)
взаимоотношения между видами в рамках биоценоза;
3)
совокупность особей проживающих на одной территории.
Задание #2
Вопрос:
Крупные наземные экосистемы, включающие в себя связанные друг с
другом более мелкие экосистемы, называют:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
биоценозами;
2)
биотопами;
3)
сукцессиями;
4)
биомами.
Задание #3
Вопрос:
Валовой первичной продукцией экосистемы называют:
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1)
общее количество вещества и энергии, поступающих от автотрофов к
гетеротрофам;
2)
общее количество вещества и энергии, производимое автотрофами.
Задание #4
Вопрос:
Первичную продукцию в экосистемах образуют:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
продуценты;
2)
консументы;
3)
детритофаги;
4)
редуценты.
Задание #5
Вопрос:
Вторичная продукция в экосистемах образуется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
продуцентами;
2)
консументами;
3)
детритофаги;
4)
редуценты.
Задание #6
Вопрос:
Наименьшая продуктивность характерна экосистемам:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
лесов;
2)
лугов;
3)
степей;
4)
пустынь.
Задание #7
Вопрос:
Наибольшая продуктивность характерна экосистемам:
10
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
тропических дождевых лесов;
2)
центральных частей океана;
3)
жарких пустынь;
4)
лесов умеренного климата.
Задание #8
Вопрос:
Установите, в какой последовательности должны располагаться
экосистемы с учетом увеличения их продуктивности:
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__
центральные части океана;
__
леса умеренной полосы;
__
горные леса;
__
коралловые рифы.
Задание #9
Вопрос:
Установите, в какой последовательности должны располагаться
экосистемы в направлении увеличения их продуктивности:
Укажите порядок следования всех 4 вариантов ответа:
__
влажные леса;
__
дубравы;
__
степи;
__
арктическая тундра.
Задание #10
Вопрос:
Атмосферный азот включается в круговорот веществ благодаря
деятельности:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
хемосинтезирующих бактерий;
2)
денитрифицирующих бактерий
3)
азотофиксирующих бактерий;
4)
нитратных бактерий.
Задание #11
Вопрос:
С е р а в
виде
сероводорода
поступает в
атмосферу
благодаря
деятельности:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
денитрифицирующих бактерий;
2)
сульфобактерий;
3)
метилотрофных бактерий;
4)
серобактерий.
Задание #12
Вопрос:
Азот
попадает в
растения в
процессе
круговорота
веществ в
форме:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
оксида азота;
2)
аммиака;
11
3)
нитратов;
4)
азотной кислоты.
Задание #13
Вопрос:
Основными антропогенными поставщиками серы в большой круговорот
веществ являются:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
теплоэнергетические установки;
2)
удобрения;
3)
испытания атомного оружия;
4)
полеты воздушных кораблей.
Задание #14
Вопрос:
Круговые движения химических элементов между организмами и
окружающей средой называют:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
круговоротом энергии;
2)
биогеохимическим циклом;
3)
круговоротом живых организмов;
4)
круговоротом азота.
Задание #15
Вопрос:
В наземном биоценозе микроорганизмы и грибы завершают разложение
органических
соединений
до
простых
минеральных
компонентов,
которые
снова
вовлекаются
в
круговорот
веществ
представителями
одной группы организмов. Назовите эту группу организмов:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
консументы I порядка;
2)
консументы II порядка;
3)
продуценты;
4)
редуценты.
Задание #16
Вопрос:
В какой форме углерод вступает в круговорот веществ в биосфере?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
в форме углекислого газа;
2)
в форме свободного углерода;
3)
в форме известняка;
4)
в форме угля.
Задание #17
Вопрос:
В какой форме углерод выходит из круговорота веществ, образуя
осадочные породы?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
сульфата кальция;
2)
карбоната кальция;
3)
нитрата кальция;
4)
сульфида кальция.
Задание #18
12
Вопрос:
Круговорот кислорода в природе занимает около:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
300 лет;
2)
2000 лет;
3)
1 млн. лет;
4)
100 млн. лет.
Задание #19
Вопрос:
Круговорот воды в природе занимает около:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
300 лет;
2)
2000 лет;
3)
1 млн. лет;
4)
100 млн. лет.
