Напоминание

Эволюционное учение


Автор: Иневаткина Наталья Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Аловская средняя школа"
Населённый пункт: Республики Мордовия
Наименование материала: презентация урока
Тема: Эволюционное учение
Раздел: среднее образование





Назад





ЭВОЛЮЦИЯ

В ВОПРОСАХ И

ОТВЕТАХ

Цели урока: 1. Обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение»; 2. Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме. 3. Формирование и становление мировоззрения .

Задание №1. Разминка

1. эволюция

А.
Процесс преимущественного выживания и размножения наиболее приспособленных и гибель менее приспособленных.
2. адаптация

Б.
Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами
3. маскировка

В.
Необратимый и направленный процесс исторического развития живой природы
4. естественный

отбор

Г.
Особенности внутреннего, внешнего строения и поведения организма, позволяющие выжить в определенных условиях среды
5. борьба за

существование

Д.
Подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида
6. мимикрия

Е.
Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Задание №2. Биография
1. Талантливый, невезучий; 2. Боролся, отстаивал, доказывал 3. Создал первую эволюционную теорию 4. Творец 1. Трудолюбивый, обстоятельный 2. Путешествовал, наблюдал, анализировал 3. Выяснил причины эволюции живого 4. Гений 1. Эрудит, верующий 2. Описывал, систематизировал , организовывал 3. Создал искусственную систему 4. Трудоголик
Ж.Б.Ламарк

Ч. Дарвин

К. Линней


Задание №3. Развитие эволюционных

представлений
С точки зрения каждого из ученых (Линней, Ламарк, Дарвин) объясните механизм возникновения длинной шеи у жирафа

Длинная шея у жирафа появилась в

результате:

Внутреннего стремления к

прогрессу;

Упражнения и не упражнения

органов и их изменения;

Приобретенные признаки

передаются по наследству



Жираф

изначально

создан

"Творцом" с

длинной шеей

У предков жирафа

возникли мутации,

приведшие к

удлинению шеи;

Жирафы с более

длинной шеей имели

больше

возможностей

выжить и дать

потомство.

М у т а ц и о н н а я и з м е н ч и в о с т ь Модификационная изменчивость 1.Передается по наследству. 2.Зависит от хромосом. 3.Можно заранее предсказать, как изменится организм под воздействием внешних условий. 4.Изменчивость адекватна по отношению к вызвавшей причине. 5.Служит материалом для эволюции. 6.Сюда относится комбинативная изменчивость
Определить форму изменчивости На ферме улучшили кормление коров - молока стало больше. Ухудшили, кормление - молока стало меньше. В гнезде галки среди галчат один галчонок оказался белым. У кошки выработали условный рефлекс. При сильном освещении у травяной лягушки исчезает темный пигмент на коже, при затемнении пигмент сохраняется. У зайца осенью мех становится гуще. При хорошем уходе вырос хороший урожай моркови, при плохом уходе морковь уродилась мелкая. У примулы один из цветков был крупнее других и имел 6 лепестков вместо 5. У одного растения душистого табака из почки вырос необычный побег с красивыми полосатыми листьями. Муху дрозофилу облучили рентгеновскими лучами, и у ее потомков появились различные изменения.
Определить формы борьбы за существование • Деревья в смешанном лесу; • Стая обезьян; • Поедание хищниками своих слабых сородичей; • Верблюжья колючка в пустыне; • Отношения черного и рыжего таракана; • Акула и рыба – боцман; • Лиса и мышевидные грызуны; • Борьба бобра с сильным паводком; • Корова и бычий цепень; • Турниры самцов оленей; • Подосиновик и осина .

Задание №4. Критерии вида



Задание №5. Формы естественного отбора
Охарактеризовать формы отбора Характерные признаки для: • Условия среды изменяются; • Сохраняется средняя величина показателя; • Условия среды постоянны; • Происходит изменение признака; • Происходит сохранение признака; • Приводит к образованию нового вида;

В Сибири преимущественно выживают зайцы со средними

размерами ушных раковин. Уши зайцев, живущих южнее,

имеют большие размеры. Назовите какую форму естественного

отбора иллюстрируют эти кадры. Какое значение имеет размер

ушных раковин?


Задание №6. Формы адаптаций

Назовите форму адаптации и поясните ее значение.

1.


2.


3.


4.


5.


мимикрия

предупреждающая

окраска

покровительственная

окраска

маскировка

приспособительное

поведение


Задание №7. Макроэволюция

макроэволюция

биологический

прогресс

биологический

регресс
 возрастание приспособленности организмов к среде  уменьшение численности особей в популяции  увеличение количества подчиненных систематических групп  сужение ареала  уменьшение числа систематических групп  снижение приспособленности организмов к среде  расширение ареала  увеличение численности особей

Задание №8. Направления развития организмов
амурский тигр серая крыса выхухоль ондатра одуванчик
Биологический

прогресс:

Биологический

регресс:


Задание №9. Главные направления эволюции

ароморфоз

дегенерация

идиоадаптация
усложнение структурно- функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не меняющее уровня организации организма упрощение организации, ведущее к исчезновению органов активной жизни

Задание №10.

1.

Появление хлорофилла

2.

Возникновение фотосинтеза

3.

Образование ластов у дельфина

4.

Утрата листьев и превращение их в колючки

5.

Появление сочной мякоти в сочных плодах

6.

Появление корней у папоротников

7.

Появление плода у покрытосеменных

8.

Наличие нектара у насекомоопыляемых растений

9.

Утрата органов кровообращения у бычьего цепня

10.

Утрата корней у повилики

ароморфоз

идиоадаптация

дегенерация


Задание №11. Общие закономерности эволюции
Хищные Рукокрылые Парнокопытные Насекомоядные Класс ____________ Укажите закономерность эволюции, которая продемонстрирована на данной схеме и какие таксономические единицы подвергаются данному процессу

Дивергенция у растений
колючки кактуса усики гороха колючки барбариса

Задание №12.

Назовите закономерность эволюции, которая наблюдается в

сходстве формы тела и плавников у китовой акулы и касатки


Назовите закономерность биологической эволюции,

которую можно наблюдать на примере данных животных


Задание №13.

Назовите форму

конвергентного развития,

свойственного для

генетически близких групп

организмов.

Конвергенция и дивергенция ??? • Расхождение признаков в процессе эволюции; • Схождение признаков в процессе эволюции; • Гомологичные органы; • Аналогичные органы; • Усики гороха, иглы барбариса; • Корневище ландыша и клубни картофеля; • Хамелеон и агама; • Конечности крота и медведки; • Органы имеют единое происхождение; • Органы имеют разное происхождение; • Строение глаза осьминога и человека; • Типы ротовых аппаратов у насекомых.

Задание №14. Правдивы ли утверждения?

Правда ли, что нападая на свою жертву акулы

закрывают глаза? Если правда, то для чего они

это делают?


Почему

дельфины спят

с одним

открытым

глазом? Для

чего это нужно?

Домашнее задание • Составить кроссворд по теме: «Эволюционное учение»
Спасибо за урок!!!


В раздел образования