Автор: Моринова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ № 61" Населённый пункт: город Братск Наименование материала: Статья Тема: Эссе "Дневник воспитателя" Раздел: дошкольное образование
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Дневник воспитателя»
(1983 - 1987)Педагогическое училище.
«Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к
этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и
чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира»
(М. Горький)
Еще
в
восьмом
классе
средней
школы
я
определила
для
себя:
«Буду
воспитателем!»
На
вопрос
родителей:
«Почему
я
выбираю
профессию
воспитателя?» Я не задумываясь, отвечаю: «Воспитатели - люди, которые в
душе всегда остаются детьми, иначе дети не примут, не пустят их в свой
мир».
А вокруг меня всегда находятся дети: две младшие сестры, соседские и
просто незнакомые ребята, их как магнитом тянет ко мне. Я с радостью
организовываю
детские
игры,
сочиняю
и
рассказываю
сказки
для
них,
устраиваю
детские
концерты,
которые
мы
показываем
родителям.Самое
главное я - люблю детей, люблю просто так, ни за что, отдаю им своё сердце,
время и внимание, теплоту и заботу.
(1987 -1991) Я выпускница педагогического училища
«Истинное воспитание состоит не столько в правилах,
сколько в упражнениях» (Жан-Жак Руссо)
Я
молодой
специалист
-
это
возможность
постоянно
находиться
в
мире
детства,
сказки
и
фантазии.
Особо
осознаёшь
значимость
профессии
воспитателя, когда видишь распахнутые глаза детей, готовые вместить в себя
весь мир, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест. Глядя в
детские глаза понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная.
Я ясно понимаю, что должна заложить тот фундамент отношений между
детьми
и
педагогом,
чтобы
они
с
желанием
шли
к
открытиям
нового,
созданию необычного.
Задала
себе
вопрос:
«Какой
воспитатель
нужен
детскому
саду?
Чему
я
должна научить детей в первую очередь? Что я должна вложить в маленького
человечка,
чтобы
он
вошел
в
школьную
жизнь
твердыми
уверенными
шагами?»
И в первый год работы я «нашла» на него ответ…
Такой,
как
и
во
все
времена
–
добрый,
приветливый,
внимательный,
т е р п е ли в ы й ,
любознательный, интересующийся жизнью, умеющий оставлять все свои
личные проблемы за дверью детского сада.
Сначала, мне неловко было выходить в приёмную к родителям… Я совсем
молодая и неопытная в деле воспитания детей, что я нового им сообщу, кто я
для них? Они взрослые люди – родители, а у меня только диплом…
Знаю, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и
родителями.
Ксвоему
первому
родительскому
собранию
«Давайте
познакомимся» я отнеслась со всей серьезностью. Для меня было очень
важным, чтобы родители оценили мой профессионализм и любовь к детям.
Родительское собрание провела в нетрадиционной форме (Это был КВН). В
ходе собрания ячувствовала интерес и поддержку со стороны родителей. Они
с
желанием
играли,
обсуждали,
слушали
рекомендации,
обменивались
опытом.
Мой первый новогодний утренник… и моя первая и, на мой взгляд, главная
роль Снегурочка… Я долго искала образ, и вот он! Героиня Настенька в
сказке Морозка! И теперь в каждый праздник для детей
и мой новый
неповторимый образ. У моих ребят чувство восторга, а у меня чувство
удовлетворенности.
Важную роль в моём профессиональном развитии «играет» заведующая Вера
Дмитриевна. Она всегда поддерживает мой нетрадиционный подход в работе,
советует мне, чтобы я старалась найти путь к сердцу каждого малыша, а
порой это очень нелегко. Но я никогда не сдаюсь и всегда иду вперед с гордо
поднятой головой, несмотря на трудности и огорчения.
Яявляюсь
активным
участником
методических
мероприятий
города
и
посещаю «Школу молодого специалиста». Я с удовольствием перенимаю
передовой
педагогический
опыт
и
внедряю
лучшие
достижения
в
свою
работу.
(1991 – 1993) Пять лет работы.
«Воспитание есть усвоение хороших привычек»
( Платон)
Я воспитатель с пятилетним стажем…, за плечами первый выпуск детей в
школу, гордость за своих воспитанников и слёзы расставания.
