Напоминание

Применение ИКТ в управлении воспитательным процессом через создание электронной газеты


Автор: Трофимова Наталья Владимировна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Абдулино
Наименование материала: статья
Тема: Применение ИКТ в управлении воспитательным процессом через создание электронной газеты
Раздел: полное образование





Назад





Применение ИКТ в управлении воспитательным процессом через

создание электронной газеты
Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Среди целей деятельности школы, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям. Необходимость использования СМИ в управлении воспитательным процессом очевидна и неоспорима. Наряду с методами убеждения, контроля, стимулирования в МБОУ СОШ №1 в управлении воспитательным процессом используется метод управления через создание электронной газеты. С целью повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Воздействие СМИ на управление воспитательным процессом продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в- третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся, родителей в активную деятельность.
К критерии эффективности применения ИКТ в управлении

воспитательным процессом относятся:

экономичность
(уменьшение материальных и временных ресурсов); 
компактность
(возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным материалом); 
наглядность
(обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях; 
возможность проведения мониторинга
(экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты); 
возможность

творческого

развития

личности

учащихся,
их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной электронной газеты и создание электронного музея "История школы". На основе работы в области применения ИКТ в воспитательной работе с детьми можно отметить ряд условий эффективности:
 материально – техническое обеспечение;  наличие подготовленных преподавателей;  работа школы в едином ключе;  наличие группы единомышленников – энтузиастов;  возможность выбора видов деятельности и их смена;  демократичность методов педагогического руководства;  соответствие целей развитию личности каждого школьника. Воспитывая учеников при помощи метода создания электронной газеты мы развиваем их независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность.
ИКТ используются в воспитательном процессе:
 Поиск и сбор информации;  Банки данных по различным направлениям воспитательной работы;  Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов);  Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);  Развитие школьного сайта;  Разработка грамот, дипломов и пр.;  Подготовка педсоветов на воспитательные темы;  Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);  Информация для классных часов;  Виртуальный музей;  Портфолио школьника;  Игры, конкурсы, викторины;  Обобщение опыта.  Формирование и развитие школьных СМИ. Управление воспитательным процессом школы осуществляется через массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы его организации. Важнейшим условием повышения его эффективности является оптимальное их сочетание. Управление воспитательным процессом школы осуществляется через ДОО и систему самоуправления. В детской общественной организации «Город мастеров» работает департамент печати, который 1. Организует проведение конкурсов газет, рисунков. 2. Отвечает за выпуск газеты «ШОК». 3. Отвечает за оформление рабочих стендов в школе. 4. Сотрудничает со школьным музеем. 5. Отвечает за выпуск объявлений, молний, колючек.
6. Проводит рейды по оформлению классов, классных уголков. 7. Поддерживает тесную связь с редколлегиями в классах. 8. Сотрудничает со средствами массовой информации города. 9. Отчитывается на линейках, заседаниях Совета школы. Также управление осуществляется через структурные компоненты школы как образовательного учреждения: кружки, клубы, спортивные секции, трудовые и другие детские объединения, работа которых освещается в школьной электронной газете. Основные «плюсы»: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на изготовление. Важную роль школьной газеты отмечают и сами школьники. Анкетирование на тему «Есть ли необходимость издания электронной школьной газеты в школе?», проведенное в 8-11 классах. Опрошено 130 учащихся, что составляет 30% от общего числа учеников, показало следующие результаты:
положительно

отрицательно

не определились
а) положительный ответ – 89% б) отрицательный ответ – 4% в) не определились с ответом – 7% Электронная газета «ШОК» выпускается в МБОУ СОШ №1 с 2008 года. Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной. Каждый выпускаемый
Номер
школьной газеты имеет
Заголовок
, возможно
Девиз
и
Логотип
(или рисунок). В
Номере
газеты выделяются
Рубрики
, по которым группируются
Статьи
и
Заметки
, другими словами –
Публикации
. Кроме того, в каждом Номере газеты могут присутствовать
Объявления
и
Сообщения
, т.е.
Новости
.
Номер газеты создается коллективом
Авторов
под руководством
Редакционной коллегии
(
Редколлегии
). Авторы пишут
Заметки
и
Статьи
в
Газету
, т.е. готовят
Публикации
, либо по
Собственной инициативе
, либо по
Заданию Редколлегии
.
Публикации
помещаются в одну из
Рубрик

Газеты
. За оформление газеты отвечают
Художники
. Как правило, имеются несколько
Вариантов оформления

Газеты
, которые играют роль
Шаблонов

оформления
.
Техническая группа
реализует технические операции: набор и печать текстов
Публикаций
, склеивание частей
Газеты
(если это стенгазета), распространение или размещение Газеты. По мере
Выпуска

Номеров

Газеты
образуется
Архив

Номеров
, который может хранится в электронном варианте на сайте школы, а печатный вариант в музее школы.
Перечень рубрик газеты:
Экскурс событий. Школьная хроника. Проба пера. Юный художник. Путь к здоровью: шаг за шагом. В мире интересного. Знакомство с известными людьми. Наша гордость. Занимательная страничка. и др. Ребята тренируются писать статьи и отдают их на рецензию учителям русского языка. Редакторам интересен сам процесс создания газеты. Хотя у них и распределены рубрики, но перед версткой очередного номера мы все вместе собираемся и обсуждаем материал. Фотокорреспондент у нас в редакции есть, но его задачи в основном имеют масштабный характер, сами редакторы берут на интервью фотоаппарат, диктофон. Версткой занимаются в основном два редактора, но как они это делают, знают все – каждый из них попробовал сверстать по номеру. Тираж газеты ограничен, поэтому возникла необходимость сделать школьную газету более доступной для школьников и родителей. На сайте школы создана страничка в главном меню под названием пресс-центр с целью расширения круга общения, размещения на сайте оперативной информации, ознакомления всех желающих с архивом электронной школьной газеты. Кропотливая работа над созданием школьной газеты развивает у старшеклассников коммуникативные навыки через овладение элементами профессии журналиста, повышает интерес учащихся к родному языку, повышает информационную культуру участников проекта. В ходе работы учащиеся знакомятся с такими профессиями как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор, редактор. Работа в газете для учеников это огромный стимул для саморазвития и самоорганизации. Здесь решается такие вопросы как: профессиональная ориентация – и это не обязательно журналистика, здесь и развивается и культура речи и творческое воображение, развитие чувства времени и ответственности, вырабатывается владение новыми технологиями, опыт
работы с различными источниками информации – это все ценно для учащихся. С 2008 года многие ученики, работающие над созданием электронной газеты, связали свою профессию с гуманитарным направлением: журналисты – 5, учителя русского языка и литературы, нач.кл.– 10, связь с общественностью – 10, юристы – 21, лингвисты – 2, дизайнеры – 8. Работа в газете также способствует развитию исследовательских способностей учащихся. Работая над рубрикой «Жизнь интересных людей» учащаяся 8 класса в дальнейшем написала исследовательскую работу «Жизненный путь ветерана» и выступила с ней на научно-практической конференции; создавая выпуск газеты, посвященный истории родного города, двое учащихся начали исследование по краеведению: «Улицы нашего города», «Памятные места и достопримечательности города Абдулино». Таким образом, использование ИКТ в управлении позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся и родителей как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру. Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе управления воспитательным процессом. Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.


В раздел образования