Напоминание

Строение и функции листа


Автор: Попова Елена Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12 имени В. Г. Распутина"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Строение и функции листа
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока

Предмет
Биология
Класс
6
Тип урока
Научная лаборатория
Тема
Строение и функции листа
Цель
Создать условия для углубления и систематизации знаний о строении, многообразии и функциях листьев растений
Задачи
1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение строение и функции листа. 2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, цифровым микроскопом, интерактивным рисунком, раздаточным материалом; навык распознавания листьев растений. 3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.
Формирование

УУД
Обеспечить достижение: 1) Личностных результатов обучения: формирование способности обучающихся к саморазвитию и самостоятельной познавательной деятельности; формировать позитивное эмоциональное отношение к сверстникам, их мнению; к изучаемым биологическим объектам; 2) Метапредметных результатов обучения: создать условия для формирования и развития научного мышления; развития умения самостоятельно ставить цели своего обучения; умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; умения выражать мысли в словесной форме; умения осуществлять контроль и самоконтроль деятельности; умения классифицировать и самостоятельно выбирать основания классификации; умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 3) Предметных результатов обучения: формирование представления о строении и функциях листа, многообразии листьев; формирование морфологических понятий – части листа (листовая пластинка, основание листа, черешок, прилистники), простые и сложные листья, жилкование листа, видоизменение листьев, внутреннее строение листа. Формирование умений работать с гербарием, описывать, выделять признаки для сравнения и сравнивать простые и сложные листья, умение работать с цифровым микроскопом.
Методы

методические

приемы
Технология АМО, рассказ, беседа, постановка проблемы, демонстрация: фотографий, интерактивных рисунков, видеофильмов, анимаций; сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы; смысловое чтение.
Образовательные