Сейчас, мой опыт работы позволяет мне организовать работу с родителями,
таким
образом,
что
ониосознают
важность
своего
педагогического
просвещения,
что
именно
они
в
первую
очередь
должны
заниматься
развитием и воспитанием детей, на них вся ответственность в закреплении и
повторении,
в
организации
необычных
праздников
и
развлечений,
интересных экскурсий и походов.Тесное сотрудничество и взаимопонимание
с родителями, их открытость позволили мне увидеть многие проблемы детей
«изнутри». Так, посещая своих воспитанников на дому, я понялапочему у
Влада
М.
на
всех
рисункаху
людей
руки
согнуты
в
локтях
–
это
руки
поднятые вверх.Он живёт с родителями в общежитии, в маленькой комнате и,
фактически, все стены заложены вещами до потолка.А в гостях у семьи
Алёши
И.
поняла,
почему
мама
«сдувает
с
него
пылинки»,
как
с
девочки.Семья потеряла своего первого ребенка.
Теперь я точно знаю, чтобы работать с малышами — нужно жить их «детской
жизнью», фантазировать вместе с ними, заботиться об их здоровье. И только
тогда в детском коллективе будет взаимопонимание и взаимоуважение.
Сегодня я с благодарностью вспоминаю свою первую наставницу Галину
Ивановну. Она истинный педагог, фанатично преданный своему делу. Ведь
очень важно видеть, как радуются встрече с воспитателем ребятишки, как
горят у них глаза во время рассказов о своих тайнах и интересных событиях.
Я научилась у нее «видеть» суть проблем родителей и детей и оказывать
необходимую помощь. Галина Ивановна всегда придерживалась принципа
«Воспитатель сам должен быть воспитан» (Карл Маркс) и я продолжаю
следовать этому мудрому изречению.
Я
постоянно
совершенствую
свое
мастерство,
используя
достижения
педагогической
науки
и
передовой
практики.
Я
иду
вперед,
осваиваю
инновационные технологии, нетрадиционные методы, но не забываю доброе
старое. Я много знаю и умею, и принимаю участие в городском конкурсе
«Воспитатель года», по итогам конкурса вошла в пятерку лучших педагогов.
Я с радостью делюсь наработанным опытом с начинающими педагогами и не
перестаю обучаться сама.
(1993 – 1998) Десять лет работы.
«Воспитание делает нас тем, чем мы являемся»
(Клод-Адриан Гельвеций)
Самая справедливая и важная оценка нашего труда - это реакция детей,
естественная и без фальши.
Я
с
твердой
уверенностью
каждый
день
говорю
себе:«Каждый
ребёнок
уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель,
и
неутомимый
экспериментатор.
Он
открыт
для
красоты
и
добра,
чутко
реагирует на ложь и несправедливость».
Огромную радость и гордость я испытываю от слов родителей, которые
рассказывают, как дети играют дома в «Детский сад» и копируютмои жесты,
речь, а придя утром в группу, заглядывают в дверь, чтобы узнать, чья смена.
Родители
признают
во
мне
педагога-друга,
они
советуются
со
мной
в
вопросах
воспитания
и
развития
детей,
прислушиваются
к
моим
рекомендациям, делятся своим опытом.
(1998 – 2003) Пятнадцать лет.
«Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы;
это и называется воспитанием, которое есть,
в сущности, не что иное,
как рано сложившиеся привычки»
(Фрэнсис Бэкон)
Пришло
время
для
передачи
своего
опыта.На
базе
нашего
дошкольного
учреждения
проходит
педагогическая
практика
студентов.
Мне
очень
нравится общение с будущими воспитателями. Я с удовольствием показываю
наиболее эффективные приемы организации детского коллектива. Стараюсь
включать их в проектную деятельность, акцентируя внимание на интересы
детей. Вместе со студентами принимаем активное участие в методическом
объединении по теме «Развитие интеллектуальных способностей детей через
исследовательскую деятельность».Мы провели интересное и увлекательное
исследование по изучению архитекторы зданий нашего города, их истории, а
также познакомились с архитектором. Данное исследование позволило нам
разработать
серию
игр,
пособий
по
конструированию
для
наших
воспитанников.
Теперь
студентам
я
передаю
свою
позицию,
что
быть
педагогом — это не просто быть хорошим воспитателем. Это значит быть
человеком, способным увлечь детей своими идеями, способным побудить их
к
п ол у ч е н и ю
з н а н и й ,
то
е с т ь
к
д а л ь н е й ш е м у
р а з в и т и ю
и
самосовершенствованию. Одним из важнейших моментов обучения является
создание
на
занятиях
условий
для
активного
взаимодействия
между
ребятами, условий для сотрудничества и взаимопомощи.
