Автор: Иневаткина Наталья Михайловна Должность: учитель биологии Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Аловская средняя школа" Населённый пункт: Республики Мордовия Наименование материала: презентация урока Тема: Эволюционное учение Раздел: среднее образование
Цели урока:
1.
Обобщение знаний по теме:
«Эволюционное учение»;
2.
Систематизация знаний, понятий,
терминов по данной теме.
3.
Формирование и становление
мировоззрения .
Задание №1. Разминка
1. эволюция
А. Процесс преимущественного выживания и
размножения наиболее приспособленных и гибель
менее приспособленных.
2. адаптация
Б. Приспособление, при котором форма тела и окраска
животных сливаются с окружающими предметами
3. маскировка
В. Необратимый и направленный процесс
исторического развития живой природы
4. естественный
отбор
Г. Особенности внутреннего, внешнего строения и
поведения организма, позволяющие выжить в
определенных условиях среды
5. борьба за
существование
Д. Подражание менее защищенного организма одного
вида более защищенному организму другого вида
6. мимикрия
Е. Совокупность многообразных и сложных
взаимоотношений, существующих между организмами
и условиями среды.
Задание №2. Биография
1. Талантливый,
невезучий;
2. Боролся, отстаивал,
доказывал
3. Создал первую
эволюционную
теорию
4. Творец
1.
Трудолюбивый,
обстоятельный
2.
Путешествовал,
наблюдал, анализировал
3.
Выяснил причины
эволюции живого
4. Гений
1. Эрудит, верующий
2. Описывал,
систематизировал
, организовывал
3. Создал
искусственную
систему
4. Трудоголик
Ж.Б.Ламарк
Ч. Дарвин
К. Линней
Задание №3. Развитие эволюционных
представлений
С точки зрения
каждого из
ученых (Линней,
Ламарк, Дарвин)
объясните
механизм
возникновения
длинной шеи у
жирафа
Длинная шея у жирафа появилась в
результате:
•
Внутреннего стремления к
прогрессу;
•
Упражнения и не упражнения
органов и их изменения;
•
Приобретенные признаки
передаются по наследству
Жираф
изначально
создан
"Творцом" с
длинной шеей
У предков жирафа
возникли мутации,
приведшие к
удлинению шеи;
Жирафы с более
длинной шеей имели
больше
возможностей
выжить и дать
потомство.
М у т а ц и о н н а я
и з м е н ч и в о с т ь
Модификационная изменчивость
1.Передается по наследству.
2.Зависит от хромосом.
3.Можно заранее предсказать, как изменится
организм под воздействием внешних условий.
4.Изменчивость адекватна по отношению к
вызвавшей причине.
5.Служит материалом для эволюции.
6.Сюда относится комбинативная изменчивость
Определить форму изменчивости
На ферме улучшили кормление коров - молока стало больше.
Ухудшили, кормление - молока стало меньше.
В гнезде галки среди галчат один галчонок оказался белым.
У кошки выработали условный рефлекс.
При сильном освещении у травяной лягушки исчезает темный
пигмент на коже, при затемнении пигмент сохраняется.
У зайца осенью мех становится гуще.
При хорошем уходе вырос хороший урожай моркови, при
плохом уходе морковь уродилась мелкая.
У примулы один из цветков был крупнее других и имел 6
лепестков вместо 5.
У одного растения душистого табака из почки вырос
необычный побег с красивыми полосатыми листьями.
Муху дрозофилу облучили рентгеновскими лучами, и у ее
потомков появились различные изменения.
Определить формы борьбы за
существование
•
Деревья в смешанном лесу;
•
Стая обезьян;
•
Поедание хищниками своих слабых сородичей;
•
Верблюжья колючка в пустыне;
•
Отношения черного и рыжего таракана;
•
Акула и рыба – боцман;
•
Лиса и мышевидные грызуны;
•
Борьба бобра с сильным паводком;
•
Корова и бычий цепень;
•
Турниры самцов оленей;
•
Подосиновик и осина
.
