Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО
Автор: Руденко Наталья Юрьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МКДОУ ШР "Детский сад № 1 "Буратино" Населённый пункт: город Шелехов, Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Особенности сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения
преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных
возможностей.
Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства,
независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных
маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных
образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму
и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.
Основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
- Диагностический этап.
Сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого
нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения
всех участников коррекционно- педагогического процесса.
- Консультативно-проективный этап.
На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные
методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их
реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые
задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута
способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).
Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:
принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
непрерывность;
вариативность;
соблюдение интересов воспитанника;
принцип создание ситуации успеха;
принцип гуманности и реалистичности;
содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого
специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого
времени.
- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения
детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды,
которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь.
Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными
направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений,
адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе
выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
- Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они должны иметь всю
информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение
родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической
компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая
практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный
процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:
-разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
-проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение
открытых занятий; работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в
условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе
интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности
детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
Алгоритм работы с ребёнком с ОВЗ в условиях ДОУ
Ребёнок с ОВЗ поступивший в детский сад
Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребенка, в том числе информация с индивидуальной
программы реабилитации ребёнка-инвалида (ИПР), выяснение образовательного запроса
Воспитатели
Беседы, консультации, создание
комфортной для ребенка
психологической среды в группе
Специалисты (учителя-
логопеды/дефектологи, педагог-психолог,
муз. рук, инструктор по физической
культуре)
Первичные беседы, консультации,
рекомендации, методическая помощь
Медработник ДОУ
Первичные беседы, встречи,
рекомендации по осуществлению
индивидуального подхода к детям
в соответствие с диагнозом в
организации питания, организации
режимных процессов в детском
саду и дома
Администрация ДОУ
Заключение договора о
взаимоотношениях между ДОУ и
родителями (законными
представителями)
Реализация образовательной программы и индивидуального
образовательного маршрута ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребенка с ОВЗ
или ребенка-инвалида. Заключение договора о ПМПк.
Проведение промежуточной диагностики, изменение (дополнение)
содержания воспитательно-образовательной деятельности
Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребенка с
ОВЗ или ребенка-инвалида
Итоговая диагностика различных сфер развития ребенка с ОВЗ или ребенка-
инвалида
Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребенком (рекомендации, советы, памятки, буклеты,
консультации)
Разработка образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-
инвалида. Участие в работе ПМПк
Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка
с ОВЗ или ребенка-инвалида. Выбор образовательного содержания, видов
помощи с учетом имеющихся нарушений
Составление графика приема
лекарственных препаратов,
согласно заключению и
рекомендация лечащих врачей во
время пребывания ребёнка в ДОУ.
Участие в работе ПМПк.
Создание условий для ребенка с
ОВЗ во время его пребывания в
учреждении.
Участие в работе ПМПк