Напоминание

Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Руденко Наталья Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ШР "Детский сад № 1 "Буратино"
Населённый пункт: город Шелехов, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья. Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.
Основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

- Диагностический этап.
Сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса. -
Консультативно-проективный этап.
На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени. -
Деятельностный этап.
В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках. -
Консультативно-просветительское сопровождение семьи.

Родители
являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: -разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; -проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой. Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Алгоритм работы с ребёнком с ОВЗ в условиях ДОУ
Ребёнок с ОВЗ поступивший в детский сад Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребенка, в том числе информация с индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (ИПР), выяснение образовательного запроса
Воспитатели
Беседы, консультации, создание комфортной для ребенка психологической среды в группе
Специалисты (учителя-

логопеды/дефектологи, педагог-психолог,

муз. рук, инструктор по физической

культуре)
Первичные беседы, консультации, рекомендации, методическая помощь
Медработник ДОУ
Первичные беседы, встречи, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома
Администрация ДОУ
Заключение договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями) Реализация образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Заключение договора о ПМПк. Проведение промежуточной диагностики, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка- инвалида Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты, консультации) Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка- инвалида. Участие в работе ПМПк Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Выбор образовательного содержания, видов помощи с учетом имеющихся нарушений Составление графика приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендация лечащих врачей во время пребывания ребёнка в ДОУ. Участие в работе ПМПк. Создание условий для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в учреждении. Участие в работе ПМПк


В раздел образования