Задание #20
Вопрос:
Правило краевого (пограничного эффекта) гласит: на стыках биоценозов
количество видов в них:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
не изменяется;
2)
увеличивается;
3)
уменьшается;
4)
значительно не увеличивается.
Задание #21
Вопрос:
Масса тела живых организмов в экосистеме называется:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
биопродукцией;
2)
биоэнергией;
3)
биомассой;
4)
биочисленностью.
Задание #22
Вопрос:
Основной причиной неустойчивости экосистем является:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
неблагоприятные условия среды;
2)
недостаток пищевых ресурсов;
3)
несбалансированность круговорота веществ;
4)
избыток некоторых видов.
Задание #23
Вопрос:
Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором
поддерживается равновесие между организмами, а также между ними и
средой, называют:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
климаксом;
2)
сукцессией;
3)
флуктуацией;
13
4)
интеграцией.
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 1;
2) (1 б.) Верные ответы: 4;
3) (1 б.) Верные ответы: 2;
4) (1 б.) Верные ответы: 1;
5) (1 б.) Верные ответы: 2;
6) (1 б.) Верные ответы: 4;
7) (1 б.) Верные ответы: 1;
8) (1 б.) Верные ответы:
1;
3;
2;
4;
9) (1 б.) Верные ответы:
4;
2;
3;
1;
10) (1 б.) Верные ответы: 3;
11) (1 б.) Верные ответы: 2;
12) (1 б.) Верные ответы: 3;
13) (1 б.) Верные ответы: 1;
14) (1 б.) Верные ответы: 2;
15) (1 б.) Верные ответы: 4;
16) (1 б.) Верные ответы: 1;
17) (1 б.) Верные ответы: 2;
18) (1 б.) Верные ответы: 2;
19) (1 б.) Верные ответы: 3;
20) (1 б.) Верные ответы: 2;
21) (1 б.) Верные ответы: 3;
22) (1 б.) Верные ответы: 3;
23) (1 б.) Верные ответы: 1;
Тест Факторы среды
Задание #1
Вопрос:
Экологические факторы это:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
все элементы среды, воздействующие на организм;
2)
только температурный фактор;
3)
только пищевой фактор.
Задание #2
Вопрос:
Что представляют собой абиотические факторы?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
факторы живой природы ;
2)
факторы не живой природы;
3)
особые химические факторы;
4)
радиационные факторы.
Задание #3
Вопрос:
14
Антропогенные факторы это:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
факторы климатической природы;
2)
факторы биологической природы;
3)
факторы, вызванные деятельностью человека.
Задание #4
Вопрос:
Оптимальные условия для организма достигаются при:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для
жизнедеятельности
;
2
)
интенсивности
экологического
фактора
наиболее
благоприятной
для
размножения;
3)
интенсивности экологического фактора наиболее благоприятной для роста
организма.
Задание #5
Вопрос:
Какой из ниже перечисленных законов говорит о том, что выносливость
организма
определяется
самым
слабым
звеном
в
цепи
его
экологических потребностей?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
законом минимума (Либиха) ;
2)
законом оптимума (толерантности, Шелфорда) ;
3)
законом Гаузе (правилом конкурентного исключения) ;
4)
законом максимума.
Задание #6
Вопрос:
«Даже
единственный
фактор
за
пределами
зоны
своего
оптимума
приводит к стрессовому состоянию организма и в пределе к его гибели»
- это формулировка закона:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
минимума Либиха;
2)
незаменимости фундаментальных факторов Вильямса;
3)
лимитирующего фактора Шелфорда.
Задание #7
Вопрос:
Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в
наземно- воздушной среде?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
ограниченное количество кислорода;
2)
значительные колебания температуры;
3)
состав органического вещества;
4)
возможность потерять хозяина.
Задание #8
Вопрос:
Какой фактор является лимитирующим для живых организмов в
водной среде?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
количество кислорода;
15
2)
значительные колебания температуры;
3)
состав органического вещества;
4)
возможность потерять хозяина
Задание #9
Вопрос:
Какой
фактор
является
лимитирующим
для
живых
организмов в
почве?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
ограниченное количество кислорода;
2)
значительные колебания температуры;
3)
влажность;
4)
возможность потерять хозяина.
