Напоминание

Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи дошкольников


Автор: Сергей Лилия Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС№15 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи

дошкольников.
Сергей Лилия Аркадьевна, воспитатель, МАДОУ ДС №15 «Солнышко», г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Введите в мир театра малыша,

Узнает он, как сказка хороша,

Проникнется теплом и добротой,

И сказку унесет с собой.
Развитие связной речи является важной задачей гармоничного развития дошкольников. Именно в связной речи реализуется о сновная, коммуникативная, функция языка и речи. Известно, что речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности: игра, общение, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми знаниями, впечатлениями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует речь, развивает мышление, воображение. В театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова, естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи. В результате театральной деятельности ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, связанную с преодолением различных трудностей. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети самостоятельно сочиняют, импровизируют. В процессе работы над выразительностью реплик героев, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Театрализованную деятельность можно использовать в режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления. На втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст.
Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, взрослый должен свою речь сочетать с совместными действиями и игрой. Понимание речи неполно, фрагментарно. У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться импрессивный и экспрессивный словарь. Развивается диалогическая речь: формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Развивается умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью воспитателя. Формируется грамматический строй речи: учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД. Формируется умение различать формы глаголов по временам и родам. Развивается умение согласовывать существительные с прилагательным, глаголом, числительным. Формируется умение составлять предложение из двух слов. В этом возрасте дети закономерно допускают ошибки, как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз. Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев, шапочки, маски. Малышам необходимо организовывать просмотры небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых сказок, потешек, стихов и т.д. Театрализованная игра дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность, творчество. С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и котенок строят дом, Ванюшка катается на лошадке…). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе. Игровые действия повышают умственную активность. Повторность игровых действий способствовала многократному проговариванию слов, фраз, предложений, фрагментов рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание. Детям нравятся упражнения развивающие мимику и пантомимику. Предложите им изобразить грусть, радость, удивление, страх и т.д. Например, зайчика угостили сладкой морковкой (радость); из-за куста появился зубастый волк (страх). Для развития пантомимических средств выразительности используйте упражнения на память физических действий («моем посуду» «подметаем пол», «поливаем цветы»). В младшей группе предложите детям показать, как прыгает лягушка, ходит косолапый мед ведь. Наблюдая с детьми исполнителей, учите их подмечать различия и характеристике образов. Эта работа помогает лучше передать характер персонажа. В театрализованной деятельности используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина
избушка» - трусишка, маленький, серенький; лиса - хитрая, обманщица, плутовка; петух - храбрый, голосистый, удалой) и др. Параллельно обогащается детский словарь. Проводятся дидактические игры типа «Чего не стало», «Что игрушка рассказывает о себе», «Угадай игрушку» в которых привлекается внимание детей к отдельным признакам объектов, описываются игрушки, дети ищут, что описано. Так, в играх «Чего не стало», «Угадай игрушку» дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту: заяц, медведь, колобок… В игре «Что игрушка рассказывает о себе?» дети подбирают прилагательные, характеризующие соответственную игрушку: медведь – неуклюжий, косолапый, добрый, большой, мохнатый; колобок – круглый, румяный, душистый, веселый, свежий; существительные соответствующие месту нахождения игрушек – персонажей: заяц в норке, в избушке, в теремке, в лесу; колобок – в печи, на окне, в домике. Таким образом, театрализованная деятельность оказывает влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании творческих навыков ребенка.
Литература
1. Антипина А.Е., Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Гончарова О.В., Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2010. 4. Калинина Г., Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. -М.: Лепта-Книга, 2007. 5. Карпов А.В., Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. - СПб.: Речь, 2008. 6. Маханева М.Д., Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001. 7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С., Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / М.: Школьная Пресса, 2004.


В раздел образования