Задание №4. Критерии вида
Задание №5. Формы естественного отбора
Охарактеризовать формы отбора
Характерные признаки для:
•
Условия среды изменяются;
•
Сохраняется средняя величина
показателя;
•
Условия среды постоянны;
•
Происходит изменение признака;
•
Происходит сохранение признака;
•
Приводит к образованию нового вида;
•
В Сибири преимущественно выживают зайцы со средними
имеют большие размеры. Назовите какую форму естественного
отбора иллюстрируют эти кадры. Какое значение имеет размер
ушных раковин?
Задание №6. Формы адаптаций
Назовите форму адаптации и поясните ее значение.
1.
2.
3.
4.
5.
мимикрия
предупреждающая
окраска
покровительственная
окраска
маскировка
приспособительное
поведение
Задание №7. Макроэволюция
макроэволюция
биологический
прогресс
биологический
регресс
возрастание
приспособленности
организмов к среде
уменьшение
численности
особей в популяции
увеличение
количества
подчиненных
систематических
групп
сужение ареала
уменьшение
числа
систематических
групп
снижение
приспособленности
организмов к среде
расширение ареала
увеличение
численности
особей
Задание №8. Направления развития организмов
амурский тигр
серая крыса
выхухоль
ондатра
одуванчик
Биологический
прогресс:
Биологический
регресс:
Задание №9. Главные направления эволюции
ароморфоз
дегенерация
идиоадаптация
усложнение
структурно-
функциональной
организации,
поднятие ее на
более высокий
уровень
приспособление к
специальным
условиям среды,
полезное в борьбе за
существование, но не
меняющее уровня
организации
организма
упрощение
организации,
ведущее к
исчезновению
органов активной
жизни
Задание №10.
1.
Появление хлорофилла
2.
Возникновение фотосинтеза
3.
Образование ластов у дельфина
4.
Утрата листьев и превращение их в колючки
5.
Появление сочной мякоти в сочных плодах
6.
Появление корней у папоротников
7.
Появление плода у покрытосеменных
8.
Наличие нектара у насекомоопыляемых растений
9.
Утрата органов кровообращения у бычьего цепня
10.
Утрата корней у повилики
ароморфоз
идиоадаптация
дегенерация
Задание №11. Общие закономерности эволюции
Хищные
Рукокрылые
Парнокопытные
Насекомоядные
Класс ____________
Укажите закономерность эволюции, которая
продемонстрирована на данной схеме и какие
таксономические единицы подвергаются данному процессу
Дивергенция у растений
колючки кактуса
усики гороха
колючки барбариса
Задание №12.
Назовите закономерность эволюции, которая наблюдается в
сходстве формы тела и плавников у китовой акулы и касатки
Назовите закономерность биологической эволюции,
которую можно наблюдать на примере данных животных
Задание №13.
Назовите форму
конвергентного развития,
свойственного для
генетически близких групп
организмов.
Конвергенция и дивергенция ???
•
Расхождение признаков в процессе эволюции;
•
Схождение признаков в процессе эволюции;
•
Гомологичные органы;
•
Аналогичные органы;
•
Усики гороха, иглы барбариса;
•
Корневище ландыша и клубни картофеля;
•
Хамелеон и агама;
•
Конечности крота и медведки;
•
Органы имеют единое происхождение;
•
Органы имеют разное происхождение;
•
Строение глаза осьминога и человека;
•
Типы ротовых аппаратов у насекомых.
Задание №14. Правдивы ли утверждения?
Правда ли, что нападая на свою жертву акулы
закрывают глаза? Если правда, то для чего они
это делают?
Почему
дельфины спят
с одним
открытым
глазом? Для
чего это нужно?
Домашнее задание
•
Составить кроссворд по теме:
«Эволюционное учение»
Спасибо за урок!!!