ресурсы
1. Биология: 6 класс Авторы Пономарёва И.Н., И.В. Николаев, О.А. Корнилова -М.: Вентана-Граф, 2014. 2. Биология. 6 класс. Методическое пособие. ФГОС Авторы Пономарёва И.Н., И.В. Николаев, О.А. Корнилова -М.: Вентана-Граф, 2013. 3. 1С: Школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.
Оборудование
Учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку «Строение и функции листа», цифровой микроскоп, микропрепарат «Лист камелии – поперечный разрез», предметные и покровные стекла, стаканчик с водой, пипетка,
листья традисканции, гербарий листьев: простых и сложных, типы жилкования, видоизменение листьев, дидактические карточки для описания листьев, комнатные растения, бумажные листочки.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты
1. Фаза 1. Начало образовательного мероприятия 1.1 Приветствие АМО «Дружба начинается с улыбки» Звучит музыка «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки» Встали ровно! Подтянулись! Широко всем улыбнулись. Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться! Здравствуйте, ребята, гости! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Вместе весело шагать в страну знаний». Приветствуют учителя Волевая саморегуляция на усвоение знаний (Р) 1.2 Вхождение или погружение в тему (определение целей урока) Сейчас я хочу предложить вам послушать стихотворение, которое поможет сформулировать тему урока. Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись спят. Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя, Цветем и блестим И кратное время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе, Выступающий ученик читает стихотворение Тютчева Ф.И. «Листья» Формулируют тему и цели урока. Уметь замотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность (Л) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Р)
Играли с лучами, Купались в росе!.. Но птички отпели, Цветы отцвели, Луга побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите! Мы с вами летим!...Ф. Тютчев О чем говориться в этом стихотворении? Какие слова в этом стихотворении указывают на лист? Листья в природе разнообразны. Они появились очень давно, когда у растений не было ни корня, ни цветка, ни плода, ни семени. Подумайте и скажите, для чего у растений появились листья? Посмотрите на слайд и подумайте, связаны эти рисунки (лист, свет, крахмал) между собой или нет? Попробуйте дать определение: «Что такое лист? Какая тема урока?» Итак, тема нашего урока «Строение и функции листа» Подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу: «Давайте определим, чем мы конкретно будем заниматься? Что мы должны узнать, чтобы Называют тему урока Тема нашего урока «Строение и функции листа» Изучить внешнее и внутреннее строение, м н о г о о б р а з и е и ф у н к ц и и л и с т ь е в растений. Б у д е м р а б о т а т ь
доказать, что лист выполняет функции фотосинтеза, газообмена и испарения?». Как мы будем работать на уроке, чтобы ответить на эти вопросы? самостоятельно и в г р у п п е , н а х о д и т ь и н ф о р м а ц и ю в учебниках, энциклопедиях. 1.3 Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательно й среды) Метод «Дерево ожиданий» Заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале занятия участникам раздают ся з а р а н е е заготовленные листики. По мере того, как ожидания будут исполняться, т.е. листики начнут «желтеть или краснеть», можно их снимать и «собирать» в гербарий. Этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед. На зеленых листочках участники пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. Е с л и у ч а щ и й с я опасается, сомневается, ч т о е г о о ж и д а н и е исполниться, то свои опасения они пишут на желтых листочках. Во-первых, понять, каких результатов учащийся должен достигнуть к моменту завершения урока, во- вторых, сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам, а, в- т р е т ь и х , э ф ф е к т и в н о н а ч а т ь погружение в изучаемый материал. (Л) 1.4 Д е л е н и е н а группы (АМО «Листопад») Листья солнцем наливались. Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели И по ветру полетели. Приклеивает заранее листочки разной формы на стулья и просит учащихся найти их. К а ж д ы й у ч а щ и й с я с р а в н и в а е т с в о й листочек с другими л и с т о ч к а м и . П о схожести листочков создают ся р а б о ч и е группы. Работают индивидуально, в парах, вступают в диалог, обмениваются мнениями (К)
Фаза 2. Работа над темой
2.1 Интерактивная лекция ( п е р е д ач а и объяснение педагогом новой информации) В процессе деления на группы вы сравнивали листья растений, что вы обнаружили? Чем отличались листья? Листья в процессе эволюции образовались из слоевища водоросли, значит, у них будут и сходные части в строении. Какие основные части листа? Давайте откроем учебник параграф 9 стр.48 и прочитаем статью «Внешнее строение листа до слов «У многих растений…»». А теперь откроим интерактивный рисунок и Листья имеют сходные ч а с т и : л и с т о в а я пластинка, черешок, о с н о в а н и е л и с т а , прилистники. Отличия по строению листа: черешковые и сидячие, простые и с л о ж н ы е , т и п ы Межличностные отношения (Л) Вступают в диалог, обмениваются мнениями (К) Контроль в форме сличения действия с эталоном (Р) Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов, с целью выделения существенных признаков; выбор оснований для
найдем все части листа. Молодцы!!! жилкования листьев: перистое, параллельное, пальчатое, дуговое. классификации объектов, смысловое чтение (П) 2.2 Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся н а д т е м о й у р о к а А М О «Научная лаборатория») Организует работу в Научной лаборатории: «Тема для исследования: выяснить особенности строения листа, обеспечивающие фотосинтез, газообмен и испарение воды» (Приложение №1) 1 группа работает с гербарием «Внешнее строение листа» 2 группа работает с гербарием « Типы жилкования» 3 группа работает с микропрепаратами: «Поперечный лист камелии», « Кож и ц а традесканции» 4 группа работает с гербарием «Видоизменения листьев». Работают с гербариями, дидактическими карточками, выполняют з а д а н и я « Н ау ч н о й лаборатории», составляют отчет о проделанной работе. Самоопределение, смыслообразование (Л) Умение выражать свои мысли и работать в группе (К) Саморегуляция к мобилизации сил и э н е р г и и ; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы (Р) Анализ объектов, структурирование знаний (П)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
3.1 Эмоциональная разрядка (разминки) Организует паузу: читает стихотворение и показывает движения
Физкультминутка
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал. Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой. И последний лист с осинки ветер бросил на тропинку. Повторяют движения за учителем Саморегуляция к мобилизации сил и энергии (Р) 3.2 Итоговая конференция « Л и с т – особый орган растения» Побуждает к обобщению изученного материала по алгоритму: 1. Называние темы исследования… 2. Цель исследования… 3. Вывод: какие особенности строения листа, обеспечивают фотосинтез, газообмен и испарение Защита ре зульт атов д е я т е л ь н о с т и п о алгоритму. П р е д с т а в и т е л и о т каж дой группы п о очереди выходят к Анализ объектов, структурирование знаний (П)
воды. доске и представляют результаты. Обучающиеся д о п о л н я ю т и корректируют ответы. 3.3 Подведение итогов (рефлексия, а н а л и з и оценка урока) 1) Обращая внимание на «Дерево ожиданий»: «Ребята! Вспомните, пожалуйста, все ли ожидания ваши исполнились? Если исполнились, давайте соберем листья в гербарий, если нет, то есть повод еще нам встретиться на следующем уроке» Отвечают на вопросы, у ч а с т в у ю т в о б с у ж д е н и и . З а правильные от ве т ы учащиеся получают листики. Осознание своих возможносте й в учении (Л) Умение полно и точно выражать свои мысли (К) Выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; о с о з н а н и е кач е с т ва и у р о в н я усвоения.(Р) Структурирование знаний; синтез – составление целого из ч а с т е й ; установление причинно-следственных связей. (П) 3.3 Рефлексия деятельности АМО «Научная лаборатория» Предлагает участникам представить, что сегодняшний день они провели в Научной л а б о р ат о р и и и н ау ч н ы й р у ко в о д и т е л ь лабораторией просит их выбрать и продолжить фразу: - Мне пригодится в жизни…, потому что… - Больше всего мне понравилось… - Было сложным для нас задание …, потому что… - Мы нашли подтверждение.… Участники пишут свои ответы на листочках, приклеивают на доску и комментируя их. Нравственно-этическое оценивание Способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в уч е н и и , с вя з ы ва я ус п ехи с у с и л и я м и , т р у д о л ю б и е м ; самоопределение (Л) Оценка (Р) Вступают в диалог (К) 3.4 Ко н т р ол ь з а проце ссом и результатом учебной деятельности школьников 1. П редлагает учащимся в зять л и с т самооценка и оценить свою работу на уроке. (Приложение №2) 2. П редлагает учащимся в зять л и с т взаимооценки и оценить работу на уроке других групп. (Приложение №3) 3.Собирает дидактические карточки с отчетом по проделанной работе, для последующей проверки 4. Делает оценку работе команд по критериям: З а п о л н я ю т б л а н к и листов самоконтроля и взаимоконтроля. Сдают дидактические карты О ц е н к а р е з ул ь т а т о в р а б о т ы ; осознание качества и уровня усвоения материала.
Самая работоспособная…. Самая активная…. Самая дружная…. Самая трудолюбивая…. Самая ответственная….


В раздел образования