Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи дошкольников
Автор: Сергей Лилия Аркадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС№15 "Солнышко" Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: статья Тема: Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи дошкольников Раздел: дошкольное образование
Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи
дошкольников.
Сергей Лилия Аркадьевна,
воспитатель,
МАДОУ ДС №15 «Солнышко»,
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Введите в мир театра малыша,
Узнает он, как сказка хороша,
Проникнется теплом и добротой,
И сказку унесет с собой.
Развитие связной речи является важной задачей гармоничного развития
дошкольников.
Именно
в
связной
речи
реализуется
о сновная,
коммуникативная, функция языка и речи.
Известно, что речь - это не только
средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти,
информации и пр.
В
дошкольном
возрасте
процесс
познания
у
ребенка
происходит
эмоционально
-
практическим
путем.
Вот
почему
наиболее
близкие
и
естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности: игра, общение,
экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми знаниями,
впечатлениями,
умениями,
развивает
интерес
к
литературе,
активизирует
речь, развивает мышление, воображение. В театрализованной деятельности
используются
лучшие
образцы
художественного
слова,
естественная
ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную
речь и грамматический строй речи.
В результате театральной деятельности ребёнок познаёт мир умом и
сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, связанную
с преодолением различных трудностей. Театральная постановка дает повод и
материал
для
самых
разнообразных
видов
детского
творчества.
Дети
самостоятельно
сочиняют,
импровизируют.
В
процессе
работы
над
выразительностью
реплик
героев,
собственных
высказываний
активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Новая
роль,
особенно
диалог
персонажей,
ставит
ребенка
перед
необходимостью
четко,
понятно
изъясняться.
У
него
улучшается
диалогическая
речь,
ее
грамматический
строй,
он
начинает
активно
пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает
ребенку
выразить
свои
эмоции,
мысли
и
чувства,
понять
переживания
партнеров,
согласовывать
с
ними
свои
действия.
Театрализованную
деятельность можно использовать в режимных моментах в виде игр, в ходе
наблюдений
за
окружающим,
интегрировать
со
всеми
образовательными
областями.
Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их
развития мышления, взросления. На втором и третьем годах жизни ребенок
наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст.
Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте,
взрослый должен свою речь сочетать с совместными действиями и игрой.
Понимание
речи
неполно,
фрагментарно.
У
детей
младшего
дошкольного
возраста
начинает
формироваться
импрессивный
и
экспрессивный
словарь.
Развивается
диалогическая
речь:
формируется
умение
заканчивать
фразу,
учатся
договаривать
за
взрослым
слова
и
словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется
умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Развивается умение
передавать
содержание
знакомой
сказки
по
серии
картинок
с
помощью
воспитателя. Формируется грамматический строй речи: учатся образовывать
и
использовать
в
речи
существительные
мужского
и
женского
рода
в
единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными
суффиксами,
использовать
в
речи
предлоги
В,
НА,
ПОД.
Формируется
умение различать формы глаголов по временам и родам. Развивается умение
согласовывать существительные с прилагательным, глаголом, числительным.
Формируется умение составлять предложение из двух слов. В этом возрасте
дети закономерно допускают ошибки, как в произношении звуков, так и в
грамматическом построении фраз.
Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно.
Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и
внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев, шапочки, маски.
Малышам
необходимо
организовывать
просмотры
небольших
кукольных
спектаклей, взяв за основу содержание знакомых сказок, потешек, стихов и
т.д.
Театрализованная
игра
дает
возможность
объединить
детей
общей
идеей,
переживаниями,
сплотить
на
основе
интересной
деятельности,
позволяет каждому ребенку проявить свои активность, индивидуальность,
творчество.
С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых
главные
герои
выполняют
ряд
действий
(мишка
и
зайчик
качаются
на
качелях; кукла Маша и котенок строят дом, Ванюшка катается на лошадке…).
После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью
игрушек
и
фигурок
на
фланелеграфе.
Игровые
действия
повышают
умственную
активность.
Повторность
игровых
действий
способствовала
многократному
проговариванию
слов,
фраз,
предложений,
фрагментов
рассказа и их перенос в самостоятельное высказывание. Детям нравятся
упражнения
развивающие
мимику
и
пантомимику.
Предложите
им
изобразить
грусть,
радость,
удивление,
страх
и
т.д.
Например,
зайчика
угостили сладкой морковкой (радость); из-за куста появился зубастый волк
(страх).
Для
развития
пантомимических
средств
выразительности
используйте упражнения на память физических действий («моем посуду»
«подметаем пол», «поливаем цветы»). В младшей группе предложите детям
показать,
как
прыгает
лягушка,
ходит
косолапый
мед
ведь.
Наблюдая
с
детьми
исполнителей,
учите
их
подмечать
различия
и
характеристике
образов. Эта работа помогает лучше передать характер персонажа.
В
театрализованной
деятельности
используются
приемы
подбора
синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке «Заюшкина
избушка»
-
трусишка,
маленький,
серенький;
лиса
-
хитрая,
обманщица,
плутовка; петух - храбрый, голосистый, удалой) и др.
Параллельно обогащается детский словарь. Проводятся дидактические
игры типа «Чего не стало», «Что игрушка рассказывает о себе», «Угадай
игрушку» в которых привлекается внимание детей к отдельным признакам
объектов, описываются игрушки, дети ищут, что описано. Так, в играх «Чего
не
стало»,
«Угадай
игрушку»
дети
учатся
подбирать
существительные
соответствующие предмету, объекту: заяц, медведь, колобок… В игре «Что
игрушка
рассказывает
о
себе?»
дети
подбирают
прилагательные,
характеризующие
соответственную
игрушку:
медведь
–
неуклюжий,
косолапый,
добрый,
большой,
мохнатый;
колобок
–
круглый,
румяный,
душистый,
веселый,
свежий;
существительные
соответствующие
месту
нахождения игрушек – персонажей: заяц в норке, в избушке, в теремке, в
лесу; колобок – в печи, на окне, в домике.
Таким образом, театрализованная деятельность оказывает влияние на
развитие связной речи детей дошкольного возраста, а также в силу своей
специфики обладает определенным потенциалом в формировании творческих
навыков ребенка.
Литература
1. Антипина А.Е., Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ
Сфера, 2006.
3.
Гончарова
О.В.,
Театральная
палитра:
Программа
художественно-
эстетического воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
4.
Калинина
Г.,
Давайте
устроим
театр!
Домашний
театр
как
средство
воспитания. -М.: Лепта-Книга, 2007.
5. Карпов А.В., Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять
для них сказки. - СПб.: Речь, 2008.
6. Маханева М.Д., Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,
2001.
7.
Петрова
Т.И.,
Сергеева
Е.Л.,
Петрова
Е.С.,
Театрализованные
игры
в
детском
саду:
Разработки
занятий
для
всех
возрастных
групп
с
методическими рекомендациями. / М.: Школьная Пресса, 2004.