Применение ИКТ в управлении воспитательным процессом через создание электронной газеты
Автор: Трофимова Наталья Владимировна Должность: заместитель директора по воспитательной работе Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Абдулино Наименование материала: статья Тема: Применение ИКТ в управлении воспитательным процессом через создание электронной газеты Раздел: полное образование
Применение ИКТ в управлении воспитательным процессом через
создание электронной газеты
Приоритетной целью воспитательной работы является формирование
нравственно
богатой,
гармонично
развитой
личности,
способной
к
творчеству
и
самоопределению.
Среди
целей
деятельности
школы,
обозначенных в Программе развития школы, одна из основных – развитие
познавательных
интересов
посредством
внедрения
инновационных
программ,
проектных
методик;
гуманизация
воспитательного
процесса,
выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной
деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели
направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой
лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.
Необходимость использования СМИ в управлении воспитательным
процессом очевидна и неоспорима. Наряду с методами убеждения, контроля,
стимулирования в МБОУ СОШ №1 в управлении воспитательным процессом
используется метод управления через создание электронной газеты.
С целью повышения качества ВР, развития познавательного интереса в
систему
воспитания
вводятся
информационно-коммуникационные
технологии. Воздействие СМИ на управление воспитательным процессом
продиктовано
социальными,
педагогическими
и
технологическими
причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности
в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены
необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-
третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся,
родителей в активную деятельность.
К критерии эффективности применения ИКТ в управлении
воспитательным процессом относятся:
экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
компактность (возможность
накапливать
информации
на
диске,
исключая накопление папок с информационным материалом);
наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления
программ, дающая возможность расширять и углублять представление о
рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная
и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через
тесты, анкеты);
возможность
творческого
развития
личности
учащихся, их
инициативы,
самореализации
и
самодеятельности
через
выпуски
школьной электронной газеты и создание электронного музея "История
школы".
На основе работы в области применения ИКТ в воспитательной
работе с детьми можно отметить ряд условий эффективности:
материально – техническое обеспечение;
наличие подготовленных преподавателей;
работа школы в едином ключе;
наличие группы единомышленников – энтузиастов;
возможность выбора видов деятельности и их смена;
демократичность методов педагогического руководства;
соответствие целей развитию личности каждого школьника.
Воспитывая учеников при помощи метода создания электронной газеты
мы развиваем их независимость, творческую активность, самостоятельность,
уверенность
в
себе,
готовность
к
принятию
решений,
способность
к
самореализации, инициативность, целеустремленность.
ИКТ используются в воспитательном процессе:
Поиск и сбор информации;
Банки данных по различным направлениям воспитательной работы;
Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов);
Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
Развитие школьного сайта;
Разработка грамот, дипломов и пр.;
Подготовка педсоветов на воспитательные темы;
Данные
для
родителей (памятки,
рекомендации,
презентации
для
родительских собраний и пр.);
Информация для классных часов;
Виртуальный музей;
Портфолио школьника;
Игры, конкурсы, викторины;
Обобщение опыта.
Формирование и развитие школьных СМИ.
Управление воспитательным процессом школы осуществляется через
массовые,
коллективные,
групповые
и
индивидуальные
формы
его
организации. Важнейшим условием повышения его эффективности является
оптимальное их сочетание.
Управление воспитательным процессом школы осуществляется через
ДОО и систему самоуправления. В детской общественной организации
«Город мастеров» работает департамент печати, который
1.
Организует проведение конкурсов газет, рисунков.
2.
Отвечает за выпуск газеты «ШОК».
3.
Отвечает за оформление рабочих стендов в школе.
4.
Сотрудничает со школьным музеем.
5.
Отвечает за выпуск объявлений, молний, колючек.
6.
Проводит рейды по оформлению классов, классных уголков.
7.
Поддерживает тесную связь с редколлегиями в классах.
8.
Сотрудничает со средствами массовой информации города.
9.
Отчитывается на линейках, заседаниях Совета школы.
Также управление осуществляется через структурные компоненты школы
как
образовательного
учреждения:
кружки,
клубы,
спортивные
секции,
трудовые
и
другие
детские
объединения,
работа
которых
освещается
в
школьной электронной газете. Основные «плюсы»: наглядность, доступность
и относительно низкие затраты на изготовление.
Важную
роль
школьной
газеты
отмечают
и
сами
школьники.
Анкетирование
на
тему
«Есть
ли
необходимость
издания
электронной
школьной
газеты в школе?», проведенное в 8-11 классах. Опрошено 130
учащихся,
что
составляет
30%
от
общего
числа
учеников,
показало
следующие результаты:
положительно
отрицательно
не определились
а) положительный
ответ – 89%
б) отрицательный ответ – 4%
в) не определились с ответом – 7%
Электронная газета «ШОК» выпускается в МБОУ СОШ №1 с 2008 года.