Задание #10
Вопрос:
С какой средой жизни связан паразитический и полупаразитический
образ жизни?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
водной;
2)
наземно-воздушной;
3)
почвенной;
4)
живой организм.
Задание #11
Вопрос:
Какая среда жизни является более однородной?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
водная;
2)
наземно-воздушная;
3)
почвенная ;
4)
живой организм.
Задание #12
Вопрос:
Отсутствие скелета или уменьшение его доли в общей массе тела
является приспособлением живых организмов к обитанию в:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
наземно-воздушной среде;
2)
почве;
3)
живом организме;
4)
водной среде
Задание #13
Вопрос:
Гомойотермность (теплокровность) животных и разнообразные формы
тела характерны для обитателей:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
наземно-воздушной среды;
2)
почвы;
3)
живого организма;
4)
водной среды.
Задание #14
Вопрос:
16
Редукция или полное отсутствие системы пищеварение является
приспособлением живых организмов к обитанию в:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
наземно-воздушной среде;
2)
почве;
3)
живом организме;
4)
водной среде.
Задание #15
Вопрос:
Из списка экологических факторов выберите те, которые относятся к
биотическим:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1)
вырубка лесных массивов;
2)
конкуренция;
3)
температура;
4)
хищничество;
5)
свет.
Задание #16
Вопрос:
Пределы устойчивости организма это:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
Рамки, ограничивающие пригодные для жизни условия;
2)
Минимально приемлемые для обитания условия существования;
3)
Оптимальные условия для существования.
Задание #17
Вопрос:
Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказать:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
инфракрасное излучение;
2)
излучение в синей части спектра;
3)
ультрафиолетовое излучение;
4)
излучение в красной части спектра
Задание #18
Вопрос:
Вода как среда жизни обладает следующими свойствами:
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1)
высокой плотностью;
2)
низкой плотностью;
3)
содержит много света;
4)
количество света уменьшается с глубиной;
5)
низкое количество кислорода;
6)
обилие воздуха.
Задание #19
Вопрос:
Наземно-воздушная среда жизни обладает следующими признаками:
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1)
высокой плотностью;
2)
низкой плотностью;
3)
много света;
17
4)
мало света;
5)
отсутствие кислорода;
6)
обилие воздуха.
Задание #20
Вопрос:
Почва как среда жизни обладает следующими характеристиками:
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1)
мало света;
2)
много света;
3)
недостаток кислорода;
4)
обилие углекислого газа;
5)
низкая плотность;
6)
обилие воздуха.
Задание #21
Вопрос:
Адаптация это:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
приспособление организма к среде обитания;
2)
приспособления организма к температурному фактору ;
3)
пищевые приспособления организма.
Задание #22
Вопрос:
Экологическая ниша организмов определяется:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1)
пищевой специализацией;
2)
ареалом;
3)
физическими параметрами среды;
4)
биологическим окружением;
5)
всей совокупностью условий существования.
Задание #23
Вопрос:
В основе методов биоиндикации состояния окружающей среды лежит
применение:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
организмов, чувствительных к изменениям условий среды;
2)
синантропных видов;
3)
видов, устойчивых к загрязнениям.
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 1;
2) (1 б.) Верные ответы: 2;
3) (1 б.) Верные ответы: 3;
4) (1 б.) Верные ответы: 1;
5) (1 б.) Верные ответы: 1;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 1;
9) (1 б.) Верные ответы: 3;
10) (1 б.) Верные ответы: 4;
11) (1 б.) Верные ответы: 1;
18
12) (1 б.) Верные ответы: 4;
13) (1 б.) Верные ответы: 1;
14) (1 б.) Верные ответы: 3;
15) (1 б.) Верные ответы: 2; 4;
16) (1 б.) Верные ответы: 1;
17) (1 б.) Верные ответы: 3;
18) (1 б.) Верные ответы: 1; 4; 5;
19) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 6;
20) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;
21) (1 б.) Верные ответы: 1;
22) (1 б.) Верные ответы: 5;
23) (1 б.) Верные ответы: 1;
Тест Загрязнения человеком
Задание #1
Вопрос:
В наиболее общем виде загрязнение окружающей среды это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
внесение в окружающую среду не свойственных ей химических компонентов;
2)
захоронение радиоактивных отходов;
3)
все, что выводит экологические системы из равновесия, отличается от нормы,
обычно (многолетне) наблюдаемой и (или) желательной для человека;
4)
внесение в экосистемы несвойственных им биологических видов
Задание #2
Вопрос:
Закончите фразу «Виды загрязнения принято подразделять на …».
