Автор: Маколикова Евгения Вячеславовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ центр развития ребенка - д/с № 52 Населённый пункт: Московская обл., Одинцовский р-н, пос. Горки-10 Наименование материала: Статья Тема: Развитие речи в онтогенезе Раздел: дошкольное образование
Хочется
начать
своё
выступление
с
высказывания
Александра
Николаевича Радищева: «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь
просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно
есть, столь чудесно, как наша речь».
Речь – это специфический способ формирования и формулирования
мыслей
с
помощью
языковых
средств.
Речь
присуща
только
человеку.
Аристотель писал: «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой».
Я считаю, что он говорил именно о том, что нужно речь развивать, поэтому
хочу
описать
стадии
развития
речи
в
онтогенезе.
Исследования
в
этой
области идут уже многие годы и до недавнего времени существовали споры о
том, когда ребенок становится восприимчив к речи. Результаты исследований
Энтони Де Каспера, проведенные в 70-х годах прошлого века, поставили
точку в этих спорах.
В
его
эксперименте
принимали
участие
мамы
на
7-8
месяце
беременности.
Ребенку,
находящемуся
в
утробе
матери,
на
протяжении
последних
шести
недель
беременности
два
раза
в
день
на
магнитофоне
проигрывали один и тот же рассказ. Новорождённым детям проигрывали два
рассказа: тот, который они «слышали» до рождения, и новый – незнакомый.
Эксперимент состоял таким образом, что если ребенок усиливал сосание, то
запись
продолжалась,
если
же
прекращал
или
сосательное
поведение
достигало обычного уровня, то проигрывание записи тут же прекращалось.
Выяснилось, что младенцы адаптировали сосательное поведение так, чтобы
слушать
знакомый
рассказ,
и
прекращали
сосание,
когда
слышали
незнакомый рассказ. Удивительно было и то, что, даже находясь внутри
матери, дети реагировали на новое и ранее услышанное по-разному. Обе
группы беременных женщин на тридцать пятой неделе три раза в день в
течение месяца читали два разных стихотворения вслух. Через месяц оба
стихотворения, зачитываемые незнакомым голосом, транслировались через
магнитофон плоду (динамик был расположен примерно в 20 сантиметров от
живота
мамы).
Исследователи
увидели
значительное
изменение
2
сердцебиения
ребенка
при
проигрывании
знакомого
стихотворения.
Результаты описанных экспериментов свидетельствуют о том, что уже во
внутриутробном состоянии дети реагируют на сложные речевые воздействия.
Эти
исследования
подтверждают
точку
зрения
Джерома
Брунера,
который говорил, что речь, в первую очередь, нужна для взаимодействия,
поэтому родители как никто другой оказывают влияние на ее формирование.
С точки зрения Брунера, первые слова ребенка ориентированы именно на
совместное
выполнение
действия.
В
качестве
примера
он
приводит
следующие
семь
отношений,
появляющихся
на
самой
ранней
стадии
усвоения речи.
Уже
на
первой
неделе
жизни
обращение
к
ребенку,
особенно
с
негромкой речью приводит к успокоению. И вот на 2-3 месяце наступает
момент, когда ребенок должен «заговорить» – еще не по-настоящему, потому
что гуление – это не сама речь, а подступы к ней. И все же: ГУ-АГУ-ГУ-ГУ
не молчание и не младенческий крик. Примечательно, что во время гуления
ребенок
лежит
и
как-то
по-особенному
смотрит
вверх.
Особенно
удивительно, когда он вдруг издает протяжное «ОМ» и многозначительно
замолкает, возведя глаза к небу. Это «ОМ» очень похоже на «аминь» в конце
молитвы
–
по
форме
и
по
интонации.
По
этому
поводу
можно
сказать
следующее: ребенок гулит независимо от того, находится он в речевой среде
или
нет.
Существуют
почти
фантастические
гипотезы,
что
он
слышит
космические шумы, а в них, согласно некоторым источникам, преобладают
ГУ, М и Н.
После 6 месяцев появляется детский лепет (ма-ба, па-па-па), которым
сопровождается все время бодрствования ребенка. Лепетным интонациям
ребенка учит взрослый, который произносит так называемые детские слова,
состоящие из ритмически повторяющихся слогов, например: «тра-та-та, тра-
та-та, мы везем с собой кота». Но вот что удивляет, в полноценном лепете
детей присутствуют все звуки, которые составляют фонетические системы
3
разных языков мира. Для чего это дано? Чтобы ребенок мог овладеть любым
языком. Родись русское дитя в Китае, оно с легкостью заговорит по-китайски.