(2003 – 2008) Двадцать лет работы.
«Орудием и посредником воспитания
должна быть любовь, а целью — человечность»
( Виссарион Григорьевич Белинский)
Для меня ребенок главная ценность, я сотрудничаю с ним, поддерживаю его
индивидуальность,
творческий
потенциал.
Я
понимаю
детей,
способна
устанавливать индивидуальный и групповой контакт. Для детей игра – это
продолжение жизни, где вымысел – грань правды. Я в курсе современных
достижений педагогической науки. Мне присущи интуиция, вдохновение,
находчивость,
изобретательность,
педагогическая
увлеченность,
ясное
понимание «сверхзадачи» - воспитания человека. Я уважаю каждого ребенка,
верю в его возможности.
Сейчас
важным
методом
в
моей
работе
с
детьми
является
проектная
деятельность
и
социоигровая
педагогика.
Я
считаю,
что
это
наиболее
эффективные
методы
и
приемы
в
развитии
дошкольников.
Благодаря
включению
родителей
в
реализацию
детско-взрослых
проектовмногое
в
нашей
группе
сделано
руками
пап
и
мам
наших
детей.
Они
помогают
изготовить пособия для занятий, игры и иллюстрации. Родители проявляют
искренний интерес к жизни группы, выражают восхищение результатами и
продуктами совместной детской деятельности, эмоционально поддерживают
своего ребенка.
Я точно знаю, что в современных условиях детского сада трудно обойтись без
поддержки слаженного коллектива родителей. Именно поэтому, я провожу
родительские собрания, используя приемы социоигровой педагогики. Тесно
взаимодействуя, для решения поставленных заданий на собрании родители
знакомятся ближе друг с другом, находят точки соприкосновения, общие
интересы.
В
дальнейшем
они
активнее,
без
стеснений
включаются
в
подготовку детских мероприятий.
(2008–2013) Двадцать пять лет.
«Воспитать человека - значит воспитать
у него перспективные пути,
по которым располагается его завтрашняя радость»
(Антон Семёнович Макаренко)
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в
многообразии
программ
и
методических
разработок,
это
чуткий,
всегда
готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в
коллективе единомышленников. Это просто хороший человек.
Настоящий
воспитатель
это
тот
человек,
который
поймет
и
поддержит
ребенка в трудную минуту и просто скажет: «У тебя всё получится!» Дети как
губка – впитывают и хорошее, и плохое.Очень важно помнить дети будут
поступать с другими людьми точно так же, как это делают по отношению к
ним взрослые. Если мы будем относиться к нашим детям с уважением, они
будут вести себя с нами точно так же. Если мы честны и справедливы по
отношению к ним, значит, они будут поступать так же честно и справедливо.
А самое главное надо просто любить детей и к каждому ребенку относиться,
как к своему собственному.И я понимаю, что я их просто люблю! Люблю их
разных – и когда они плачут, и когда смеются, когда задают один и тот же
вопрос
по
сто
раз.
Когда
хулиганят,
и
когда
обнимаются,
и
даже
когда
обижаются и говорят: «Я к тебе больше не приду!» Я счастлива, потому что,
отдавая тепло своей души детям, становлюсь духовно богаче. Я уверена, что
не
стоит
бояться
рисковать,
меняться,
учиться
жизни.
Стоит
пробовать,
дерзать, творить, и никогда не останавливаться на достигнутом. Всё что я
умею
и
знаю,
я
хочу
передать
детям:быть
уверенными,
терпеливыми
и
любознательными;всегда приходить на помощь своему ближнему и просто
человеку, который находиться в трудной ситуации.
Мне очень хочется, чтобы
дети, повзрослев, помнили имена своих воспитателей в детском саду. Я
мечтаю, чтобы
по прошествиимногих лет кто-нибудь сказал своим детям,
внукам:
«А
этому
меня
научила
моя
воспитательница.
Давным-давно,
в
детстве!»
…Вот уже и мои воспитанники привели ко мне своих детей, и мы вместе
вспоминаем, смотря на фотографии, как мама или папа были маленькие и
ходили ко мне в детский сад.
Именно поэтому я остаюсь в своей профессии, я воспитатель! И может я
скажу
всем
до
боли
знакомую
фразу
«Надо
сеять
разумное,
доброе,
вечное…», и по-моему, в этом и состоит главная миссия воспитателя.