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #3
Вопрос:
Основными источниками антропогенного загрязнения воздуха являются:
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1)
транспорт;
2)
пищевая промышленность;
3)
энергетика;
4)
химия и нефтехимия;
5)
легкая промышленность;
6)
черная и цветная металлургия
Задание #4
Вопрос:
Загрязнение парниковыми газами является:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
глобальным загрязнением;
2)
локальным загрязнением;
3)
региональным загрязнением.
Задание #5
Вопрос:
Верно ли утверждение, что в результате антропогенного воздействия
на атмосферу происходит также загрязнение литосферы и гидросферы?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
Верно;
19
2)
Неверно;
3)
Частично верно. Происходит загрязнение атмосферы и гидросферы,
литосфера от загрязнения атмосферы не страдает.
Задание #6
Вопрос:
Озон образуется в основном в:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1)
тропосфере;
2)
стратосфере;
3)
мезосфере;
4)
ионосфере
5)
магнитосфере.
Задание #7
Вопрос:
Влияет ли увеличение количества ультрафиолетового излучения Солнца
на число раковых заболеваний кожи у людей и животных?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
Да, количество заболеваний раком кожи у людей и животных уменьшается;
2)
Да, количество заболеваний раком кожи у людей и животных увеличивается;
3)
Нет, количество заболеваний раком кожи у людей и животных фактически
остается неизменным.
Задание #8
Вопрос:
Перечислите условия образования фотохимического (сухого) смога:
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1)
солнечный свет;
2)
ветер;
3)
высокая влажность;
4)
низкая влажность;
5)
компоненты характерные для выхлопных газов автомобилей
Задание #9
Вопрос:
Основными источниками антропогенного загрязнения гидросферы
являются:
Выберите несколько из 7 вариантов ответа:
1)
целлюлозно-бумажная промышленность;
2)
пищевая промышленность;
3)
энергетика;
4)
химическая промышленность;
5)
черная и цветная металлургия;
6)
нефтеперерабатывающая промышленность.
7)
индустриальное сельское хозяйство.
Задание #10
Вопрос:
Тепловое загрязнение способствует:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
повышению уровня кислорода в воде;
2)
снижению уровня кислорода в воде;
3)
не оказывает никакого влияния на содержание кислорода в воде.
20
Задание #11
Вопрос:
Агробиоценоз - это:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
устойчивая саморегулирующаяся система;
2)
система с разрушенными обратными связями, которая может
существовать только при целенаправленной деятельности человека;
3) устойчивая система, но для её существования необходима поддержка
человека
Задание #12
Вопрос:
Верно ли утверждение, что к образованию отходов, рассеивающихся в
окружающей
среде
и
меняющих
диапазон
естественных
колебаний
экологических факторов, приводит любая хозяйственная деятельность?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
Неверно;
2)
Верно;
3)
Верно частично, существуют такие виды деятельности, при которых отходы
не образуются.
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 3;
2) (1 б.) Верный ответ: "природные и антропогенные".
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 3; 4; 6;
4) (1 б.) Верные ответы: 1;
5) (1 б.) Верные ответы: 1;
6) (1 б.) Верные ответы: 2;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 1; 4; 5;
9) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 4; 6; 7;
10) (1 б.) Верные ответы: 2;
11) (1 б.) Верные ответы: 2;
12) (1 б.) Верные ответы: 2;
Тест Организм и среда обитания
Задание #1
Вопрос:
Отличительные особенности живых организмов:
Выберите несколько из 6 вариантов ответа:
1)
способность мыслить;
2)
способность расти и развиваться;
3)
способность к саморегуляции;
4)
способность чувствовать;
5)
способность к самовоспроизведению;
6)
способность двигаться.