Каждый
номер
газеты
представляет
своего
рода
задачу,
связанную
с
необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить
статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Каждый выпускаемый Номер школьной газеты имеет Заголовок ,
возможно Девиз
и Логотип (или рисунок). В Номере газеты выделяются
Рубрики , по которым группируются Статьи и Заметки , другими словами –
Публикации . Кроме того, в каждом Номере газеты могут присутствовать
Объявления и Сообщения , т.е. Новости .
Номер
газеты создается
коллективом Авторов
под
руководством
Редакционной коллегии ( Редколлегии ). Авторы пишут Заметки и Статьи
в Газету , т.е. готовят Публикации ,
либо
по Собственной инициативе ,
либо по Заданию Редколлегии . Публикации помещаются в одну из Рубрик
Газеты .
За
оформление
газеты отвечают Художники . Как правило, имеются
несколько Вариантов оформления
Газеты , которые играют роль Шаблонов
оформления .
Техническая группа реализует технические операции: набор и печать
текстов Публикаций ,
склеивание
частей Газеты
(если
это
стенгазета),
распространение или размещение Газеты.
По
мере Выпуска
Номеров
Газеты
образуется
Архив
Номеров ,
который может хранится в электронном варианте на сайте школы, а печатный
вариант в музее школы.
Перечень рубрик газеты: Экскурс событий. Школьная хроника. Проба пера.
Юный художник. Путь к здоровью: шаг за шагом. В мире интересного.
Знакомство с известными людьми. Наша гордость. Занимательная страничка.
и др.
Ребята тренируются писать статьи и отдают их на рецензию учителям
русского языка. Редакторам интересен сам процесс создания газеты. Хотя у
них и распределены рубрики, но перед версткой очередного номера мы все
вместе
собираемся
и
обсуждаем
материал.
Фотокорреспондент
у
нас
в
редакции есть, но его задачи в основном имеют масштабный характер, сами
редакторы берут на интервью фотоаппарат, диктофон. Версткой занимаются в
основном два редактора, но как они это делают, знают все – каждый из них
попробовал сверстать по номеру.
Тираж газеты ограничен, поэтому возникла необходимость сделать
школьную газету более доступной для школьников и родителей. На сайте
школы создана
страничка в главном меню под названием пресс-центр с
целью
расширения
круга
общения,
размещения
на
сайте
оперативной
информации, ознакомления всех желающих с архивом электронной школьной
газеты.
Кропотливая работа над созданием школьной газеты развивает у
старшеклассников
коммуникативные
навыки
через
овладение
элементами
профессии
журналиста,
повышает
интерес
учащихся
к
родному
языку,
повышает
информационную культуру участников проекта. В ходе работы
учащиеся знакомятся с такими профессиями как журналист, корреспондент,
дизайнер, верстальщик, корректор, редактор.
Работа в газете для учеников это огромный стимул для саморазвития и
самоорганизации.
Здесь
решается
такие
вопросы
как:
профессиональная
ориентация – и это не обязательно журналистика, здесь и развивается и
культура
речи
и
творческое
воображение,
развитие
чувства
времени
и
ответственности,
вырабатывается
владение
новыми
технологиями,
опыт
работы
с
различными
источниками
информации
–
это
все
ценно
для
учащихся.
С 2008 года многие ученики, работающие над созданием электронной
газеты,
связали
свою
профессию
с
гуманитарным
направлением:
журналисты – 5, учителя русского языка и литературы, нач.кл.– 10, связь с
общественностью – 10, юристы – 21, лингвисты – 2, дизайнеры – 8.
Работа в газете также способствует развитию исследовательских
способностей учащихся. Работая над рубрикой «Жизнь интересных людей»
учащаяся
8
класса
в
дальнейшем
написала
исследовательскую
работу
«Жизненный путь ветерана» и выступила с ней на научно-практической
конференции; создавая выпуск газеты, посвященный истории родного города,
двое
учащихся
начали
исследование
по
краеведению:
«Улицы
нашего
города», «Памятные места и достопримечательности города Абдулино».
Таким образом, использование ИКТ в управлении позволяет
оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся и
родителей
как
субъектов
образовательного
пространства,
развивать
самостоятельность,
творчество
и
критическое
мышление.
Компьютерные
технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой.
Добавим
к
этому
интерес
школьников
к
компьютерам,
и
мы
получим
включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к
миру.
Однако эффективность использования информационных технологий во
многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны
занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе
управления воспитательным процессом. Нельзя не отметить важность других
средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это
только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным
целям и задачам.