Следующая стадия – автономная речь. Автономная речь представляет
собой переходную форму речи – между пассивной и активной речью.
Для
адекватного
развития
речи
очень
важно
благожелательное
отношение к речевой активности ребенка, необходимо его стимулировать и
поддерживать в этой активности. Однако взрослому не следует употреблять
детских слов, речь взрослого должна быть образцом, и от того, насколько
разнообразна
лексика
и
правильна
грамматика
речи
взрослого,
зависит
уровень освоения речи ребенком.
Для
развития
речи
детей
нужно
использовать
различные
игры
и
упражнения. Например, пальчиковые игры, полезны тем, что зона, в коре
головного
мозга
отвечающая
за
моторику
пальцев
расположена
рядом
с
зоной, отвечающей за речь, поэтому, когда ребенок выполняет пальчиковую
гимнастику, она раздражает отдел, отвечающий за речь.
Обсуждая проблему развития речи в онтогенезе необходимо учитывать
то, как оценивают уровень речевого развития детей. С точки зрения Брунера
есть семь типов отношений, и их развитие оказывает влияние на становление
речи
детей
в
онтогенезе:
первый
тип
отношений
–
вокатив,
малыш
произносит слово мама, требуя что-нибудь. Второй тип отношений – это
действие выполняемое субъектом, произносимое слово – «ушла», ситуация,
когда
ребенок
произносит
слово,
когда
мама
покидает
ребенка.
Третья
ситуация – требование объекта, произносит «молоко», когда тянется за ним.
Четвертая – неодушевленный объект действия, «ложка» говорит, когда мама
достает ложку. Пятая стадия – действия в отношении к неодушевленному
объекту. Шестая стадия – человек, подвергающийся действию, произносит
«мама», давая ей что-либо. Седьмая стадия – действия по отношению к
объекту
действия.
Произносит
«мама»
передавая
маме
предмет,
которым
только что пользовался сам.
4
А теперь хочется остановиться на показателях речевого развития у
детей, так, например, в 1,5-2 года наступает период усиленного развития
понимания
речи
взрослых,
быстро
увеличивается
количество
слов,
появляются первые фразы. Объем произносимых слов полуторагодовалым
ребенком – 10-15. Мозг ребенка в этом возрасте приспособлен к усвоению
языка. Его мозговые функции максимально готовы усвоить слова – и правила
их сложения во фразы. Очень важно в этот период обеспечить ребенку
необходимый объем словаря и образцы правильной речи взрослых из его
окружения. В 2 года 3 месяца ребенок употребляет в речи местоимение я.
Далее в 2 года 6 месяцев адекватно использует названия цветов, а к 3-м годам
согласует имена прилагательные и глаголы прошедшего времени. Также к
трем годам ребенок понимает слова-обобщения, начинает использовать их в
активной речи. Далее дети этого возраста начинают понимать и замечать
неправильное
произношение
у
других
детей.
С
трех
лет
дети
начинают
применять рифмы к словам.
Таким образом, речь человека в своем развитии проходит ряд стадий,
ступеней развития, самое главное условие для успешного овладения речи
ребенком – это постоянное общение со взрослым.
Как стимулировать речь ребенка? Ответ на этот вопрос достаточно
прост: как можно больше и правильно общаться с ребенком. С первых лет
жизни,
вовлекаясь
в
атмосферу
родной
речи,
мы
усваиваем
не
только
определенный запас слов, но и грамматическую сторону языка.
Большую роль в развитии речи имеет развитие слуха и зрения. Речь
обладает
определенными
свойствами,
а
именно
понятно стью,
выразительностью, действенностью, содержательностью. При помощи языка
осуществляется отвлеченное мышление, происходит накопление и передача
опыта, знаний, умений.
Наша
задача,
не
просто
научить
ребенка
говорить,
а
научить
его
говорить правильно!
5
Список использованной литературы:
1. Веракса А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве. – М.: Владос, 2012.
2. Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. – М.: В.Секачев, 2016.
3. Общая психология: Курс лекций, составитель Е.И. Рогов. – М.:
гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.
4. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. – М.: ПЕРСЭ, 2014.
6