Задание #2
Вопрос:
Основная единица строения всех организмов:
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1)
атом;
2)
молекула;
21
3)
клетка;
4)
органы;
5)
изотоп.
Задание #3
Вопрос:
Химические элементы, входящие в состав живых организмов
называются:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
биогенами;
2)
канцерогенами;
3)
мутагенами.
Задание #4
Вопрос:
В темновую фазу фотосинтеза происходит:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
запасание энергии в АТФ;
2)
синтез угдеводов;
3)
выделение кислорода.
Задание #5
Вопрос:
В растительных клетках световая энергия преобразуется в:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
химическую;
2)
электрическую;
3)
механическую.
Задание #6
Вопрос:
Единый универсальный источник энергообеспечения клеток - это:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
белки;
2)
углеводы;
3)
АТФ;
4)
Липиды.
Задание #7
Вопрос:
Химические процессы в клетках происходят:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
в водных растворах;
2)
в кристаллической форме;
3)
в гидрофобной форме.
Задание #8
Вопрос:
Генетическая информация о структуре белков в клетках закодирована:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
в ДНК;
2)
в липидах;
3)
в углеводах.
Задание #9
Вопрос:
22
Продолжите фразу «Совокупность реакций ассимиляции и
диссимиляции называется …».
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #10
Вопрос:
Установите соответствие между важнейшими процессами,
протекающими у растений и животных при участии света
Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:
1) растения
2) животные
__
транспирация
__
синтез витамина Д
__
зрение
__
выработка пигмента меланина
__
фотопериодизм
__
фотосинтез
Задание #11
Вопрос:
Автотрофы это:
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1)
организмы, требующие для своего роста и развития готовых
органических соединений;
2)
организмы, не требующие для своего роста и развития готовых
органиче- ских соединений.
Задание #12
Вопрос:
Гетеротрофные
организмы,
питающиеся
другими
организмами
или
частицами органического вещества и перерабатывающие их в другие
формы, наываются:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1)
консументами;
2)
продуцентами;
3)
редуцентами;
4)
авторофами.
Задание #13
Вопрос:
К хемосинтетикам относятся:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
нитрифицирующие бактерии
2)
бактерии гниения
3)
цианобактерии
Задание #14
Вопрос:
Продолжите фразу «Автотрофные организмы способны синтезировать …
вещества из …».
Запишите ответ:
__________________________________________
Задание #15
23
Вопрос:
Фитофаги питаются:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
мертвыми растительными остатками;
2)
живыми растениями;
3)
трупами животных
Задание #16
Вопрос:
Условия существования это:
Выберите один из 2 вариантов ответа:
1)
совокупность необходимых для организма элементов питания;
2)
совокупность необходимых для организма элементов среды обитания.
Задание #17
Вопрос:
Толерантность это:
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1)
минимально приемлемые значения экологического фактора;
2)
максимально приемлемые значения экологического фактора;
3)
весь интервал диапазона по какому либо экологическому фактору.
Задание #18
Вопрос:
Продолжите фразу «Совокупность особей, способных к скрещиванию и
образованию плодовитого потомства, населяющих определенный ареал
называется …».
Запишите ответ:
__________________________________________
Ответы:
1) (1 б.) Верные ответы: 3; 5;
2) (1 б.) Верные ответы: 3;
3) (1 б.) Верные ответы: 1;
4) (1 б.) Верные ответы: 2;
5) (1 б.) Верные ответы: 1;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 1;
8) (1 б.) Верные ответы: 1;
9) (1 б.) Верный ответ: "метаболизм".
10) (1 б.) Верные ответы:
1;
2;
2;
2;
1;
1;
11) (1 б.) Верные ответы: 2;
12) (1 б.) Верные ответы: 1;
13) (1 б.) Верные ответы: 1;
14) (1 б.) Верный ответ: "органические из неорганических".
15) (1 б.) Верные ответы: 2;
16) (1 б.) Верные ответы: 2;
17) (1 б.) Верные ответы: 3;
18) (1 б.) Верный ответ: "вид".
24
25